Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Знак сверху

Производителям пластиковых карт придется потесниться

Российские производители пластиковых карт за последние 10 лет смогли уверенно опередить иностранцев. Однако темпы роста спроса на их продукцию замедляются, а на горизонте уже появились мощные конкуренты в лице госструктур и крупных корпораций. В частности, «Гознак» и «Ситроникс».

Производство пластиковых карт в компании «Розан» начиналось в середине 90-х годов на самом простом оборудовании, располагавшемся в нескольких комнатах, и работали на нем всего несколько человек. Нанесение печати на пластиковую карту – довольно сложный процесс, так как пластик – капризный материал, и качественно напечатать на нем изображение гораздо сложнее, чем на бумаге. Основная проблема – даже не в нанесении печати, а в дальнейшем ее закреплении, ведь пластик не впитывает краску. В эпоху «раннего Ельцина» всего у нескольких организаций в Москве было нужное оборудование. Когда компания «Розан Файнэнс» только возникла, ее генеральному директору Олегу Умаровичу Айбазову (в компании не разъяснили, состоит ли он в родстве с сенатором от Карачаево-Черкесии Ратмиром Умаровичем Айбазовым) приходилось самому работать «за принтером» – над изготовлением карт. Постепенно мощности увеличивались, технологии усложнялись, и на сегодняшний день производственные площади и офис «Розана» занимают целое здание на территории спецавтобазы Московского метрополитена. Сегодня половина всех пластиковых карт, которые выдают клиентам банков на пространстве от Краснодара до Камчатки, равно как и многие социальные карты, используемые российскими пенсионерами и инвалидами в городах России, изготовлены в этом здании. «Розан» вместе с еще примерно 3 – 4 конкурентами выпускают подавляющее большинство всех пластиковых карт, используемых в России торговыми сетями, муниципальными учреждениями, транспортными предприятиями, но прежде всего банками.

Русские идут

Хотя банковские карточки пришли в Россию как сугубо иностранная технология и большинство их эмитируется в рамках международных платежных систем, российские производители довольно быстро перехватили у иностранных конкурентов изготовление самого продукта. Для многих отечественных потребителей основным критерием является цена, а внутренние производители могут ее удерживать ниже из-за отсутствия таможенных пошлин.

Как отмечает первый заместитель председателя правления ОАО «Атташебанк» Регина Арутюнова, рынок производства банковских карт в России уже достаточно велик, и проблем с заказом пластика и сроками его изготовления не возникает, по крайней мере, при средних объемах.

Кроме того, одно из основных условий, предъявляемых заказчиками, – сроки изготовления. И здесь очевидное преимущество имеют отечественные производители, особенно расположенные максимально близко к финансовому центру России – Москве.

Оценить структуру «пластикового» рынка в России достаточно сложно. По данным Центробанка, за год выпускается около 25 млн штук, однако эксперты отмечают, что ЦБ считает только количество карточных счетов и не принимает во внимание, что многие банки заказывают карты «про запас». Поэтому некоторые эксперты говорят о производстве 80 – 100 млн в год.

По оценкам Сергея Волкова, начальника управления платежных инструментов Русского банка развития (РБР), российские производители покрывают примерно половину объема потребления пластиковых карт. В компании «Новакард» считают, что лидерами являются компании «Розан» и «Новакард», каждая из которых контролирует по 30% рынка, остальное делят ЗАО «Орга Зеленоград», основанная Sagem Orga, и несколько других иностранных производителей – Gemalto, Oberthur, Austria Card и Thames Card Technology. В самом «Розане» заявляют о том, что производят половину от поставляемых российским банкам карт. В любом случае, хотя на рынок постепенно вышли десятки новых типографий, лидерами по-прежнему остаются компании, вышедшие на рынок раньше других: «Новакард» приступила к производству пластиковых карт в 1994 году, а «Розан» – в 1995-м.

Расклад сил

Сейчас лидер рынка – компания «Розан Файнэнс», по ее собственным данным, выпускает более 40 млн банковских карт в год. Кроме того, она обеспечила социальными картами 6 млн человек в 9 регионах, включая Москву, Московскую область, Самарскую область, Магнитогорск, Башкирию. Есть также производство в Нигерии, где с развитием экономики растет спрос на банковские карты.

