«В мире бизнеса не все в порядке с мышлением»
Известный бизнес-скептик Фил Розенцвейг разбил в пух и прах учения великих "бизнес-гуру"
Восприятие постоянно играет с людьми злую шутку. "Он такой красивый, такой умный",— думает девушка о новом бойфренде. Через пару недель выясняется, что парень болван. Раз у телефона отличный дизайн, то он качественный — решает любитель гаджетов. Через полгода телефон ломается. Присяжные выносят мягкий приговор "доброму" преступнику, а через год того ловят снова. В этих случаях срабатывает так называемый эффект ореола — на основе общего впечатления люди выносят суждения о частностях. Профессор бизнес-школы IMD Фил Розенцвейг считает, что это свойство психики вредит и бизнесу. Эффекту ореола подвержены "бизнес-гуру", которые дурят голову и себе, и нам.
"СЕКРЕТ ФИРМЫ": Метод Тома Питерса и Джима Коллинза вы называете "наукой о сказках", а самих авторов — "самозваными титанами мысли". Что не поделили?
ФИЛ РОЗЕНЦВЕЙГ: Проблема в претензиях бизнес-бестселлеров на научность. Люди считают их хорошими книгами. Я спрашиваю: "А с чего вы взяли?" "Ну, авторы проделали такую работу, выборка исследований впечатляет",— отвечают те. Но какой толк от количества информации, если данные изначально испорчены? "Гуру" работают так: берут успешные компании и пытаются узнать у их менеджеров причину успеха. Но человек склонен к рационализации: если нет объяснения, он его придумывает. Когда прибыль растет, люди говорят: "Вау, у компании отличная стратегия, лидер-визионер, мотивированные люди, она держится за клиентов". Когда она же приходит в упадок: "Обленились, стали высокомерными, отвернулись от покупателей". Это психологический феномен: результаты компании определяют то, как мы ее воспринимаем. Выходит, что "формулы успеха" на деле не имеют отношения к успеху. Это просто людские мнения! Увы, мы любим красивые сказки.
СФ: Гуру нас сознательно дурачат?
ФР: Питерс задал моду — первым сравнил успешные компании между собой и вывел формулу. Вскоре компании из его выборки стали регрессировать. Но, к его чести, он не пытался выдать свой труд за точное исследование. А вот Коллинз делал заявления о научной значимости своих работ. Что, конечно, полный абсурд. Сознает ли сам Коллинз, что в его книгах что-то не так, и скрывает это или просто не сознает? Не знаю. Я передал ему свою книгу через общих знакомых. Его позиция такова: "Слишком занят, не читал". Я его понимаю. Доказать мою неправоту трудно. А признать, что я прав,— очень болезненно.
СФ: А стоило ли связываться? Думаете, кто-то всерьез следует советам гуру?
ФР: Раз миллионы читают, значит, кто-то следует. Говорят, что CEO Microsoft Стив Балмер черпал вдохновение из книги "От хорошего к великому". Сейчас он, вероятно, недоволен — результаты ухудшились. Впрочем, путь "к великому" по Коллинзу составляет 15 лет, книга появилась лишь в 2001 году, так что у Балмера еще есть уйма времени. А если серьезно, то ждать не надо. Просто задайте себе вопрос: "Может ли работать рецепт успеха, полученный с помощью эффекта ореола?"
СФ: Можно ли найти формулу, если провести исследование грамотно?
ФР: Нет. Бизнес-успех — не физический закон. Он не абсолютен, а относителен, то есть имеет значение в контексте конкуренции, а не сам по себе. Если вы и я будем следовать одинаковым инструкциям, мы оба не сможем прийти к успеху.
СФ: А как же "стратегия голубого океана", авторы которой нашли формулу успеха без конкуренции?
ФР: Они совершили классическую ошибку. Выбрали компании, которые создали свои "голубые океаны", но ничего не сказали о тех, кто пытался уйти от конкуренции и погиб. А их множество! Возможно, в некоторых голубых океанах нельзя жить: там нет еды и кислорода. "Когда конкурент начинает дышать в затылок, нужно бежать в голубой океан, или, вступив в борьбу, окрасить воды кровью?" — этот вопрос менеджеры задают ежедневно. На него нет ответа, так как никто не попробовал сравнить тех, кто пытался остаться, с теми, кто пытался уйти.
СФ: Итак, нужно довериться фатуму?
ФР: Не нужно бросать монетку или молиться богам. Успех не гарантирован, но и не случаен. Он посередине. Управление — это "делание", набор выборов, осуществляемых в ситуации неопределенности, с целью увеличить вероятность успеха. Это и есть менеджерская мудрость.
СФ: Кто из руководителей мудр?
ФР: Энди Гроув (бывший глава Intel.— СФ), экс-CEO Vodafone Арун Сарин... В конце 1990-х Vodafone снимала сливки с растущего рынка мобильных телефонов. К 2003 году, когда пришел Сарин, конкуренция усилилась, и компания начала сдавать. Многие говорили: "Арун плохой руководитель — результаты падают". Но он несколько раз сделал удачный выбор в трудном экономическом окружении: Vodafone занялась фиксированными широкополосными сетями, вышла на рынки Турции и Индии. Конечно, результаты Аруна скромнее, чем у его предшественника, но таков рынок.
СФ: Не создаете ли вы ореол над Сарином и Гроувом?
ФР: Они действительно образцы для подражания. Если вы возьмете на вооружение их подход к анализу информации и принятию решений, то повысите вероятность успеха. Но повторить их результаты не получится — рецепта у меня нет. Знаете, один человек прочитал мою книгу и спросил: "Где формула?" Я ответил: "Если ты ее все еще ищешь, прочитай-ка книгу второй раз".
СФ: Ваша книга тоже образец?
ФР: Я хочу помочь людям мыслить более критично. Чтобы они спрашивали себя: "Минуточку, а эти данные правильные или нет? Выводы правильные или нет?" В мире бизнеса не все в порядке с мышлением. Люди верят в то, что им говорят другие. Менеджеры-практики, с которыми я работаю в IMD,— умные и честные ребята, которые хотят добиться успеха. Но многие из них не умеют думать своими головами. Я вижу инженеров, сейлз-менеджеров или финансистов, неспособных оценить информацию, которую они получают. И это меня расстраивает. Менеджмент — это не ракетостроение, это не так сложно. Есть основы, о которых каждый из нас должен подумать.
"Берется маленькая скромная фирма, желательно из какой-нибудь ветхозаветной отрасли, показывается, как благодаря упорству и добросовестности она вырастает в прекрасного лебедя, и у нас получается "От хорошего к великому". Коллинзу не нужно было далеко ходить в поисках проверенного архетипа, в котором воплотились бы наши потаенные надежды. Даже само название "От хорошего к великому" выглядит как подражание "Из грязи в князи"".
Фил Розенцвейг
Эффект ореола
СПб: Бест бизнес букс, 2008
|
24.10.2008
Секрет фирмы
|