Сам себе "Связной"
Благодаря чему вторая по величине сотовая сеть страны сумела сохранить независимость
Экс-президент компании «Евросеть» Элдар Разроев считает, что на российском рынке есть всего три типа продавцов мобильных телефонов. Первый тип это сама «Евросеть». Ко второму относятся те сотовые дилеры, которые пытаются догнать «Евросеть», копируя ее салоны и методы работы. И наконец, третий тип это «Связной», не похожий ни на кого другого. Подобная оценка в устах бывшего злейшего конкурента звучит как минимум уважительно.
Особый путь «Связного» это не пустые слова. В следующем году компания, судя по всему, останется единственным в России независимым сотовым дилером. Остальные либо будут выкуплены операторами, как это случилось с «Евросетью», либо начнут работать под операторскими брендами, как «Беталинк», либо вообще вылетят с рынка.
Остаться на плаву «Связному» помог консерватизм. Конкуренты ежегодно удваивали количество салонов, а владелец «Связного» Максим Ноготков предпочитал не торопиться, избегая залезать в большие долги. И вот итог: теперь, когда прочие сети лихорадочно ищут спонсоров, в «Связном» думают о новых проектах. Например, о создании банка вместе с «КИТ Финансом».
ПРОТИВ ВЕТРА
Максима Ноготкова любят сравнивать с основателем «Евросети» Евгением Чичваркиным. Два главных героя рынка сотовой розницы в чем-то близки, а в чем-то диаметрально противоположны друг другу. Оба в 1990-х начинали с лоточной торговли, у обоих есть «таинственные партнеры», хотя и владеющие изрядной долей совместного бизнеса, но публике почти неизвестные. Альтер эго Чичваркина был Тимур Артемьев. Серым кардиналом «Связного», как недавно выяснилось, является миноритарный акционер Денис Людковский.
В остальном сдержанный, немногословный, мягкий в общении Ноготков, избегающий повышенного внимания к своей персоне, ничем не похож на харизматичного, склонного к эпатажу Чичваркина. Несмотря на столь радикальное несходство, основатель «Евросети» высоко отзывается о деловых качествах Ноготкова: «Он действует по-своему, независимо. А остальные как стадо».
Этот стадный инстинкт сильно подвел торговцев мобильниками. В погоне за лидерами они открывали все больше салонов, набирая все больше долгов. Кроме того, «Евросеть» за счет своего масштаба все время снижала цены и тем вынуждала более мелких конкурентов терять прибыль. Так что многие сети загнали себя в угол еще до наступления кризиса.
Первые проблемы у дилеров начались года два назад, когда сотовый рынок окончательно насытился. Число действующих SIM-карт превысило число россиян. До этого продажа новых контрактов приносила сотовым салонам до 40% доходов. Сейчас об этом и вспоминать смешно. По данным AC&M-Consulting, за первые 10 месяцев 2008 г. мобильные операторы расширили абонентскую базу всего лишь на 9,1 млн человек это почти в 5 раз меньше, чем за тот же период 2005 г. Конечно, сегодня операторы платят за каждого нового абонента больше, но все же не настолько, чтобы компенсировать потери из-за спада продаж. Теперь на контракты у «Евросети» приходится менее пятой части валовой маржи, а у «Связного» и того меньше лишь 14%.
Пострадал и другой источник доходов торговля телефонами. Их продажи все еще растут, но уже далеко не такими темпами, как раньше. Дилеры, правда, выкрутились, начав торговать цифровой техникой, картами памяти и даже небольшими ноутбуками. Спрос на эти сопутствующие товары в последние годы стабильно рос. «Связной» даже сделал на гаджеты особый упор, рекламируя свои салоны как места, где можно быстро купить любую технику, которую люди обычно носят с собой.
Словом, больших неприятностей удалось бы избежать, если бы не жгучее желание дилеров нарастить свои рыночные доли любой ценой. Разроев говорит, что стратегии подавляющего числа игроков предполагали не увеличение операционной прибыли компаний, а только рост их капитализации с целью выхода на биржу или продажи прямому инвестору. Сети активно поедали друг друга. За последние пять лет число салонов связи в стране уменьшилось в 1,5 раза, при этом совокупная рыночная доля шести крупнейших сетей выросла с 5 до 73%.
Консолидация стоила лидерам больших денег. В 2006 г. «Евросеть», к примеру, набрала долгов на $609 млн, что равнялось 5,4 ее EBITDA, а долги четвертого по величине игрока, Dixis, составили $120 млн, или 9 EBITDA. «Евросеть» еще как-то могла позволить себе широкие заимствования ее выручка в 2005 г. выросла в 2,7 раза. Для Dixis же, чья выручка увеличилась менее чем на четверть, долговое бремя было и вовсе непомерно тяжелым. Но в 2006-2007 гг. обе компании открыли кучу новых точек и пришли к началу кризиса с огромными дырами в бюджетах.