Известно, что в 2005 году Олег Айбазов вел переговоры о продаже 51% акций концерну «Научный центр» (КНЦ, ныне «Ситроникс»), дочерней компании АФК «Система». Тогда контрольный пакет оценивался в $5 – 10 млн. Однако сделка так и не состоялась, и владельцами компании по-прежнему остаются топ-менеджеры.

Свои доходы в «Розане» скрывают. По словам специалистов, стоимость одной пластиковой карты составляет от 0,5 до 3 евро в зависимости от типа и объема партии. Учитывая, что в последнее время большим спросом пользуются более дорогие чиповые карты, а компания предлагает и оборудование (считывающие устройства), развивает дополнительные услуги, при объеме производства в 40 млн штук ее оборот может составить порядка 40 – 50 млн евро.

Банки постепенно доверяют производителям карточек все больше функций. По словам Тимура Родионова, многие из них сами делают «персонализацию» – то есть наносят на карточки сопроводительные документы – имена и персональные данные клиентов. При банках существуют «бюро персонализации» («персбюро»). Раньше, когда рынок был не развит, независимых персбюро не было, банки стремились контролировать все процессы сами. Но персонализация требовала постоянного совершенствования, закупки нового оборудования, а в банках эти машины зачастую простаивают. Сегодня понятно, что содержать свое бюро нерентабельно, выгоднее разместить заказ.

Несмотря на это, темпы роста карточного рынка замедляются. В 2004 году он прибавил более 40%, в 2006 и 2007 годах – более чем по 30%. За первое полугодие 2008-го прирост выпуска карт составил всего 7,7%, и если такие темпы сохранятся, то за год этот показатель приблизится к 15%, говорят эксперты.

По словам Тимура Родионова, двукратное замедление вызвано рядом факторов. «Это связано с сокращением темпов роста зарплатных проектов, ведь порядка 90% карт, выданных населению – магнитные карты для перечисления заработной платы», – говорит он. Еще влияет деятельность банков по продвижению карт через почтовые рассылки.

Кроме того, по некоторым данным, самый активный распространитель карт посредством почты – банк «Русский стандарт» – в 2008 году существенно сократил эту программу. Таким образом, два главных двигателя рынка – «зарплатные проекты» и программы потребительского кредитования – заметно «сдулись».

Чипы против торможения

Пытаясь ответить на снижение темпов, компании – производители карт стараются завлечь потребителя повышением качества исполнения, оригинальным дизайном, вместе с банками задумываются о внедрении более сложных продуктов.

Продукция также дорожает, поскольку широкое распространение получают системы оплаты коммунальных платежей, услуг мобильной связи. Не остался в стороне и общественный транспорт, например, в Московском метрополитене бесконтактная система проезда создавалась при участии компании «Розан». Развивается проект по оплате проезда в метро с банковской карты. В Банке Москвы можно открыть счет, получить карту и оплачивать проезд. Как рассказал Родионов, этот проект расширяется, к участию приглашены другие крупные банки, но их имена не раскрыл, сославшись на коммерческую тайну.

Однако некоторые банковские аналитики опасаются, что проект окупится не быстро, учитывая низкий уровень технологической грамотности пассажиров. С другой стороны, отмечает аналитик ИК «Ак Барс» Полина Лазич, горожане у нас каждый месяц сталкиваются с очередями за проездными, и не исключено, что дополнительную услугу воспримут с благодарностью. Несомненно, это займет время и потребует средств, но повысит лояльность клиентов к своим банкам. Дополнительными услугами активно пользуются региональные банки, привязывая к себе клиентов, поэтому банки «федеральные», заходя в регион, испытывают затруднения.

Мировая тенденция перехода с магнитных карт на чиповые обусловлена еще и соображениями безопасности. Но, как отмечает коммерческий директор «Новакард» Вадим Устинов, спрос на высокотехнологичные карты с чипами во многом тормозится политикой банков – многие пока удовлетворены возможностями магнитных карт.

Новый старый знакомый

Рынок пластиковых продуктов в России еще не пришел к своему насыщению, и эксперты предсказывают дальнейший рост производства. И прежде всего развитие будет связано с освоением сегмента кредитных карт, на долю которых приходится сейчас порядка 10% в общем объеме выпуска.

«Спад производства вообще вряд ли наступит, так как уже имеющиеся сейчас потребители ритейловых услуг не откажутся от банковских карт, а значит, потребность в «пластике» хотя бы для перевыпуска будет постоянно сохраняться», – считает Сергей Волков. Регина Арутюнова не исключает также появление новых игроков, скорее всего, с участием зарубежных партнеров.

Но пока эксперты ждут иностранцев, на горизонте появились куда более серьезные конкуренты: о выходе на рынок уже заявили «Гознак» и «Ситроникс». В конкуренции с государственной «фабрикой денег» и «дочкой» АФК «Системы» основные поставщики, в том числе «Розан», безусловно, могут потерять долю рынка.

«Гознак» уже налаживает производство, которое в прошлом году было сертифицировано Visa и MasterCard, и к 2010 году госпроизводитель планирует занять не менее 20% рынка. Эксперты полагают, что появление нового игрока усилит конкуренцию, и в результате повысится качество, а стоимость пластиковых карт снизится. Первую партию Пермская печатная фабрика «Гознака» поставила к 1 сентября крупнейшему региональному банку Тюменской области – Запсибкомбанку. Кроме этого, сейчас у «Гознака» на стадии согласования договоры с региональными банками, в частности банком «Урал ФД», Экопромбанком, Уралтрансбанком, банком ВЕФК, банком «Девон-Кредит» и московским Промсвязьбанком.

В сентябре «Ситроникс» объявил о начале производства банковских карт, также получив сертификацию Visa и MasterCard. Основное соревнование, скорее всего, концерн начнет с «Гознаком», поскольку рассчитывает к 2010 году занять 15% российского рынка. Первая карта от «Ситроникса» появится уже в сентябре, хотя имя банка-заказчика неизвестно.

Шансы «новичков» достичь таких амбициозных целей специалисты оценить затрудняются. «Например, в Европе производство карт – целая индустрия, специалисты имеют опыт работы 15 – 20 лет. У нас рынок молодой, и найти хорошего специалиста – большая проблема», – говорит один из представителей потенциальных конкурентов. Не факт, что человек, просто занимавшийся типографским бизнесом, сразу сможет качественно производить карты – здесь другая специфика. Банкам нужен качественный продукт, и они не готовы рисковать своей репутацией у клиентов, давая им карту, которая может не сработать. Для начинающих главное – не просто «собрать» карточку, а обеспечить постоянное качество. Необходимы навыки работы со сложным оборудованием, информационными технологиями. 15 лет назад «Розан» тоже столкнулся с подобной проблемой, опыт пришел со временем. Самая большая сложность – пройти первый период в 3 – 5 лет, чтобы научиться делать качественную продукцию, говорит Тимур Родионов.

Опыт российской действительности, отмечает в свою очередь Сергей Волков, подсказывает, что госструктуры обладают достаточной неповоротливостью в вопросах бизнеса. «Скорее всего, первое время после выхода на рынок гостипографий, они будут проигрывать своим конкурентам по срокам исполнения. Хотя при коммерческом подходе к этой новой для них сфере деятельности, госструктуры вполне могут составить конкуренцию зарубежным производителям на российском рынке», – полагает он.

С другой стороны, учитывая, что на рынке банковских карт преобладают Сбербанк и ВТБ-24, крупные заказы «Гознаку» могут поступать именно от этих госструктур, добавляет Регина Арутюнова. А это, несомненно, изменит структуру рынка, сократив долю нынешних лидеров. Что касается коммерческих банков, тех будет интересовать соотношение «цена – качество». Если «Гознак» станет конкурентен и по качеству и цене, вполне возможны изменения, но монополизировать этот рынок вряд ли удастся, уверена Арутюнова. Коммерческий директор «Новакард» Вадим Устинов говорит, что его компания готова конкурировать с «Гознаком», но только в случае, если государственным банкам не будут даны указания работать с госпредприятием.

Поспособствовать успеху «Гознака» в перспективе может и Национальная система платежных карт (НСПК), создание которой прорабатывают Минфин и Центробанк. Предполагается, что НСПК станет обслуживать все операции, совершаемые на территории РФ, как с использованием карт российских банков, так и выпущенных иностранными кредитными организациями. Как известно, в России национального платежного оператора пока нет, и транзакции совершаются в основном через Visa и MasterCard (доля American Express, а также российских локальных систем – ОРПС, «Золотая корона», NCC/UC, Accord – невелика). Не исключено, что через НСПК будет осуществляться выплата заработной платы сотрудникам госучреждений. Если на рынке появится система партнеров, состоящая из НСПК, госбанков и «Гознака», то «Розану» придется потесниться.



Марина Градова
29.10.2008  Журнал "Компания"

29.10.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов