Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Меж двух огней

У продавцов бытовой техники и электроники дефицит товаров и покупателей

В ноябрьские праздники в одном из столичных магазинов «Эльдорадо» было непривычно пусто. Редкие посетители бродили среди стеллажей с товарами, а у касс и столов для оформления кредитов их не было вовсе. За день три банковских представителя просто извелись от безделья. На вопрос корреспондента , можно ли получить кредит на телевизор, продавец-консультант с явным сомнением кивнул в их сторону: «Ну рискните».

От кризиса страдают все, но ритейлерам, специализирующимся на торговле бытовой техникой и электроникой (БТЭ), не повезло вдвойне. Они словно оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, падают продажи — в основном из-за резкого снижения количества покупок техники в кредит. С другой — наступающий высокий сезон, который мог бы помочь немного поправить дела, розничные сети рискуют встретить с полупустыми полками.

Пополнить предновогодний ассортимент попросту не на что. Банки неохотно кредитуют даже под неслыханно высокие 25-30%, а поставщики и вовсе не желают идти на уступки и увеличивать отсрочки платежей. Чего ждать в этой ситуации потребителям? Да ничего хорошего. «Цены будут расти. Ритейлеры будут стараться компенсировать падение рентабельности увеличением розничной наценки», — честно предупреждает генеральный директор компании «Эксперт-ритейл» Кирилл Новиков.

НУЛЕВЫЕ КРЕДИТЫ

«Еще в августе доля товаров, продававшихся в кредит в нашей сети, составляла 23-25%, а по итогам сентября упала до 15-16%. Спад по кредитованию составил 30-35%», — рассказывает вице-президент «Техносилы» Леонид Тюкавкин. Страдают продажи самых «кредитоемких» категорий товаров — плазменных панелей, дорогой крупной бытовой техники, фото- и видеокамер, смартфонов.

В «Евросети», ассортимент которой преимущественно составляют мобильные устройства, доля техники, продававшейся в кредит, составляла 30-35% в зависимости от региона. По словам председателя совета директоров «Евросети» Евгения Чичваркина, в сентябре-октябре продажи его компании сократились как раз на эту долю. Людям отказывают в кредитах почти в 100% случаев. А делать покупки за наличные многим просто не по карману.

Чичваркин уверен, что так же обстоят дела и у других торговцев БТЭ. Правда, представители «Эльдорадо», «М.видео» и «Мира» утверждают, что снижение объемов потребительского кредитования (за последний месяц спад, по их словам, был на уровне 4-7%) практически не повлияло на общие продажи. «Лукавят», — лаконично комментирует эти утверждения глава «Евросети». Чичваркину вторит Новиков из «Эксперта», который считает, что ситуация намного серьезнее, чем ее пытаются представить конкуренты: «За последний месяц объемы потребкредитования в розничных сетях снизились на 50% по сравнению с прошлым годом. А до конца этого года доля кредитов сократится еще».

Основные игроки сектора экспресс-кредитования — банк «Русский стандарт» (в первом полугодии 2008 г. на его долю пришлось примерно 27% всех выданных кредитов), ХКФ Банк (20%), ОТП Банк (11%) и «Ренессанс Кредит» (10,9%) — сокращают персонал точек продаж в торговых сетях. По словам Тюкавкина из «Техносилы», если в докризисное время в каждой банковской точке работало по 2-3 сотрудника, то теперь только один. «Ренессанс Кредит» в середине октября вообще свернул все свои программы по работе с розницей.

Получить экспресс-кредит на покупку техники стало очень трудно. По словам аналитика Банка Москвы Дмитрия Хамракулова, чтобы соответствовать новым условиям банкиров, «нужно быть святым». На положительное решение могут рассчитывать только постоянные клиенты с безупречной кредитной историей. Многие банки вводят практику двойного поручительства, а ставки выросли до неприличных 35-40%.

Один из менеджеров «Русского стандарта» рассказал на условиях анонимности, что банк отказывает 9 из 10 вновь обратившихся за кредитом. Официальных комментариев на эту тему в «Русском стандарте» получить не удалось. В ХКФ Банке корреспондента заверили, что продолжают выдавать экспресс-кредиты в прежнем режиме. «Банки ни за что не признаются в том, что они, по сути, остановили выдачу потребкредитов», — пожимает плечами старший аналитик рейтингового агентства RusRating Виктория Белозерова.

Но шила в мешке не утаишь. Из всех сетевых магазинов исчезли заманчивые предложения купить технику в рассрочку по программам вроде «0-0-36» или «0-0-48» (первая цифра означает нулевой первоначальный взнос, вторая — нулевую процентную ставку, третья — срок погашения в месяцах). Вместо этого «М.видео», к примеру, снова запустила программу «10-10-10», созданную еще пять лет назад. «Сейчас не время для имиджевых акций. Банки на них не зарабатывали, а только теряли. Ничего удивительного, что они переходят на более доходные продукты», — поясняет президент «М.видео» Александр Тынкован.

ЗАСТЫВШИЙ ЭКСПРЕСС

За последние пять лет обороты крупнейших продавцов БТЭ выросли примерно вчетверо. У «Эльдорадо» — с $1,35 млрд в 2003 г. до $6 млрд в 2007 г., у «М.видео» — с $573 млн до $2,05 млрд, у «Техносилы» — с $320 млн до $1,4 млрд. Такой динамикой не мог похвастаться ни один другой розничный сегмент, даже продуктовый ритейл.

Во многом это связано именно с бурным развитием экспресс-кредитования. Освоившиеся в торговых залах продавцов БТЭ банки наращивали объемы выдачи кредитов на 70-90%

в год. К примеру, кредитный портфель «Русского стандарта» за 2006 г. вырос с 102,63 млрд руб. до 176,44 млрд руб. Кредиты получили около 9 млн частных лиц.

Совокупные обороты пятерки лидеров российского рынка БТЭ в 2006 г. составили $7,9 млрд. При этом, по данным RusRating, общий объем выданных кредитов в местах продаж в том же году достиг $6,9 млрд. Учитывая, что сети-лидеры контролировали примерно 60% всех продаж БТЭ в стране, можно грубо прикинуть, сколько они продавали в кредит.

В 2007 г. ралли продолжилось. «Ренессанс Кредит» увеличил свой портфель более чем в 3 раза, с 12,6 млрд руб. до 40,2 млрд руб., при этом доля целевых кредитов на покупку товаров и услуг увеличилась в нем с 39,7 до 43,7%. Совокупный же портфель экспресс-кредитов всех российских банков вырос до 191,1 млрд руб. ($7,8 млрд). При этом доходы пяти крупнейших ритейлеров достигли $11,5 млрд.

Нынешний год также начался неплохо. В отчетности ХКФ Банка за первое полугодие 2008 г. указано, что на долю экспресс-кредитов пришлось 48,8% (37 млрд руб.) от общего кредитного портфеля. «Русский стандарт» с января по июнь 2008 г. выдал потребительских кредитов на 80,95 млрд руб., причем на экспресс-кредиты пришлось около 40%. В портфеле «Ренессанс Кредита» по итогам первого полугодия 2008 г. на экспресс-кредиты пришлось 19,7 млрд руб.

Данных о продажах ритейлеров за этот период пока нет, поэтому оценить, какую часть товаров они продавали в кредит, затруднительно. Генеральный директор «Эльдорадо» Игорь Немченко говорит, что на долю продаж в кредит в его сети приходилось не более 27% оборота. В «Мире» и «Техносиле» говорят о 22-25%. Тынкован же уверяет, что «М.видео» продавала в кредит меньше всех — кредитные продажи дают 18% выручки.

Управляющий партнер инвесткомпании Pollyanna Capital Partners Николай Габышев в эти цифры не верит. По его мнению, в перечисленных сетях в кредит продавалось не менее 60-70% техники. А потому нынешняя политика банков обойдется им дорого. «Потери отрасли за три последних месяца могут достичь $2-3 млрд», — согласен Новиков из «Эксперта».

Ассоциация РАТЭК прогнозирует, что объем рынка БТЭ в этом году должен составить $15 млрд. Из-за того что кризис затронет самые эффективные с точки зрения продаж месяцы, сети могут недополучить до 20% планировавшейся годовой выручки.

ПОДСЧЕТ ПОТЕРЬ

По прогнозам Евгения Чичваркина, ноябрьские продажи техники будут вдвое ниже средних по году. Александр Тынкован говорит, что ситуация не столь катастрофична: «Мы ожидаем колебаний по продажам на уровне 5% и надеемся удержаться по доле товаров, проданных в кредит, на уровне 10-15%». По его наблюдениям, сейчас участились случаи, когда покупатели, столкнувшись с отказом по кредиту, попросту совершают покупки на собственные средства. «Они уже не верят в деньги как таковые, предпочитая вложиться в технику, которую, скажем, давно собирались купить, но все откладывали», — замечает Тынкован.

Интересно, надолго ли хватит этого отложенного спроса. Недавний опрос Nielsen показал, что наступивший кризис заставит россиян в первую очередь сократить расходы на развлечения вне дома (56% респондентов) и во вторую — отложить обновление домашней техники (48%). Впрочем, для продавцов БТЭ это не главная головная боль.

