«Это жизнь»
Зачем «Московскому комсомольцу» лягушки, «Единая Россия» и Минкин
МК успевает отслеживать скандалы,
интриги, расследования, водить дружбу с властями предержащими и писать гневные
письма Путину Почему при таком симбиозе рост рекламных сборов в МКзаметно
отстает от показателей конкурентов?
По рассказам сотрудников МК, без личной визы
гендиректора в ИД не решается ни один значимый вопрос. Он сам подбирает кадры,
курирует рекламные кампании газеты, утверждает выход тех или иных статей. В
интервью ИР Павел Гусев рассказал о том, как ему удается критиковать партию
власти и проводить фестиваль под ее патронажем, продолжит ли МК писать письма
президенту РФ и почему ИД не планирует новых приобретений.
«жизнь не терпит идеализма»
В конце июня в Лужниках прошел праздник МК, в
рамках которого проводился фестиваль «Mega Бит». После появились сообщения о
том, что несколько групп отказались от участия, поскольку фестиваль
спонсировался партией «Единая Россия». Так ли это?
И так, и не так. «Единая Россия» спонсировала не
весь фестиваль, а только одну из сцен. Но 4 группы действительно отказались
выступать под флагом «Единой России».
Для чего понадобилась поддержка «Единой
России»?
Для проведения фестиваля нужны были деньги. Если
бы с таким предложением к нам пришли представители «Яблока» -взяли бы у
«Яблока», пришли бы коммунисты - взяли бы у коммунистов. Нам все равно. Главное,
чтобы была площадка.
Как вам одновременно удается быть постоянным
гостем программы «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы», проводить фестиваль при
поддержке «Единой России», содержать в штате журналиста, который публикует в МК
не самые приятные письма президенту и выпускать газету с заголовками на первой
полосе вроде «Лягушек в Москве можно пересчитать по пальцам» или «Садист отметил
день рождения убийством»?
Это жизнь. Ночью человек может переспать с
женщиной, вечером нажраться с друзьями и рассказывать похабные анекдоты, днем
пойти в баню и там по-мужски хулиганить, а утром на работе быть вполне разумным
человеком. Жизнь не терпит идеализма.
Когда я был молод, смотрел на министров как на
небожителей. А теперь я знаю, что они так же, как и остальные, ругаются матом,
пьют, погуливают. Жизнь у них идет так же, как у совершенно обычных людей. Но на
чиновниках лежит груз ответственности, который они в меру своих способностей
выполняют. То же самое с газетой. МК создавалась в конце 80-х годов как газета
для всех. Мы внесли туда нотки желтизны, политическую дискуссию, одними из
первых – журналистские расследования. За одно из этих расследований был убит
Дмитрий Холодов. Если мы будем рассматривать МК как отражение очень узкого,
рафинированного среза жизни, то получим отраслевую газету. Как «КоммерсантЪ»,
«Ведомости», «Строительная газета» или «Красная звезда».
Почему другие популярные ежедневные газеты не
используют или не в такой степени используют эти, как вы говорите, нотки? Как
правило, если выходит таблоид – то это таблоид с первой до последней страницы,
если поддержка генеральной линии партии – то полная и
безоговорочная.
Используют. Если вы возьмете, например,
«КоммерсантЪ» десятилетней давности – это совсем не то же самое, что
«КоммерсантЪ» нынешний. Сейчас «КоммерсантЪ» играет с заголовками, фотографиями,
ведет рубрику «Светская хроника». Десять лет назад в «Коммерсанте» вы бы этого
не увидели. То есть его создатели взяли то, что присутствует в жизни.
У других изданий, может быть, просто нет тех
кадров, которые есть у нас, у них нет той истории, которую мы пишем с 80-х
годов. Мы сумели привлечь очень сильный журналистский состав, людей, которые в
состоянии писать на серьезные темы.
Тот журналистский состав, о котором вы
говорите, журналисты-бренды вроде Александра Минкина, Ильи Ле-гостаева,
выстрелил уже несколько лет назад. Вырастили ли вы новых
журналистов-брендов?
Свято место пусто не бывает. К нам постоянно
приходят молодые люди. Я являюсь деканом факультета журналистики Международного
университета. Кафедру я использую как определенную школу подготовки журналистов.
Каждый год так к нам приходит по 1-2 человека. Из талантливой молодежи отмечу
Диму Мельмана, Иру Боброву, которая делает одни из лучших
репортажей.
>> ИД «Московский
комсомолец»
Год основания: 1919
Основные активы: газета «Московский
комсомолец», журналы «Атмосфера», «Деловые люди», «Охота и рыбалка
XXI век», «Охотничья газета», «МК-Бульвар».
Финансовые показатели: доход от рекламы в 2007
году -1 млрд 57 млн 460 тыс. руб.; за 6 месяцев 2008
года - около 400 млн
руб. |
«никто ни за кем не следит»
Объясню, почему был задан предыдущий вопрос. В
общении с коллегами, в том числе из МК, ваш ИД представляется таким закрытым
клубом, в который посторонних не пускают. Например, мне рассказывали, что всякий
новый человек, попадающий к вам, проходит доскональную проверку на
непринадлежность к, условно говоря, какой-либо группе лиц. Да вы и сами
упомянули, что самостоятельно отбираете новых журналистов на факультете
журналистики. Зачем нужно это сито?
Все журналисты у нас работают по контрактам.
Контракт заключается с каждым, включая Минкина и все руководство газеты вместе
со мной, на один год. Ежегодно я провожу с каждым сотрудником личное
собеседование. Если это можно назвать контролем, то да, это контроль.
С каждым новичком мы заключаем контракт на 3
месяца. За это время смотрим, как человек работает, как себя ведет в коллективе.
Это видно. У нас свой внутренний ресторан, своя библиотека, бар. Люди там могут
отдохнуть, выпить, послушать музыку, посмотреть телевизор. Мы видим, кто как
себя ведет. Никто ни за кем не следит, но человек проявляется всегда. Самое
главное не это. Самое главное, как человек пишет, как он вливается в коллектив
своим умением нестандартно мыслить. Если через 3 месяца редактор подходит ко мне
и говорит, что он хотел бы работать с этим человеком, это является главным
критерием для того, чтобы взять новичка на работу.
Кроме того, по словам коллег, все вопросы в ИД
решаются после вашего личного визирования. Правда ли это?
Смотря какие вопросы…
Например, утверждение информации и
комментариев СМИ по вопросам, касающимся ИД.
Как всем известно, я являюсь 100%-м владельцем
всего издательского дома. Все вопросы, связанные с финансами, экономикой, со
структурой и передвижением внутри этой структуры, решаются мной. Все вопросы,
связанные с публикациями, - прерогатива редакции. О том, что появляется в новом
выпуске МК, я узнаю только утром или поздно вечером, если приезжаю в редакцию к
подписанию газеты. Я понятия не имею, что будет в очередном номере. Есть сложные
политические комментарии.
В этом случае меня находят в любой точке земного
шара и пытаются со мной посоветоваться.
Если вы не занимаетесь ежедневным
редактированием МК, то наверняка подготовили себе смену…
Да.
В лице кого?
Петр Спектор, мой первый заместитель, когда-то
признанный лучшим спортивным журналистом, Вадим Поэгли, мой заместитель,
известный журналист, Елена Василюхина. Недавно вошла в пул моих заместителей
Екатерина Деева, сильнейшая, на мой взгляд, журналистка и хороший редактор.
Много молодых ребят. У нас система устроена так, что номера ведут редакторы
отделов. В этом плане возможностей очень много.
Ваша активная общественная деятельность
вызвана необходимостью эффективного лоббизма интересов собственного ИД или
чем-то другим?
Я бы погрешил против истины, если бы сказал, что
никогда не думаю о себе. Но сегодня у меня есть интерес к лоббированию интересов
медийного рынка в целом, а мой ИД находится внутри этой системы.
Мое имя что-то значит в политических кругах, а
мои возможности дают мне право работать в таких общественных организациях, как
Общественная палата. Есть авторитет, благодаря которому со мной общаются
руководители всех рангов.
Общественная деятельность - это еще и внутренняя
потребность. Я не могу оставаться в стороне. Есть главные редакторы, которым
заниматься тем, чем я занимаюсь, даже и не хочется. При этом они замечательные
ребята, мои друзья.
Будет ли Александр Минкин продолжать
публиковать письма президенту со сменой Путина на Медведева?
Да. Он уже опубликовал два письма. Нужно
признать, что дается это трудно. Новый президент пока дает мало поводов для
подобных выступлений. Но многие поводы дает не сам президент, а жизнь, которую
нужно менять в различных сферах. Минкин выискивает то, о чем необходимо сказать
президенту.
«все зависит от наших региональных
партнеров»
По данным TNS Gallup AdFact, в 2007 году
прирост рекламных доходов у МК к 2006 году заметно отстает по сравнению с КП и
АиФ - $1,8 млн против 25 и 18 с лишним. Каковы причины этого?
Дело в том, что у КП и АиФ сильнее развита
региональная сеть. КП имеет региональную сеть лет 70, АиФ - лет 30, а мы в
регионах работаем всего 7 лет.
Весной 2008 года был прекращен выпуск «МК в
Тольятти», примерно в то же время сменился издатель «МК-Урал». В обоих случаях
причинами изменений стали низкие показатели доходности МК. Почему в регионах
возникают проблемы с выводом МК на уровень рентабельности?
Все зависит от наших региональных партнеров.
Рядом с Тольятти, в Волгограде, МК - богатейшая газета, крупнейшее издание,
которое «задвинуло» КП и многих других. Если для партнера МК является бизнесом,
а не политической картой, то все получается.
Новые активы мы получаем не с помощью
Алишера Усманова, а существуем только на свои деньги. Поэтому наше развитие не
столь стремительно
Как вы выбираете региональных
партнеров?
Ищем. Это долгий и трудный путь. За последнее
время у нас, к примеру, в Туле дважды сменился издатель. В течение года - 10%
партнеров сменилось. Это абсолютно естественный отбор. В регионах найти
партнеров, которые бы достаточно понимали в этом бизнесе, для которых издание
газеты было бы интересным занятием, тяжело. Главное, каков интерес к МК.
Коммерческий или политический.
Например, в Екатеринбурге до нынешнего марта
издателем являлась Раиса Иваницкая, которая также руководит выпуском местных
версий журналов «Эксперт» и «Наши деньги», и ее в политических амбициях обвинить
трудно. А вот новый издатель «МК-Урал», по предположениям спикеров газеты
«КоммерсантЪ», как раз может иметь политический интерес в издании
МК.
Не думаю, что у нынешнего издателя «МК-Урал» есть
политические интересы. Региональным развитием занимается отдельная компания
«МК-регион», с руководством которой я раз в месяц встречаюсь, и они докладывают
ситуацию. Но я не влезаю в вопрос определения партнеров. Перед «МК-регион» стоит
главная задача - чтобы в наши ряды не проникли экстремисты.
Какова сейчас стратегия регионального развития
у МК?
На сегодняшний день в нашу информационную сеть
входит 65 регионов. Мы хотим довести это число до 75.
В последних рекламных кампаниях МК -
«Президенты меняются, МК остается» и «Нас читают не только президент, певец и
гимнастка» - был заметен отсыл к рекламным кампаниям «Коммерсанта» и КП. Если в
первом случае в МК утверждали, что разработали собственный креатив задолго до
появления щитов «Коммерсанта», то зачем нужна была провокация во втором
случае?
Во-первых, это никакая не провокация. Провокация
была бы в том случае, если бы мы задели КП персонально. А так на хорошем слогане
мы сделали свой слоган. Немного смешной, но который в то же время действительно
отвечал реалиям.
Сработала ли эта ваша затея?
По-моему, да.
Не кажется ли вам, что это стало лишним пиаром
для КП?
У КП свой формат, аудитория, свое развитие. КП
пошла по пути таблоида. У них это получается, и пусть КП по нему идет дальше. Мы
оставляем за собой возможность собственного пути развития, где совмещаются все
стороны жизни, включая самые серьезные темы и материалы.
Какие планы у вас в отношении типографии
«Московская правда», акционером которой вы недавно стали?
Мы стали ее собственниками совместно с
правительством Москвы. План - создать в Москве типографию высочайшего класса,
которая бы дополнила и завершила наш полный цикл медийного бизнеса. Мы издаем
газеты, журналы, занимаемся подпиской, у нас есть экспедиционный офис, сеть
супермаркетов. Типография является логическим завершением издательского
бизнеса.
Типография - это финальная точка? Планов в
отношении покупок новых активов у вас нет?
Надо учитывать, что новые активы мы получаем не с
помощью Алишера Усманова или разных банков, как это делают другие издания, а
существуем только на свои деньги. Поэтому наше развитие не столь стремительно,
как мы бы того хотели.
Каков процент от общего рекламного дохода
приходится на все ваши издания за исключением МК?
Порядка 40%.
Появятся ли в ближайшее время новые продукты,
которые увеличат этот процент?
Нет. Мы достигли сейчас того уровня, когда нам
интересно, прежде всего, создать собственную типографскую базу.
Сергей
Суворов
13.11.2008
Журнал "Индустрия рекламы"