Чичваркин решил проблему с помощью «ВымпелКома» и Александра Мамута, которые полностью выкупили у него компанию. «Беталинк» перешел под бренд МТС, получив взамен денежную помощь. «Телефон.ру» пока только в поисках покупателя. Компания Dixis близка к банкротству. И только «Связной» вполне доволен текущим положением вещей и некоторое время назад даже подумывал купить еще одного тонущего дилера «Цифроград».
ТИХОЙ САПОЙ
Долг «Связного» сейчас составляет $75 млн, что на $5 млн меньше ожидаемой в этом году EBITDA. При этом «Связной» вторая по числу салонов сеть в стране. Как же это получилось? Ноготков говорит, что в последние годы его бизнес рос органически «Связной» не скупал конкурентов и очень аккуратно открывал новые точки. Так и избежал долговой ямы.
Разроев, впрочем, напоминает, что есть еще долги ЗАО «Связной», бывшей «дочки» одноименной группы, через которую в 2002-2006 гг. проходили основные закупки. Осенью прошлого года ФНС провела проверку ЗАО и доначислила ему налогов на 3 млрд руб., по сути обвинив закупщика в создании сети фирм-однодневок с целью ухода от налогов. ЗАО опротестовало действия налоговиков в суде, но проиграло, сумев лишь незначительно уменьшить сумму претензий до 2,7 млрд руб. Правда, взыскать эти деньги с группы «Связной», владеющей сетью салонов, вряд ли удастся. В 2006 г. ЗАО было выведено из группы и обанкрочено. А Ноготков с тех пор категорически отказывается от каких-либо комментариев по этому поводу.
Без злополучного ЗАО бизнес «Связного» выглядит очень неплохо это признают все конкуренты, особо подчеркивая его умение правильно открывать новые точки продаж. Хотя умение пришло не сразу. В 2005 г., вспоминает Ноготков, «Связной» еще гнался за масштабом, за год удвоив число торговых точек и набрав $200 млн долга. «Да, поначалу он бежал за нами и наделал кучу ошибок, но потом одумался», улыбается Чичваркин. Одумавшийся Ноготков нашел свою золотую середину. Нужно контролировать около 25% рынка ни больше, ни меньше, уверен он. Если сильно превысить этот порог, точки одной сети начинают конкурировать между собой. А если недобрать, то компания не сможет в полной мере использовать эффект масштаба, который принципиально важен в розничном бизнесе.
«Связной» тщательно выверяет место для каждой новой точки, рассказывает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, поэтому его салоны окупаются в среднем за полгода, тогда как у остальных минимум за восемь месяцев. Также эта сеть славится самой высокой выручкой на один магазин, хотя Чичваркин считает, что все же стоит учитывать в этих расчетах стоимость аренды тогда лидерство «Связного» не столь бесспорно. Тщательнее там подходят и к персоналу. На общем фоне сильной текучки кадров у «Связного» ситуация с людьми пусть не кардинально, но все же лучше, чем у остальных, говорит Муртазин.
Таких вещей, которые «Связной» делает пусть ненамного, но чуть лучше и правильнее, чем конкуренты, достаточно. «Связной» одним из первых вложил деньги во внешний вид салонов и стал позиционировать себя как сеть для представителей среднего класса. Цены у «Связного» практически такие же, как у «Евросети», которая рекламирует себя как дискаунтер, зато покупатели более состоятельные.
«Связной» единственный из российских дилеров, который имеет онлайновую автоматизированную систему учета и продаж, объединяющую все салоны по стране. Еще в сети действует федеральная программа лояльности «Связной-Клуб». В какой бы точке страны член клуба ни вносил деньги на свой телефонный счет, он получит бонусы. Мелочь, а приятно.
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В начале октября, когда другие дилеры бегали по рынку в поисках денег, «Связной» собрал огромный прием, где рассказал о своем ребрендинге. «Пир во время чумы», язвили конкуренты. На то, чтобы подправить логотип и поярче выделить корпоративные цвета на вывесках салонов, ушло $7 млн примерно две трети прибыли «Связного» за 2007 г. Но Ноготкову вложения в имидж даже в трудные времена не кажутся излишними.
На том же приеме Ноготков рассказал: «Связной» намерен купить одну из крупных конкурирующих сетей (как позже выяснилось, речь шла о «Цифрограде») и продать миноритарный пакет своих акций портфельному инвестору. Предполагалось, что им станет ВТБ. «Главный актив любого дилера торговые точки, удачно расположенные в местах наибольшего скопления людей, они всегда на вес золота, ради них стоит покупать компанию», объяснял Ноготков смысл готовящегося поглощения. А банк в качестве акционера был интересен «Связному» тем, что позволял реструктурировать задолженность и обеспечить доступ к будущим заимствованиям. В 2005 г. «Связной» выпускал облигации, но с тех пор зарекся: занимать у банков оказалось дешевле.
«Это те банки, которые ведут ваши счета, обслуживают зарплатные проекты, занимаются инкассацией, рассказывает Ноготков. Они хорошо понимают наш бизнес, поэтому дают деньги на лучших условиях». Относительно небольшой объем займов позволял «Связному» обходиться ресурсами трех банков Сбербанка, Промсвязьбанка и НОМОС-банка. ВТБ в этот пул не входил. Но с переходом банка в статус совладельца отношения с дилером должны были стать более доверительными к обоюдной, естественно, выгоде.
Обе сделки, обещал Ноготков, будут завершены к концу ноября. Но уже ясно, что с обещаниями он поторопился. Сделки могут не состояться вообще. Хотя в ВТБ говорят, что окончательно пока не передумали. «Сейчас не лучшее время для продажи активов», размышляет глава «Связного». Насчет покупок еще можно подумать. Хотя вопрос с доступом к лучшим местам продаж нынче можно решить по-другому. Кризис повлиял на ставки аренды недвижимости. Стоимость аренды офисов в центре уже упала на 20-30%, а скоро за ними подтянутся и торговые помещения. В ожидании обвала цен «Связной» даже приостановил открытие новых магазинов.
В подвешенном состоянии оказался и еще один крупный проект Ноготкова. Года полтора назад, в самый разгар бума потребительского кредитования, он задумал создать на базе «Связного» банк, специализирующийся в этой области. Идея пришла в голову не ему одному. Тот же Чичваркин рассказывает, что 4 раза безуспешно пытался сделать нечто подобное. «Ну вот не банковские у меня мозги», сокрушается он. А Ноготков нашел с банкирами общий язык. Поначалу он собирался развивать этот проект самостоятельно. Но прошлой осенью случайно познакомился с владельцем (теперь уже бывшим) банка «КИТ Финанс» Александром Винокуровым. Бизнесмены разговорились и поняли, что у них есть общие интересы.
«КИТ Финанс» хотел создать розничное подразделение, а у «Связного» была готовая сеть. Предполагалось, что Винокуров профинансирует проект, а Ноготков предоставит свои торговые площади. Доходы договорились делить пополам. Чтобы ускорить развитие проекта, Ноготков даже устроился на работу в «КИТ Финанс» управляющим директором. «Мне показалось более правильным управлять этим проектом именно со стороны банка, вспоминает он. Тогда я не много понимал в банковском деле и хотел всему научиться». Ноготков проработал банкиром все лето, а потом «КИТ Финанс» разорился и был выкуплен РЖД и структурами АЛРОСА.
Новые собственники практически заморозили совместный проект. На прошлой неделе они все-таки одобрили продажу кредитных карт через салоны «Связного». Но как это будет конкретно организовано, пока не решено. В любом случае должен помочь мощный бренд «Связного», в который было вложено столько сил.
Опыта Ноготкову точно хватит для того, чтобы «Связной» остался единственным дилером на рынке, сумевшим обойтись без финансовой поддержки операторов и не разориться, говорит президент МТС Михаил Шамолин. Идея продать часть своего бизнеса какому-нибудь сотовому оператору Ноготкову не нравится. «Если сейчас оператор станет совладельцем группы, то ценность компании для других инвесторов существенно снизится, рассуждает глава Связного. Оператор заинтересован прежде всего в продаже контрактов, портфельный инвестор в росте капитализации. Их интересы могут не совпадать».
Но если по пути продажи сотовым компаниям пойдут конкуренты, Ноготков будет только рад. Операторы, которые вложат деньги в дилеров, видимо, свернут побочные проекты вроде торговли аудио- и фототехникой у них, полагает он. «Связному» от этого только выгода он перестанет в лоб конкурировать с другими дилерами и сможет выделиться среди них в глазах покупателей.
Другие салоны станут уделять внимание только одному оператору, а у «Связного» можно будет выбрать любой контракт, мечтает Ноготков. Правда, директор по продажам компании «ВымпелКом-Россия» Наталья Чумаченко говорит, что владелец «Связного» сгущает краски. Операторы, по ее мнению, вовсе не собираются контролировать операционную деятельность дилеров и диктовать им, чем торговать, а чем нет. Но для чего, спрашивается, операторам вообще тогда понадобилось покупать или перекрашивать в свои корпоративные цвета сотовые салоны?
Ксения Болецкая
SmartMoney