«Будет товар на полке — купят. Нас больше занимает вопрос обеспечения необходимого количества товарного запаса. Полагаю, к концу года во многих сетях уже будет виден дефицит товара. Те, кто увлекался развитием за заемные средства, особенно остро почувствуют сейчас недостаток финансирования для пополнения оборотного капитала», — говорит Александр Тынкован. Правда, президент «М.видео» предрекает проблемы конкурентам, но только не себе — у «М.видео» трудностей с товарным наполнением, по его словам, нет: «Наши чистые денежные средства превышают 5 млрд руб.».

Может, этого хватит. А может, и нет. Кирилл Новиков из «Эксперта» говорит, что для обеспечения предновогоднего спроса обычно требуется в 2 раза больший товарный запас по сравнению с прочими месяцами: «Это несколько сотен миллионов долларов». По словам Леонида Тюкавкина, «Техносила» 60% предновогоднего ассортимента закупила еще летом. Но не факт, что это спасет ее от проблем. В «Эльдорадо», приступившей к таким закупкам только месяц назад, утверждают, что «летние» товары успевают к предновогодним месяцам «протухнуть», поскольку зимой пользуется спросом та техника, которая летом у поставщиков отсутствует.

По рынку поползли слухи, что некоторые из крупнейших ритейлеров стали рассылать письма поставщикам с просьбой увеличить отсрочку платежей в среднем с 90 дней до 120. Логика понятна: не получив средств под пополнение товарных запасов у банков, ритейлеры бросились к поставщикам.

По мнению Анастасии Михарской, старшего аналитика по долговым инструментам Банка Москвы, до кризиса банки охотно кредитовали сети под товарные запасы, прекрасно отдавая себе отчет, что средства будут направлены на что угодно, кроме закупки товаров, которые поставлялись с отсрочкой платежей. «Это была распространенная практика. Компании этого не скрывали, направляя заемные средства в развитие или рефинансирование долгов. Сейчас банкам не до того — им нужен реальный бизнес с активами, землей», — рассуждает Михарская. С другой стороны, сами производители — в большинстве своем западные транснациональные корпорации, сполна почувствовавшие на себе кризис ликвидности, — отнюдь не готовы спонсировать завязшие в долгах российские сети. «Мы как давали отсрочки в пределах одного оборотного периода в 30-60 дней, так и даем», — рассказал источник в российской Samsung. Не готовы менять условия сотрудничества и в Bosch Group. «Мы обеспечиваем товарный кредит, а не долгосрочное финансирование. Последнее — это работа банков и акционеров», — говорит полномочный представитель группы в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане Рене Шлегель.

СТРАДАЮТ ВСЕ

Если же посмотреть свежие отчеты транснационалов за этот год, то уже можно увидеть, что отсрочки им попросту не по карману. Выручка корпорации Hitachi по итогам III квартала 2008 г. снизилась на 4,5%, убыток за этот период составил $167 млн. Хотя в предыдущий квартал корпорация была прибыльной. Продажи финской Nokia упали на 7%, а операционная прибыль — на 21%. За девять месяцев 2008 г. продажи LG сократились на 4,5%, а рентабельность по чистой прибыли упала в 17 раз — с 6,1 до 0,4%. За два квартала этого года Sony констатировала падение продаж на 0,5%, а прибыли — аж на 93%.

Что интересно, ведущие мировые сети по продаже электроники и бытовой техники с падением продаж пока не столкнулись — сказывается эффект отсрочки платежей и инерционное наращивание числа магазинов. Но вот удерживать прежнюю рентабельность, похоже, им уже не под силу. У американской Best Buy за первое полугодие 2008 г. норма чистой прибыли уменьшилась с 2,7% в прошлом году до 2% в этом. Немецкий гигант MediaMarkt за девять месяцев 2008 г. увеличил торговые площади на 14%, но продажи за тот же период выросли на 10%, а EBIT — на 2,5%. Показатель like-for-like (LFL, выручка в магазинах старше одного года) у MediaMarkt упал на 1,7%. А самое большое падение LFL показала британская DSG — на 7% за полгода.

Первыми от кризиса неплатежей со стороны розницы всегда страдают производители. Уже сейчас Sony и Hitachi пересмотрели свои годовые прогнозы по продажам в сторону уменьшения. То, что сети за ними подтянутся, — вопрос только времени. Российский же рынок БТЭ, на 90% зависящий от импорта, просто получил небольшую отсрочку по сравнению с Западом.

«Начало следующего года станет часом икс для большинства наших ритейлеров. Насколько мне известно, именно в этот период у них наступает срок исполнения обязательств по спешно взятым летом этого года кредитам», — говорит Евгений Чичваркин. У РАТЭК прогнозы чуть мягче — «показательным станет март». Похоже, что в новом году российский рынок БТЭ, некогда демонстрировавший рекорды роста по сравнению с рынками Европы и Америки, имеет все шансы стать чемпионом по скорости падения.


Елизавета Никитина

SmartMoney
10.11.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов