Кризисное меню
Потребительский бум закончился. Но экономить на всем подряд российские покупатели не хотят
Если кто-то и не замечает кризиса, то таких людей все меньше. По данным проведенного компанией Nielsen в конце ноября исследования Russians Through Crisis, 72% граждан пришлось в последние три месяца сократить свои расходы. А ведь мало кто сомневается, что следующий год будет хуже. Как станут россияне перестраивать свои потребительские предпочтения? Делать предсказания на основе европейской и американской статистики не стоит. У русских свой способ экономии: по-нашему, в кризис лучше доносить до дыр костюм от Dolce & Gabbana, чем опуститься до Hugo Boss.
ПРОКАТИТЬСЯ НАПОСЛЕДОК
Пару месяцев назад топ-менеджер одной из генерирующих компаний Сибири решил приобрести себе новый служебный Land Cruiser 200 стоимостью около 2 млн руб. Деньги были заложены в бюджете компании, рассказывает один из ее сотрудников, однако покупка все откладывалась. В прошлом месяце топ пересмотрел свое решение: вместо Land Cruiser купил Range Rover на целый миллион дороже. Пришлось даже перекраивать бюджет компании.
Спрос на автомобили, разумеется, упал и будет падать дальше. Тренд не смогли переломить даже так называемые антикризисные покупки (приобретение товара для спасения сбережений от инфляции среди покупателей автомобилей таких, согласно исследованию Nielsen, 30%). По данным Ассоциации европейского бизнеса, только в ноябре 2008 г. продажи иномарок снизились на 15% по сравнению с ноябрем прошлого года.
Казалось бы, все предсказуемо: продажи дешевых корейских и украинских Chevrolet сократились на 11%, а более дорогих Mazda на 26%. Но вот что удивительно: продажи люксовых марок по-прежнему растут. Легковых Mercedes-Benz в ноябре продано на 21% больше, чем год назад, Infiniti на 18%, BMW на 16%. Похоже, автомобили пора разделить на два класса: средства передвижения и роскошь. Продажи второй группы могут и не упасть в следующем году. А для первой повышение импортных пошлин, ослабление рубля и отсутствие кредитов сделают свое дело: средняя стоимость новой машины в 2009 г. снизится с нынешних $19 000 до $15 000, прогнозирует «Тройка Диалог».
В мобильной связи роскошь это сам телефон, необходимость минуты разговора. А поведение покупателей здесь вполне прагматично. Генеральный директор «ВымпелКома» Александр Изосимов почти уверен, что на самой связи люди экономить не будут. Можно перейти с пармской ветчины на докторскую колбасу, но минуты у всех операторов примерно одного качества и стоят одинаково. А меньше разговаривать люди не готовы. Пока стали разговаривать даже больше, замечает гендиректор МТС Михаил Шамолин: чтобы остаться на плаву, надо больше общаться.
Другое дело телефон. В сети «Связной» средняя цена мобильника с октября по декабрь снизилась на 6%. В целом по рынку падение еще больше с $220 во II квартале до $179 в IV (данные Mobile Research Group). Положение не спас даже декабрь, когда дорогие модели обычно покупают в подарок. «Сейчас психологическая планка при покупке телефона около 15 000 руб., раньше состоятельные люди ее достаточно легко переступали», делится наблюдением аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Последние пару лет люди могли менять модель каждые полгода, как только выходило новое поколение телефонов, но с этой осени большинство держит аппарат до последнего. В 2009 г. даже отъявленные модники будут менять модель через поколение. Срок жизни телефона, по оценке Муртазина, уже увеличился вдвое россияне по своим предпочтениям приближаются к европейцам.
ВЕГЕТАРИАНЦЫ И ТРЕЗВЕННИКИ
Насчет «базы и надстройки» в сфере продуктов питания потребители, кажется, определились. Уже в октябре КОМКОН зафиксировал сокращение спроса на некоторые продукты. Первыми, как и ожидалось, пострадали самые «необязательные»: кондитерские изделия, йогурты, сыр, безалкогольные напитки. 17% опрошенных КОМКОН признались, что реже покупают сладкое. 31% стал покупать меньше мяса, а 9% отказались от него вовсе. А 8% заявили, что уже перестали покупать водку. В следующем году восторжествует здоровый образ жизни.
И все же, несмотря на экономию, отказываться от премиальных брендов в пользу более экономичных граждане не собираются. Пострадает лишь пара-тройка категорий. По данным РОМИР, падают продажи премиального кофе: доля марки Lavazza в общих продажах упала с 20% весной этого года до 6% сейчас. Отказываться люди будут, по прогнозу Nielsen, и от товаров импульсного спроса жвачки, чипсов.
Начинает меняться и покупательское поведение. В поисках дешевых товаров россияне все чаще ходят в гипермаркеты и дискаунтеры. За последние недели посещаемость «Пятерочки» выросла на 10%, говорит исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Его компания не исключение. «Осенью у нас начались продажи в сети Магнит и рост там сумасшедший, около 30%. А вот в супермаркетах типа Седьмого континента и Перекрестка примерно такое же падение», признается гендиректор компании Essen Production (бренд «Махеевъ») Леонид Барышев. Тут россияне не одиноки: в ноябре продажи в американских сетевых магазинах упали на рекордные за последние 40 лет 2,7%, а оборот экономичной сети Wal-Mart вырос на 3,4%.
КУДА ПОДАТЬСЯ
Самой необязательной вещью для россиян оказался отдых. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), спрос на новогодние поездки уже упал на 30%, а в следующем году может еще снизиться. Вице-президент «Инна Тур» Александр Колегов оценивает возможное падение в 40%. Понятие брендированной продукции на туруслуги не распространяется: люди будут выбирать дешевизну, не обращая внимания на название страны. Турция и Египет вместо Мальдивских островов и Таиланда, трехзвездочные отели вместо пятизвездочных. Экономят уже сейчас. «Туры, которые начинаются в первых числах января, продаются достаточно хорошо, а вот те, что стартуют в конце декабря, практически стоят», свидетельствует пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. Ничего удивительного: посленовогодние туры дешевле.
Меньше станут ходить люди и в рестораны. Спрос уже падает: по данным главного управляющего холдинга АРПИКОМ (Goodman Steak House, «Ле Гато», «Филимонова и Янкель») Михаила Зельмана, посещаемость его ресторанов упала на 18-19%. По оценке исполнительного директора консалтинговой компании RestCon Андрея Петракова, посещаемость дорогих ресторанов может снизиться на 10%, среднего уровня на 5%. Но перетока между разными категориями ждать не стоит. «Доходы посетителей дорогих ресторанов уменьшатся, но вряд ли они станут перемещаться в более экономичные заведения просто станут ходить реже», прогнозирует Петраков, выражая тем самым почти единодушное мнение российских рестораторов. McDonald's им не верит: сеть ждет притока новых посетителей и уже объявила о намерении открыть в следующем году в России 30 ресторанов и 15 кофеен.
Если же российские рестораторы правы, обнаруживается еще одно различие между нами и Западом: европейцы и американцы легко мигрируют в более дешевые точки. И который месяц сокращают походы в рестораны, предпочитая питаться дома. По данным NPD Group, так поступили в последние месяцы 88% жителей Канады.
Чем еще развлечься? По данным журнала «Кинобизнес сегодня», последние полтора месяца посещаемость кинотеатров падает. Ничего страшного, говорит аналитик «Кинобизнеса сегодня» Сергей Лавров: обычный предновогодний спад. В этом году сборы достигли $830 млн, а в следующем, по его мнению, могут перевалить за $1 млрд, ведь кино это самое доступное из развлечений. «Кассовые сборы будут расти, так как потребность в развлечениях в тяжелые времена усиливается», согласен с коллегой гендиректор кинокомпании «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян. После теракта в Нью-Йорке, например, сборы от проката в США выросли на 8,6%.
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Кризис недвижимости превратил жилье из инвестиционного объекта в самый обычный потребительский товар. Покупатели отказываются от вариантов в строящихся домах: раньше они давали возможность заработать за счет дорожания жилья в процессе строительства, но сейчас не до того. Спросом и в 2009 г. будет пользоваться готовый товар. Застройщики экономкласса уже уловили тренд. Дома они теперь стараются сдавать с отделкой, хотя бы минимальной.
В обычные времена на вторичку приходилось 60% сделок купли-продажи, сейчас 90%, говорит руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов: «Люди заинтересованы не в инвестициях, а в уже пригодной для жилья квартире».
Спрос на аренду падает. Оставшиеся без работы экспаты едут домой. Элитное жилье перестает интересовать арендаторов. А те, кто снимал не задорого, подумывают о том, чтобы вовсе отказаться от аренды. «Жившие самостоятельно дети переезжают к родителям, лишившиеся работы жители регионов уезжают домой пережидать кризис», говорит Таганов. В итоге падает спрос и на недорогие квартиры. По данным международной сети сайтов бесплатных объявлений Slando, на российском сайте сети в августе было 5534 предложения аренды столичного жилья, а в ноябре уже 7472. Количество объявлений «сниму квартиру» за то же время упало на 23%. Эксперты ждут, что в 2009 г. исход покупателей и арендаторов в провинцию продолжится.
И все же сохранится ли в следующем году любовь к брендам? Октябрьское исследование «Левада-центра» показало, что 42% россиян выбирают товары известных им брендов с приемлемым соотношением цена/качество и лишь 19% ориентируются только на цену. А для бытовой техники и одежды бренд и вовсе определяющий фактор. «Человек, привыкший покупать одежду определенных марок, не купит более дешевые просто станет ходить в магазин реже», уверен исполнительный директор «РусБренда» Алексей Поповичев. Кстати, в этом россияне похожи на англичан и сильно отличаются от французов, готовых на любой компромисс ради экономии. Чрезмерная любовь к бренду в сочетании с падением доходов таит опасность: на рынке увеличится число дешевых подделок, а у обедневших покупателей не хватит духу негодовать.