Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Наступает эра временных сотрудников

Крупнейший мировой рекрутер Adecco Global купил российскую компанию Avanta Personnel и собирается продвигать услуги по аренде персонала. Во время кризиса временные сотрудники могут оказаться выгоднее постоянных

"Если сравнивать покупку компании с браком, то можно сказать, что мы познакомились с Avanta Personnel, присмотрелись к ней, а теперь и расписались",— шутит генеральный директор швейцарской рекрутинговой компании Adecco Global Дитер Шайф.

В том, что Avanta получила замечательного "мужа", сомнений нет: Adecco — мировой лидер кадровой индустрии с оборотом свыше 20 млрд евро. А вот зачем Adecco понадобилась российская компания, образованная менее двух лет назад? У швейцарцев уже есть в России свой офис, который работает с 2002 года. "Швейцарцы купили личный брэнд Елены Новиковой",— уверен исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) Валерий Оськин.

Совладельцы Avanta Personnel Елена Новикова, Наталья Ганина и Татьяна Богус в свое время владели долями другой компании — кадрового холдинга "Анкор", но тогда им не удалось заключить союз с Adecco (см. СФ N35/2006). В 2007 году Новикова, Богус и Ганина покинули "Анкор" и основали Avanta Personnel. Сейчас под брэндом Avanta Personnel работают более 400 сотрудников в девяти офисах по всей стране.

Об условиях сделки стороны не распространяются, однако цена вопроса явно невелика — эксперты говорят о нескольких миллионах долларов. С помощью Avanta Personnel швейцарская Adecco собирается не только усилить свои позиции в сегменте подбора постоянного персонала, но и продвигать свою фирменную услугу — сдачу персонала в аренду, или "темпинг" (от англ. temporary — "временный"). Суть ее в том, что по заказу работодателя агентство поставляет ему сотрудников на срок от четырех часов до пяти лет — "темпов", само платит им зарплату и уплачивает налоги. А потом передает "темпов" другому заказчику. В России такую услугу чаще называют лизингом персонала.

В России темпинговый рынок пока слабо развит. По оценке генерального директора Adecco Russia Константина Бряузова, он насчитывает 20-25 тыс. временных работников. Это всего 0,03% от 74 млн экономически активного населения (для сравнения: в Великобритании "темпов" 5%). Между тем Дитер Шайф уверен, что наступает эра временных работников. Он объяснил СФ, что в условиях глобальной конкуренции "темпы" выигрывают за счет профессиональной универсальности и гибкости.

Проектные люди
"СЕКРЕТ ФИРМЫ": В России компании редко используют заемный труд, сравнивая его чуть ли не с работорговлей. Что вы ответите на это?

ДИТЕР ШАЙФ: А что рабского в международной мобильности труда? Например, в Норвегии не хватает рабочих рук, а в Польше, напротив, они в избытке. Наша компания находит там рабочих, устраивает для них курсы по изучению норвежского языка и тренинги, помогающие адаптироваться в стране. В Норвегии мы находим им работу, обеспечиваем жильем, социальными гарантиями. И зарплату, заметьте, они получают норвежскую. Это им самим выгодно. Сейчас все говорят о глобальной конкуренции: за одну и ту же работу в Германии платят больше, в Венгрии — меньше, а в Китае — еще меньше. Что плохого, если за спиной работника стоит компания, которая помогает ему с трудоустройством?

СФ: Тогда откуда такое предубеждение?

ДШ: В развитых странах люди также сравнивали темпинг с рабством, а сейчас он широко используется. Подобное отношение очень распространено на ранних этапах развития отрасли по подбору временного персонала. Предвзятое отношение обусловлено и тем, что появилось много агентств, которые не очень-то заботятся о своем персонале. У них лишь одна цель: заработать побольше денег.

СФ: Разве ваша компания не того же хочет?

ДШ: Да, того же, но мы заботимся о своих сотрудниках. У нас работают около 700 тыс. "темпов". Числятся они в штате нашей компании или нет, зависит от местного законодательства. Например, в Швеции, Германии временные сотрудники состоят в штате Adecco, и мы официально платим им зарплату, несем за них ответственность, поручаем им проекты.

СФ: А кто платит зарплату специалисту, когда проект заканчивается, а нового пока нет?

ДШ: Обычно временный персонал подбирается под конкретный проект. С сотрудниками заключается срочный договор. После его окончания многие специалисты переходят на другой наш проект. А некоторые получают предложения от компании-клиента перейти к ним в штат. Кто-то соглашается, кто-то нет. Обычно мы поддерживаем связь с временными сотрудниками, которые были задействованы в проектах наших клиентов, и новую работу в первую очередь предлагаем им.

СФ: В условиях кризиса вам, возможно, придется сокращать своих сотрудников?

ДШ: Знаете, мне не нравится слово "кризис". По опыту мы знаем, что экономический цикл длится десять лет — сначала подъем, потом спад. Сейчас мы переживаем непростой период. Если предприятия-клиенты в разных странах будут закрываться, то что мы сможем сделать? Конечно, будем вынуждены начать сокращать персонал.

Профи взаймы
СФ: По каким критериям Adecco подбирает временных сотрудников?

ДШ: Мы предоставляем временный персонал для проектов в различных отраслях. По нашим данным, 60% составляют работники невысокой квалификации, а 40% — квалифицированные и очень квалифицированные сотрудники.

СФ: Разве "белых воротничков" тоже берут взаймы?

ДШ: Вас это удивляет? Многие СЕО и HR-менеджеры также уверены, что временные работники — это непременно "синие воротнички". Между тем, услуга по подбору временного персонала претерпела существенные изменения. Сейчас работодателей все больше интересуют сотрудники высокой квалификации, и спрос на них растет. Это обусловлено тем, что в глобальной экономике компании вынуждены быть гибкими. Как правило, у многих из них есть ключевые компетенции, в которых они преуспевают. Однако для ряда проектов своих специалистов может и не быть. Именно за этим ресурсом они обращаются к нам. Инженеры, ИТ- и финансовые специалисты — вот кто сейчас, пожалуй, больше востребован, чем "синие воротнички".

СФ: И в каких отраслях они востребованы?

ДШ: Я не знаю ни одной западной компании, где бы не работали временные сотрудники. Взгляните на новый самолет Airbus 380 — в его создание внесли вклад и инженеры Adecco. А рабочие нашей компании собирали все эти сложные элементы и узлы в единый аппарат. Я сам был на заводе и видел, как происходит сборка самолета. Очень сильное впечатление. Наши специалисты работают и в проектах по производству солнечной энергии, и в микроэлектронике, не говоря уже об автомобильной промышленности. Сегодня нет ни одного крупного автопроизводителя, который бы не использовал труд наших высококвалифицированных "темпов".

СФ: Какую долю от общей численности персонала они обычно составляют?

ДШ: В автомобилестроении — до 30%. В среднем, в зависимости от отрасли и специализации компании, число временных работников составляет от 5 до 15%. И в интересах Adecco, чтобы наши сотрудники находили хорошую работу, делали карьеру и повышали свою квалификацию.

Курсы впрок
СФ: Можно ли говорить о какой-то карьере временного работника?

ДШ: У этих людей есть все возможности для карьерного роста. Допустим, мы устраиваем человека на позицию "оператор производственной линии" в машиностроительную компанию на год. При высоких результатах уже через полгода он может стать team leader, еще через два-три месяца — мастером смены. Таких перспективных сотрудников компании часто берут в штат. И перед людьми открываются уже новые возможности построения карьеры. Но здесь многое зависит и от желания самого человека.

СФ: То есть повышение квалификации — это личное дело временного сотрудника?

ДШ: Как любой работодатель, мы вкладываем средства в обучение персонала и повышение квалификации. Хотя хорошее профессиональное образование — это дорогое удовольствие. Посмотрите, в таких странах как Германия, Франция и Италия правительства потратили огромные деньги на обучение и переподготовку безработных. А теперь чиновники признают, что те инвестиции были неэффективны, поскольку не вполне учитывали потребности рынка труда. У нас другой подход: мы сначала изучаем потребности рынка, запросы наших клиентов, а потом обучаем наших сотрудников.

СФ: Сколько Adecco тратит на образовательные программы для своих "темпов" в России и других странах?

ДШ: По России я пока ответить не готов, хотя деньги в обучение мы вкладываем. К примеру, чтобы восполнить недостаток знаний у работников с уровнем квалификации ниже необходимого, компания организует тренинг на рабочем месте. Во Франции на обучение персонала мы потратили в 2007 году 120 млн евро, в Италии — 30 млн евро. В Германии каждый пятый временный работник чему-то учится — например, водить грузовик и т. д. Что же касается "белых воротничков", то, скажем, инженер, занимающийся аэрокосмическими исследованиями, тоже повышает квалификацию в своей области.

СФ: Зачем тратить столько денег?

ДШ: Мы кровно заинтересованы, чтобы наши обучающие программы были актуальными. Ведь чем более высокую зарплату получает временный сотрудник, тем больше в результате зарабатывает и наша компания. Нам приходится убеждать клиентов, что выгодная услуга не может быть дешевой.

Цена вопроса
СФ: Сколько стоят временные работники для работодателя?

ДШ: Заказчик берет на себя все обычные для штатных сотрудников расходы: зарплату, налоги, социальное страхование плюс стоимость наших услуг по рекрутменту и кадровому администрированию. Я не могу сказать точно, сколько они стоят. Это зависит от длительности проекта, от потребностей в персонале.

СФ: Получается, что временные сотрудники обходятся компаниям гораздо дороже?

ДШ: На первый взгляд это так, но давайте посмотрим, какую экономию получает заказчик. Например, сколько времени потратила бы бухгалтерия на начисление и расчет зарплаты хотя бы для 50 дополнительных сотрудников? Сколько работодатель экономит на содержании офисных помещений? А надо еще посчитать расходы на рекламу о найме работников, затраты на охрану труда...

СФ: То есть, по-вашему, работодатель еще и выигрывает?

ДШ: Если посчитать все статьи затрат, а их около десяти, то да, выигрывает. Мы сравнивали стоимость нашей услуги и внутренние расходы тех наших клиентов, с которыми давно сотрудничаем. Иногда для них темпинг оказывается даже дешевле.

СФ: А если взять уровень подготовки "темпов" и их штатных коллег, то в чью пользу сравнение?

ДШ: Нередко временные сотрудники — настоящие мастера на все руки. Сегодня для людей как никогда важно развивать такое качество, как employability, то есть обладание большим количеством квалификаций и компетенций, что дает возможность получить работу в разных сферах. Некоторые "темпы" с опытом работы в различных проектах и компаниях становятся настоящими экспертами.

СФ: Как бы вы оценили перспективы темпинга в России?

ДШ: Знаете, в молодости мама говорила мне: "Найди работу в немецкой корпорации — они такие надежные, что ты будешь устроен на 50 лет вперед". Но сейчас карьеру строят по-другому. Я работаю в индустрии, связанной с темпингом, уже шесть лет, и могу сказать, что только сейчас наступает эра временных сотрудников. Если взглянуть на кривую роста индустрии темпинга, то она плавно, но постоянно растет. И судя по опыту других стран, эта услуга будет развиваться и в России — несмотря на все предубеждения. Это будет зависеть от степени развития законодательства, а также от готовности людей понять сущность темпинга.

досье
Персона: Дитер Шайф
Год рождения: 1952
Образование: Университет прикладных наук в Аахене (Германия)
Карьера: занимался маркетингом и продажами в компании 3М. В 1998-м перешел в Johnson & Johnson Cordis, где в 2001 году занял пост вице-президента по Европе. В 2002 году стал СЕО лидера немецкого кадрового рынка компании Deutscher Industrie Service AG, а после покупки ее Adecco возглавил Adecco Global. По данным Business Week, компенсация Шайфа в 2007 году составила 3,99 млн швейцарских франков ($3,30 млн)
Семейное положение: женат; трое детей


о компании
Компания: Adecco Global
Дата основания: образована в 1996 году в результате слияния европейских лидеров в области подбора персонала — Adia (Швейцария) и Ecco (Франция). После поглощения Adecco в 2000 году американской Olsten Staffing стала крупнейшей рекрутинговой компанией мира: в 75 странах у нее работает более 36 тыс. постоянных и 700 тыс. временных сотрудников
Бизнес-показатели: оборот за первую половину 2008 года — 10,231 млрд евро; чистая прибыль — 349 млн евро
Офис в России: открыт в 2002 году


На непостоянной основе

Страна
Экономически
активное
население, млн
чел.
Временные
работники,
%
Великобритания28,85,0
Нидерланды7,02,5
Люксембург0,32,5
Франция27,12,1
Бельгия3,52,0
Австрия3,21,4
Дания2,71,2
Финляндия2,61,2
Германия38,41,0
Швеция4,51,0
Швейцария4,11,0
Норвегия2,41,0
Португалия2,40,9
Испания17,00,8
Италия24,50,6
Польша14,00,2
Греция4,00,1
Россия740,03
Источник: World Recruitment Market, 2007


Татьяна Юрасова
18.12.2008  Секрет фирмы

18.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов