Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Инвестиции в воспитательных целях

В столице детей много, а мест в детсадах мало. Так, может, открыть свой детский сад? Корреспондент "Денег" Анастасия Каримова приценилась к входному билету на этот рынок и обнаружила, что крупный детсадовский бизнес для человека с улицы практически закрыт. Но если упадет цена на аренду многокомнатных квартир, то привлекательным может стать открытие домашнего детсада. Работать, увы, придется полулегально.

Детсад по-взрослому
Мест в муниципальных детских садах не хватает, частных в Москве — не более сотни, а спрос на услуги, несмотря на кризис, растет. Вот я и подумала: какие накопления нужно сложить с моей любовью к детям, чтобы открыть собственное учреждение?

Детский сад в идеале — это кирпичная коробка с огороженным двориком, несколько групп, воспитательницы с нянечками. Но специальные кирпичные коробки частным арендаторам если и доставались, то еще в давние времена, как, например, ведомственное в прошлом прекрасное здание "Знайки" недалеко от станции метро "Войковская". Учредителям "Лучика" помещение на Остоженке удалось снять в 1988 году при поддержке Юрия Лужкова, который в то время заведовал кооперативным движением в Москве. "Мы перезаключаем договор об аренде раз в пять лет, с каждым разом это все труднее: "золотая миля",— рассказывает генеральный директор образовательного центра "Лучик" Сергей Сергиенко.— В прошлом году пришлось через родителей прибегать к поддержке префекта Центрального округа". Сейчас "лучиковцам" удается снимать помещение по льготной цене — $250 за 1 кв. м. В сумме получается около $125 тыс. в год за 500 кв. м.

Сейчас под брендом "Лучик" работают еще школа и второй детсад — на улице Алабяна, недалеко от метро "Сокол". В этот детсад, занимающий два этажа в обычном жилом доме, я зашла, когда воспитанников выводили на прогулку. Собственной детской площадки нет, но "лучиковцы" привели в порядок и огородили территорию обычного двора. Туда, конечно, может всякий зайти, но дети под постоянным присмотром охранников.

Сергей Сергиенко готов предложить мне, как и любому предпринимателю, работать под брендом "Лучик" по франчайзингу. Варианты для сотрудничества разные: от предоставления бизнес-плана до организации детсада "под ключ" для какого-нибудь предприятия. Но все это на уровне идеи. А пока гендиректор соглашается раскрыть экономику частного детского сада.

Средняя плата за пребывание ребенка в "Лучике" — 21 660 руб. в месяц. Если умножить эту сумму на девять (три летних месяца детсад не работает) и на 50 (число детей), вычесть 7% (заболеваемость детей) — получится годовой оборот 9 млн руб. 60% этой суммы уходит на зарплату сотрудников: их 35, средний оклад — 15 тыс. руб. 15% общего дохода тратится на текущие расходы (питание детей, экскурсии, материалы для занятий). Аренда помещения съедает десятую часть бюджета, еще 8% уходит на коммунальные услуги и охрану, 4% — в фонд развития. "Надо иметь средства, чтобы заменить кассетные магнитофоны DVD-проигрывателями, поменять замки. Вся наша прибыль уходит именно на развитие",— объясняет Сергиенко. Есть и социальный фонд, который составляет 2%: "Эти средства мы тратим на школу переподготовки сотрудников, на социальные пакеты". На рекламу — еще 2,6%. Плюс 0,5% — на аудит. На погашение взятых в свое время банковских кредитов уходит до 15% месячного оборота.

Вооружаюсь калькулятором: расходы на содержание детского сада составили 116,6% от общего дохода. Расчеты ничуть не удивили господина Сергиенко. "Расходы могут доходить и до 130-135% от основного дохода,— объяснил он.— Выровнять экономику нам позволяют доходы от допзанятий. Сотня детей, не являющихся воспитанниками детсада, приходит на них дважды в неделю. За каждого родители платят в среднем 3 тыс. руб. в месяц. С этими детьми мы занимаемся в то время, пока у других тихий час и помещения свободны. Это наше ноу-хау".

Прибыли частный детсад не вправе иметь по закону. Учреждения, занимающиеся образовательной деятельностью, могут существовать лишь в форме некоммерческих организаций, объяснил мне частный юрист Александр Редькин. Это означает, что прибыли как таковой быть не должно — все "излишки" должны быть потрачены на развитие организации или повышение заработной платы сотрудников. "Ни один игрок в образовательном бизнесе не признается вам в том, что получает прибыль",— добавил юрист. Предприниматели, по его словам, придумывают обходные схемы: от взимания черного нала до организации, скажем, фиктивных семинаров по повышению квалификации сотрудников, а на самом деле деньги, якобы потраченные на их проведение, будут выданы сотрудникам на руки. "Если крупная компания открывает институт для своих сотрудников — это действительно некоммерческая деятельность. Но зачем лишать предпринимателей возможности легально зарабатывать деньги в сфере образования?" — удивляется юрист.

Если странности законодательства можно мягко обойти, то от проблем с арендой не скроешься. Для того чтобы открыть детский сад, нужно снять помещение, правильно его оборудовать, нанять персонал, получить разрешения у Госпожарнадзора и СЭС и только после этого подавать заявку на лицензию в районный комитет образования. "По нормативам на каждого ребенка должно приходиться не менее 6 кв. м площади. То есть если вы планируете набрать 50 детей, то вам нужно помещение в 300 кв. м плюс площадь под кабинеты для администрации и бухгалтеров,— говорит Сергей Сергиенко.— Рядом с помещением должна быть огороженная территория для того, чтобы дети гуляли".

По словам частного риэлтера Маргариты Мониавы, искать недвижимость, в которой можно было бы разместить лицензионный детсад, можно двумя путями. Пытать счастье в государственных структурах дешевле, действовать через агентство — проще. Я начала с дешевле. В районной управе мне сообщили, что надо обращаться в департамент имущества города Москвы. В департаменте имущества сказали, что следует подать заявку на участие в тендере, победителя которого определяет собственник помещения, то есть городские власти. Впрочем, добавили в департаменте, сейчас подобных помещений на тендер не выставлено, "так что звоните нам, следите за объявлениями".

В агентстве "Континент-недвижимость", куда я позвонила после бесплодной беседы с чиновниками, меня уверили в том, что выиграть тендер человеку с улицы практически невозможно. Впрочем, агентство заинтересовано в том, чтобы я обратилась именно к ним, а не в Москомимущество. Меня заверили, что найти помещение под детский садик не так уж трудно. Цены, правда, совсем не те, что платит "Лучик" на Остоженке: примерно $800 в год за квадратный метр. Меня предупредили, что более чем на пять лет договор со мной никто заключать не станет. Велик риск, что помещение, отремонтированное и оборудованное на свои кровные, придется кому-то оставить. Трата на годовую аренду помещения в 300 кв. м — более 6 млн руб.— при планируемом общем доходе 9 млн руб. делает всю идею безумной. Да и рискнуть придется 13-14 млн руб.— столько, по расчетам Сергея Сергиенко, необходимо для старта в этом бизнесе. Пожалуй, свои детсады в Москве — удел крупных компаний, да еще с хорошими связями в мэрии или префектурах. Я задумалась о малых формах.

Квартирный концепт
В Москве появляется все больше домашних садиков. "Чаще всего в одной трехкомнатной квартире женщина набирает группу детей из 5-7 человек,— объясняет схему Анна Кузнецова, организатор проекта www.det-sad.com.— По моим данным, в Москве сейчас более 20 домашних садиков". Почва для появления таких садов, по ее мнению, очень хорошая. Частные детские сады в большинстве своем стоят недешево (до 60 тыс. руб. в месяц), в государственные же попасть непросто. А в надомных садах индивидуальный подход к ребенку — и недорого, от 15 тыс. руб. в месяц. Татьяна Пророченко, создательница домашнего детского сада "Эльф", рассказала мне, что у нее 10 детей, а очередь — шесть человек на место. Чтобы проверить, действительно ли домашние садики пользуются такой популярностью, я обзвонила по объявлениям несколько домашних детсадов, представившись мамой трехлетнего ребенка. В садике Ki-Ki на Полежаевской (месячная плата — 25 тыс. руб.) мне предложили оставить свои координаты на случай, если вдруг освободится место. В "Настюше" в Лефортове (22-24 тыс. руб. в месяц) сообщили, что, возможно, в садик перестанет ходить мальчик Андрюша и можно будет занять его место, если меня кто-нибудь не опередит. В саду "Мамонтенок" в Люблине (18 тыс. руб. в месяц) место пообещали со следующей недели. И только в "Умке" в Жулебине (15 тыс. руб.) приводить ребенка можно хоть сегодня.

Воодушевленная, я стала обзванивать знакомых с детьми в возрасте от двух до шести лет. Из десяти человек семь с радостью отдали бы чадо в домашний детский сад, если бы он находился поблизости от дома. Потрясающе: набор потенциальной клиентской базы занял у меня меньше часа.

Татьяна Пророченко считает, что начать свое дело можно и с $10 тыс. (без учета затрат на аренду помещения). "Необходимо купить столы и стульчики для занятий, кровати, комплекты постельного белья и посуды — по два на ребенка,— перечисляет Татьяна.— Посудомоечная машина незаменима, особенно во время общегородских эпидемий: посуду надо ошпаривать. Прибавим микроволновку, блендер, пароварку, аэрогриль, стиральную машину, гладильную доску с утюгом и очень большой холодильник". Потратиться придется на товары на развития воспитанников — от цветной бумаги и клея в бутылочках-непроливайках до компьютера со сканером и принтером. Плюс развивающие и мягкие игрушки, маты для занятия физкультурой, музыкальный центр, минимальная детская библиотека. Оплата ваших услуг сильно зависит от того, сможете ли вы предложить ребенку только уход, или же он будет совмещен с образовательными и развивающими программами.

Некоторые владельцы домашних детских садов нанимают нянечек и поваров (например, владелица детского сада Ki-Ki на Полежаевской), а иные все делают сами. Например, Ольга Давыдова, создательница домашнего сада "Гномики", уже девять лет работает одна с девятью детьми. Наемная нянечка вряд ли будет работать меньше чем за 25 тыс. руб.

Надомные детсады не российское ноу-хау. По словам Пророченко, они появились в США в 80-х годах. Там начали объединяться несколько семей, работавших по графику "два дня через два" и поочередно остававшихся с детьми. Позже начали появляться семьи, которые целиком посвящали себя работе в домашних детских садах. В США жесткие требования к метражу дома и его состоянию. Власти проверяют психическую устойчивость учредителя детсада. Государство оказывает этим садикам материальную помощь, предоставляет льготы.

Домашний детсад в России — дело полулегальное. "Для существования детского сада в правовом поле необходима лицензия на образовательную деятельность,— говорит юрист Александр Редькин.— А домашний детский сад, располагающийся в обычной жилой квартире, просто не может соответствовать всем требованиям, предъявляемым к обычным частным садам. Для домашних детских садов необходимо создать отдельную правовую базу — пока ее нет". Граница, однако, тонкая: скажем, для оказания услуг по уходу за детьми лицензия не требуется.

Татьяна Пророченко советует оформить домашний детский сад по крайней мере как ООО и записать в уставе услугу — уход за детьми на дому. В принципе, попав в квартиру и увидев антураж детского сада, проверяющие могут придраться к отсутствию образовательной лицензии. "Но я еще ни разу ни от одного детсада не слышала, чтобы их как-то "кошмарили" власти",— отмечает Анна Кузнецова. "К счастью, комиссии, которые к нам приходят, относятся к нашему делу благосклонно,— подтверждает Татьяна Пророченко.— Хотя теоретически, как я предполагаю, на меня могут подать в суд, юридически мы не защищены. Но тогда придется посадить вообще всех нянь и репетиторов".

Ключевым, однако, остается вопрос аренды.

Доступное жилье
Проверяющие в домашние детские сады почти всегда приходят не по собственному желанию, а по "приглашению" соседей. "Если вы арендуете помещение под домашний садик, готовьтесь к тому, что соседи будут относиться по-доброму скорее к домашним животным, чем к группе детей под боком,— предупреждает Пророченко.— Например, соседке не нравится, что мы часто открываем двери, хотя она в это время на работе".

По словам Маргариты Мониавы, в 70% объявлений о сдаче жилья арендодатель указывает, что готов разговаривать с арендаторами без детей. Что уж тут говорить о целом детсаде. По словам риэлтера, немного проще будет снять квартиру на юридическое лицо (сначала зарегистрировать ООО) или же обратиться к компании, которая занимается доверительным управлением. "Убитую" "трешку" в Москве можно снять за 45 тыс. руб. в месяц. Причем в связи с кризисом, считает Мониава, ситуация с арендой жилых помещений стала проще, так что лучше воспользоваться моментом. Если же цена аренды московской недвижимости пойдет вниз, то, как предрекают аналитики, больше всего это коснется многокомнатных квартир. Это-то мне и на руку.

Поиски жилья по объявлениям не увенчались успехом, при том что я звонила преимущественно по объявлениям, опубликованным в специализированных сообществах в "Живом журнале" (zhilploshchad и msk kvartira), где, казалось бы, достаточно продвинутая аудитория. В пяти случаях мне отказали сразу, в двух — попросили перезвонить через пару дней, но потом просто не стали отвечать на звонки. Тогда я обратилась к риэлтерам: нужна, мол, трех- или четырехкомнатная квартира, желательно на первом этаже и без мебели, с оборудованной кухней и стиральной машиной. Сразу оговорилась, что в квартире будет домашний детский садик. В агентстве Practicum.ru мне сообщили, что запрос на квартиру под домашний детский сад уже был пару месяцев назад и помещение удалось найти с большим трудом в течение двух недель. "Проще снять квартиру любителю домашних животных, чем учредителю домашнего детсада. Но если у вас есть полмесяца, мы обязательно что-нибудь подберем",— сообщил риэлтер. По его словам, цены на аренду многокомнатных квартир пока остаются на прежнем уровне. Зато ажиотажного спроса, как раньше, уже нет, так что, вероятно, арендодатели будут более сговорчивыми. В агентстве "Континент-недвижимость" риэлтер нашел подходящий вариант в течение дня — правда, четырехкомнатная квартира за 60 тыс. руб. в месяц оказалась за пределами МКАД. Агент признался: чтобы найти одну квартиру в "замкадье", ему пришлось обзвонить 25 арендодателей — все они отказывали, услышав о том, что в квартире будут дети. Агентство "Бизнес-грант" в течение часа нашло для меня квартиру в районе станции метро "Калужская" — четыре комнаты, 50 тыс. руб. в месяц. "Владелец квартиры хотел бы сдать ее под офис, но думаю, что за дополнительную плату он согласится и на детский садик",— пообещала риэлтер Вера. Снимая квартиру через риэлтера, надо готовиться выложить сразу три суммы: за первый и последний месяцы аренды плюс одну стоимость аренды за агентские услуги. Татьяна Пророченко рекомендует иметь еще три месячные суммы аренды про запас на случай, если вдруг не удастся сразу набрать группу детей.

Ну и наконец, экономика. "Пребывание в нашем садике стоит 5 тыс. руб. в неделю. Набираем мы не более десяти детей",— рассказывает Татьяна Пророченко. Нетрудно подсчитать, что месячный оборот не превышает 200 тыс. руб. Из этих денег примерно 50-60 тыс. руб. уходит на аренду квартиры и коммунальные услуги, 80-100 тыс.— на еду, игрушки, канцтовары, костюмы, организацию праздников и прочее. "На оставшиеся деньги мы живем с дочерью",— говорит Татьяна Пророченко. Получается, что месячный доход каждой участницы проекта примерно равен заработку частной няни, которая при полной занятости зарабатывает в столице 25-35 тыс. руб. в месяц. Свой бизнес, наверное, престижнее. Хотя и хлопотнее.



КоммерсантЪ-Деньги
01.11.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов