Потревоженный улей
Какие кадровые потери понес "Билайн" в процессе объединения с операторами Golden Telecom и "Корбина"
Николай Прянишников отдыхал с семьей в Турции, когда неожиданно узнал, что меняет должность. Руководителю «ВымпелКома» на территории России предлагалось стать вице-президентом по развитию международного бизнеса. Но Прянишников, второй человек в компании после ее гендиректора Александра Изосимова, не спешил радоваться. Первой реакцией было недоумение. «В принципе мы уже обсуждали вопрос моего дальнейшего развития. Но почему так резко, куда мы торопимся? Я девять лет отдал этой компании, а теперь компания ставит меня перед фактом таких больших изменений», написал он в личном блоге.
ПОСТУПЬ ВАРЯГОВ
Спустя четыре месяца, в ноябре, Прянишников решил уйти из «ВымпелКома», чтобы возглавить российское подразделение Microsoft (в этой должности он будет работать с начала 2009 г.). «Не смог отказаться от предложения», объясняет он, попутно призывая излишне не драматизировать свою отставку. «Уход людей из компании естественный процесс, хотя в результате слияний он всегда идет быстрее», рассуждает он. В начале уходящего года «ВымпелКом» купил сразу двух операторов Golden Telecom (GT) и «Корбину Телеком» с намерением по завершении сделки получить единую структуру.
Прянишников был не единственным топ-менеджером, оставившим родную компанию. Кроме него в течение последних месяцев из «Билайна» ушли вице-президенты Сергей Авдеев, Питер Ковелл и Маттиас Герцман, а также два директора, приближенных к CEO, Александр Борейко и Томас Корганас. Отставка вице-президента по операциям Питера Ковелла была ожидаема: срок его двухлетнего контракта истек еще в мае, и только по личной просьбе Изосимова управленец решил задержаться. А что же остальные? Директор по работе с персоналом и организационному развитию «ВымпелКом Россия» Ольга Дайновская скупа на подробности: «Захотели попробовать себя в другом направлении бизнеса».
События стали обретать смысл, когда должность главы российского бизнеса оператора вместо Прянишникова занял бывший гендиректор Golden Telecom Жан-Пьер Вандромм. После объединения этой компании с «ВымпелКомом» амбициозному топ-менеджеру требовалась влиятельная позиция, и новый пост, суливший широкие полномочия, подходил как нельзя лучше. Назначение Вандромма, в свою очередь, знаменовало перестройку управленческой команды. В нее пришло много людей из GT и «Корбины». Стоит ли говорить, что замену «старой гвардии» на агрессивных карьеристов GT многие в компании восприняли без восторга.
ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Уроженец Бельгии Вандромм в студенческие годы питал слабость к коммунистическим идеям и даже был троцкистом. «Все тогда этим увлекались, я выбирал между троцкистами и маоистами, вспоминает он. Выбрал троцкистов: у них девушки были красивее». Революционный задор оказался долговечнее юношеской влюбчивости. Об агрессивной манере управления и взрывном темпераменте Вандромма в «ВымпелКоме» были наслышаны задолго до слияния. «Правда, что как-то во время совещания вы в ярости ударили о фанерную перегородку кулаком и проломили ее?» был один из первых вопросов корпоративного журнала к новому руководителю, когда тому еще только предстояло знакомство с коллективом. Должно быть, это просто преувеличенный страх сотрудников, привыкших к более сдержанному стилю руководства Изосимова. Но даже конкуренты не склонны делать Вандромму комплименты. «Он жестко играет, нарушает негласные правила, стравливает компании, беззастенчиво сманивает кадры, сознательно раскачивает лодку», заявляет один из топ-менеджеров МТС.
Сам Вандромм на эти претензии удивленно округляет глаза: «Вы же правда не думаете, что в таком низкорентабельном бизнесе, как наш, где идет борьба не на жизнь, а на смерть, я мог бы быть просто приятным парнем?» Во всяком случае, последнее, чего от Вандромма ждут акционеры, это хорошие манеры. Три года назад «Альфа» и норвежская Telenor, совладельцы GT, поставили перед ним задачу увеличить стоимость оператора. И Вандромм постарался на славу: за 2,5 года цена ее акций выросла почти вчетверо. Очевидно, в «ВымпелКоме» от топ-менеджера ожидают не меньших подвигов. После объединения с GT и «Корбиной» компания должна выйти на новые, почти не освоенные области. Вместе с GT «Билайн» получил доступ на корпоративный рынок, где традиционно отстает от МТС, и может теперь продвигать клиентам единый пакет услуг на базе фиксированной и мобильной связи. «Корбина» стала базой для экспансии на перспективном рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД). И все это под пристальным взглядом тех же акционеров как-никак компания после объединения нарастила долг примерно до $8 млрд, что совсем не мало, даже если забыть про кризис (для сравнения: у МТС $3,3 млрд). И хотя аналитики не ожидают, что у оператора могут возникнуть проблемы с выплатами, ему крайне важно как можно быстрее добиться синергии своих активов. В таких условиях Вандромм может позволить себе пожертвовать частью топ-менеджмента. В конце концов, ему не привыкать.
Три года назад после назначения Вандромма исполнительным директором GT из компании ушла большая часть управленцев. Нельзя сказать, что для оставшихся, включая нового СЕО, это стало потрясением. Оператор так часто поглощал конкурентов и региональные компании, что менеджеры привыкли к периодической перетряске кадров. Другое дело «ВымпелКом». Компания росла прежде всего органически и строила свои подразделения в регионах с нуля. Быстрая экспансия обеспечивала простор для продвижения эффективных сотрудников. По словам Дайновской, большинство вакансий оператор закрывал за счет внутренних конкурсов.
НОВАЯ ВЛАСТЬ
В общем, многим старым сотрудникам «ВымпелКома» новая кадровая реформа оказалась не нужна. «Билайн всегда культивировал открытость к переменам, говорит директор по развитию корпоративного бизнеса в регионах Андрей Пятахин. Но на этот раз некоторые предпочли бы оставить все как раньше, потому что считают, что все и так уже прекрасно устроено: зачем рушить?» Естественно, не все морально готовы к новой реальности. В ходе реорганизации произошло разделение стратегии и операционного управления. Первое теперь закреплено за корпоративным центром, второе за территориальными бизнес-единицами. Вдобавок топ-менеджеров, которые претендовали на власть в новой структуре, после объединения стало почти втрое больше. А 34 вице-президента многовато даже для такой большой компании, как «ВымпелКом». В итоге свои позиции в ближайший год смогут сохранить не больше восьми те, кто вошел в корпоративный центр. Что это означает для остальных 26 вице-президентов? Они опустились в иерархии, поскольку распределены между бизнес-единицами и подчиняются напрямую непосредственному начальству, а не первому лицу компании, как прежде. В будущем их ждет и поражение в статусе: вице-президенты перейдут в ранг директоров.
Масла в огонь подливает то, что большую часть руководящих постов в обновленной бизнес-единице «ВымпелКом-Россия» заняли выходцы из GT. подсчитал, что на шесть из восьми ключевых позиций были назначены люди из «Билайна», еще семь менеджеров бывшие сотрудники GT и один из «Корбины». Как объясняет Дайновская, по ходу формирования единой команды никто и не ставил цель соблюдать квоты при назначении руководителей в зависимости от их «происхождения». «Всегда брали сильнейшего», утверждает она.
Логично, что сильнейшим руководителем направления по корпоративному рынку оказался Андрей Патока, бывший старший вице-президент GT, а по ШПД Александр Малис, бывший глава «Корбины». «Билайну» обе эти области не слишком знакомы. Правда, неясно, почему именно выходцы из GT возглавили финансовое и юридическое направления в рамках российского бизнеса оператора. «Люди всегда были главным конкурентным преимуществом GT, они очень сильно мотивированы, направлены на результат» скорее всего, такое объяснение бывшего HR-директора GT Ольги Новиковой, наравне с Дайновской отвечающей теперь за кадры в бизнес-единице «Россия», убедит не всех.
Впрочем, новая структура окончательно не утряслась. Оценить, насколько удачно ястребы GT впишутся в коллектив «Билайна», удастся не раньше чем через год-полтора. А тем временем успеет истечь срок контракта Александра Изосимова на посту гендиректора «ВымпелКома». Его преемником готовится стать Вандромм. Однако на рынке уже поговаривают, что во главе компании окажется другой, неожиданный кандидат. И что же тогда снова революция?