«Дискотека 80-х» была непрогнозируемым проектом, но мы решили рискнуть»
Вице-президент Вещательной корпорации «Проф-Медиа» Юрий Костин в интервью «Газете»
В течение последних нескольких лет российский радиорынок демонстрировал уверенные темпы роста - в среднем 25% в год. За это время радио превратилось в один из серьезных медиаинструментов, рынок стал более открытым и конкурентоспособным.
Расстановка сил в данном сегменте устоялась, определились основные игроки («Русская медиагруппа», «Европейская медиа группа» и Вещательная корпорация «Проф-Медиа» - ВКПМ), между которыми сейчас идет основная конкурентная борьба. Чтобы ее выдержать, компаниям приходится придумывать новые масштабные проекты, выходящие за рамки эфира. Об одном из таких проектов, «Дискотеке 80-х», благодаря которой «Авторадио» (входит в холдинг ВКПМ) занимает первые строчки рейтинга, и о влиянии мирового кризиса на медиаиндустрию корреспонденту «Газеты» Светлане Казанцевой рассказал вице-президент ВКПМ Юрий Костин.
- Кризисная ситуация стремительно охватывает всю медиаиндустрию. Как кризис переживает радиорынок?
- Пока на радиорынке паники не наблюдается, да и причин для нее нет. Те позиции, которые были достигнуты радиовещательным рынком в 2007 году, сохранятся, и ниже этих показателей мы опускаться не намерены. Впрочем, у нас также нет сомнений в том, что в первые несколько месяцев следующего года радиорынок, что называется, просядет.
- Темпы роста радиорынка в этом году снизились по сравнению с прошлым годом на 10%. Падение произошло летом, то есть за несколько месяцев до начала кризиса. С чем вы связываете это ухудшение показателей?
- На наш взгляд, это результат ненормально активного роста в 2007 году. На этом фоне небольшое падение рынка является вполне закономерным явлением. На самом деле радиорынок все равно растет, и по итогам этого года его рост составит 15-20%. Рост продолжится и в 2009 году, но будет более скромным, около 7%.
- Каким образом ваш холдинг собирается выходить из кризиса?
- Сначала надо еще в него войти... В любом случае следующий год мы планируем с учетом сложившейся экономической ситуации и возможных негативных последствий для индустрии. Скорее всего, публика не увидит того количества ярких мероприятий, фестивалей, концертов, которые мы проводили в последнее время. Хотя подчеркну, что полностью отменять эту деятельность мы, конечно же, не будем. Мы решили немножко затаиться, переждать какой-то период.
- Существует мнение, что радиостанций на рынке сейчас слишком много, и кризис поспособствует оздоровлению радио за счет ухода игроков, которые не смогли найти свою нишу. Вы согласны с этим мнением?
- Я считаю, что если есть спрос, то пусть будет 50, 100 станций. Ведь, как правило, станция существует, потому что ее слушают, поэтому туда идет рекламодатель либо ее кто-то дотирует. Кроме того, мы готовимся к переходу на цифровое вещание, предполагающее, что на одной частоте будут вещать четыре, пять, семь станций. Кризис - все-таки понятие негативное. К такого рода финансовым потрясениям лучше бы готовиться заранее и планировать бюджеты с учетом возможных кризисных ситуаций, а в условиях конкурентоспособного рынка слабые игроки и так уходят, без кризиса.
- Опасаетесь ли вы новых конкурентов? Возможно ли сейчас раскрутить радиостанцию с нуля?
- Конечно же, мы следим за появлением новых игроков. Правда, таких чудес, свидетелями которых мы являлись на рубеже веков, сейчас не происходит. В свое время та же «Милицейская волна» выскочила на первое место, хотя от них этого никто не ожидал. Причем практически без промо. Из-за того, что радиостанций сегодня пять десятков, теперь это очень сложно. 10 лет назад была другая ситуация. Выскочить на первое место можно было, имея миллион долларов на рекламную кампанию. К тому же теперь слушатель более ленив и консервативен, редко перестраивает приемники. Раньше это делали чаще даже потому, что приходилось крутить ручку настройки, чтобы найти более устойчивый сигнал.
- Что вы делаете для того, чтобы ""Авторадио"" удерживало лидерские позиции?
- Для продвижения бренда мы активно работаем над эфирным продуктом, а также стараемся производить проекты вроде «Спортбара ""Авторадио""« (акция в поддержку российской сборной по футболу) и, конечно, «Дискотеки 80-х», в которые вкладываются собственные и спонсорские средства, а также деньги, полученные от продажи билетов. «Дискотека 80-х» приносит доход, вырученные средства покрывают часть расходов. Конечно, мы могли бы сделать «Дискотеку 80-х» прибыльной, но только в том случае, если бы меньше любили наших радиослушателей, то есть если бы экономили на артистах и на сценографии. Конечно, фактически мы инвестируем в продвижение ""Авторадио"", а не зарабатываем на фестивале деньги.
- А где рейтинги ""Авторадио"" выше - в Москве или в регионах?
- В Москве ""Авторадио"" стабильно станция номер один, хотя и в большинстве регионов оно занимает ведущие строчки рейтинга. ""Авторадио"" имеет уникальный формат, и при этом это массовая радиостанция. Ежедневная аудитория ""Авторадио"" на данный момент превышает 10 млн человек. Это очень серьезный маркетинговый и рекламный инструмент.
- Помимо ""Авторадио"" в ваш холдинг входит «Юмор FM», радио "Алла" и Радио Energy 104.2 FM. И все-таки ""Авторадио"" является вашим самым успешным проектом, и во многом благодаря именно «Дискотеке 80-х». Насколько долгосрочен этот проект?
- Мне иногда кажется, что он вечен. Раньше я думал, что продолжение проекта «Дискотека 80-х» зависит в первую очередь от артистов. Время идет, и многие из звезд 1980-х перестают выступать. Но мы уже делаем седьмой фестиваль, а творческие идеи не иссякают.
- Но почему бы не изменить название фестиваля? Например, «Дискотека конца 80-х - начала 90-х» или «Дискотека 90-х»?
- При всем моем трогательном отношении к 1990-м эти годы несут на себе печать негативности. Из-за массива негативной информации этот период воспринимается как чуть ли не самое неудачное десятилетие современности. И это при том, что в 1980-е был Афганистан, полмира воспринимало СССР как империю зла, над человечеством нависала очередная угроза третьей мировой войны, происходило крушение огромной советской империи, что стало в итоге трагедией для многих простых людей, потому что не оправдались ожидания и романтические мечты.
- В таком случае, вы могли бы оставить бренд «Дискотека 80-х», а приглашать исполнителей, которые были популярны в 90-е годы.
- Публику не обманешь, да и к чему? По задумке наш проект ограничен только той музыкой, под которую мы танцевали в 80-е. Это фестиваль поколенческий, то есть для людей, которые помнят, что было в те годы, и их не проведешь. Впрочем, проект отчасти уходит в 70-е. Boney M, ABBA - это скорее музыка из того десятилетия, до нас она доходила позже, и так получается, что для нас это все «Дискотека 80-х».
- В этом году вы привозите 14 зарубежных звезд, и большая часть из них уже участвовала в фестивале. Но вашей фишкой всегда были новые имена. Что изменилось?
- В этом году у нас пять новых имен, среди них Teach-In, Чингисхан, возрожденная нами группа Chilly, Al Bano. Но то, что мы привозим тех, кто уже выступал на «Дискотеке 80-х», во многом и говорит о том, что в определенном смысле мы уже испытываем дефицит в артистах. Хотя, с другой стороны, не привозить раскрученных музыкантов, которых все знают, уже нельзя. Составлять список только из новых имен очень рискованно. Восьмидесятники - народ консервативный.
- А как вы выбираете кого звать? Вот C.C. Catch вы приглашаете уже в который раз, а Адриано Челентано - ни разу?
- Еще как приглашали. Не едет пока. Но, так как в этом году, слоган фестиваля - «The best» («Лучшее»), Каролину (С.С. Catch зовут в миру Каролина Мюллер) нельзя было не позвать. Она звезда и умеет работать. Конечно, отбор звезд - во многом субъективный процесс, но мы учитываем предпочтения нашей аудитории. Однако если люди хотят видеть ABBA или Маккартни, то их желание выполнить невозможно по объективным причинам. Cобрать ABBA сейчас нельзя, а Маккартни дает только сольные концерты, и это другой формат мероприятия. Что касается маэстро Адриано Челентано, может быть, в будущем году мы его привезем, как Ленина, в отдельном бронированном вагоне, поскольку он летать не любит, боится.
- Все ли артисты соглашаются на ваше предложение выступить на фестивале?
- В основном к нам идут с удовольствием. У нас были легендарные, великие имена: Kim Wilde, солисты Modern Talking, Gloria Gaynor, Демис Руссос. Не получается пригласить артиста обычно в двух случаях: если у него уже зарезервированы указанные нами даты или если он запрашивает заоблачный гонорар.
- За выступления вы платите всем одинаково?
- По оплате у нас индивидуальный подход. Сумма гонорара зависит от многих факторов, в том числе и от уровня популярности звезды в конкретный момент и от количества концертов. Но наши гонорары значительно меньше, чем звезды получают на корпоративе, частных мероприятиях или на сольных концертах.
- С чего проект начинался? Кто его придумал?
- Автор идеи - Александр Варин. Он вел дискотеки в МАИ, а я - в МГИМО, что косвенно сказалось на карьере: в партию не приняли. А родилась идея в 2002 году, когда на ""Авторадио"" стала выходить программа «Дискотека 80-х», которая снискала бешеный успех. Когда я пришел на ""Авторадио"", Александр Варин предложил сделать фестиваль. Это было рискованное мероприятие, так как результат был непрогнозируемым, но мы рискнули, и проект оказался гиперуспешным.
- А какая аудитория у «Дискотеки 80-х»? Стареет с каждым годом?
- Не сказал бы. Ядро нашей аудитории стабильно - это люди от 30 до 49, аудитория не стареет, и это очень хорошо для радиостанции, которая претендует на сохранение звания лидера. По моим наблюдениям, в 2007 году на «Дискотеке 80-х» зал был на четверть заполнен молодежью, студентами. Сначала на фестиваль приходят наши дети - просто из любопытства, чтобы понять, как можно такую ересь слушать, но потом они проникаются энергетикой, исходящей от этих песен, и понимают, что это достаточно честно, пусть эта музыка и не самая сложная, которую можно себе представить, но она такая, какая есть.
СВЕТЛАНА КАЗАНЦЕВА
Газета
|