Укрощение тапера
Кто и как заказывает музыку
Многие российские
зрители выключают звук телевизора в начале рекламной паузы. Их можно понять -
музыкальное сопровождение большинства роликов оставляет желать лучшего. Как
заставить потребителя «100 раз услышать» рекламное произведение?
Что я такое?
Тапер, прислуга... официант,
умеющий играть!.
У купцов тыкают и на чай дают — и нисколько не
обидно!
А.Чехов. «Тапер»
Тапер, сопровождавший немые
кинофильмы, устанавливал связь музыки с кадром, создавая общую психологическую
атмосферу просмотра. Особенности его игры определялись прикладным характером
подбираемой им музыки. Это ремесло востребовано и сегодня: рекламные композиторы
в меру сил обыгрывают сюжеты роликов средствами музыки. Работа «ювелирная»:
требуется написать законченную 15-30-секундную композицию, которая должна
полностью передать настроение и суть ролика.
Созданный композитором трек
может быть максимально интегрирован в ролик, соответствовать духу бренда,
ассоциируясь исключительно с ним.
Музыка иной раз получает
признание публики: «После появления ролика «Простые вещи» многие пользователи
«Билайна» просили дать им ссылку, чтобы скачать эту мелодию», - вспоминает
креативный директор BBDO Moscow Андрей Ильясов (композитор - Александр Князев).
Но автор для широких масс чаще всего остается неизвестным (справка «Кто пишет
музыку к роликам» на с. 49).
Однако заказов больше, чем
вдохновения: все хотят добиться хорошего результата при минимальном вложении
(гонорар композитора редко превышает $3 тыс.). Некоторые таперы нашего времени
даже по образованию не музыканты, они просто владеют определенными технологиями
быстрого изготовления музыки. Место пианино прочно занял компьютер, а в роли не
всегда благодарной публики выступает клиент.
клавиш ряд и пара
рук
Написание произведения
западным композитором согласно брифу плюс несколько переработок обойдутся в
€6-20 тыс.
За
оригинальный «упакованный» продукт западного качества сегодня готовы платить,
пожалуй, только пивные бренды - конкуренция и законодательные ограничения
заставляют рекламодателей этой категории искать качественный звук для своей
рекламы. Впрочем, по мнению Ильи Оленева, креативного директора Leo Burnett
Moscow, здесь нужно учитывать разницу бэкграунда и культур. «Например, западный
композитор не понимает, что такое шансон (в их культуре жанра криминальной
баллады нет) или русский мелодизм, глупо заказывать западному композитору
«русскую», широкую, длинную мелодию, – поясняет он. – Траты на западного
композитора имеют смысл только в том случае, если ролик планируется крутить не
только в России, но и во всей Европе. Тогда вам будет нужна экспертиза
композитора в западноевропейской музыке, чтобы создать современный трек,
актуальный для европейского слуха и конкурентоспособный среди других западных
роликов».
В основном к работе
привлекаются отечественные рекламные композиторы. Однако креаторы сетуют на то,
что уровень композиторов, работающих только на рекламу, зачастую крайне низок.
Эта работа, как правило, воспринимается как побочная низкооплачиваемая халтура -
отсюда и итоговый продукт. С другой стороны, настоящие и самостоятельно мыслящие
композиторы не всегда устраивают клиента.
Есть также масса начинающих,
чья цель - заработать себе имя, создать портфолио. Они согласны work for food -
на минимальные гонорары (10-20 тыс. руб.). «Работать с таким композитором
рискованно. Сэкономленные деньги, возможно, не окупят потраченного времени», -
предупреждает Сергей Мартынов, постпродакшен-продюсер Lowe Adventa.
Существует еще один вариант:
компания «Снегири-музыка» под заказ рекламистов привлекает тех композиторов,
произведения которых издает, либо молодых талантов, попадающих в ее поле зрения.
«Это обеспечивает, во-первых, вливание свежей крови в музыкальный рынок рекламы,
во-вторых - возможность создавать, к примеру, аутентичный гаражный рок или
хип-хоп. Рекламный композитор, каким бы мастером он ни был, такого никогда не
напишет», - объясняет преимущества Олег Нестеров, генеральный продюсер компании
«Снегири-музыка». Среди музыкантов, которых «Снегири» привлекали для создания
музыки к роликам: Олег Костров (Fanta - «Fun»), Владимир Калинин (Ralf Ringer -
«Крутящие землю»), Дмитрий Рыбников (J7 - «Ты только сделаешь глоток»), Иван
Трошинкин («Красный Восток» - «Наша страна»), Сева Панда («Овип Локос» - «Во имя
добра»). Если заказывать музыку через «Снегирей», гонорар композитора составит
около $1000.
>> кто пишет музыку к
роликам
Олег Литвишко:
музыка для брендов МТС, «МегаФон», «Билайн», Samsung Duos (ролик
Samsung Duos D880 (Russian), Rich (все ролики), Dirol (все ролики с
подружками-подушками), сок «Я» (ролики «Поместье», «Гонка»), Kit Kat (все
ролики) и т.д. Александр Войтинский: «Кухня без границ»,
«Шокобарокко» (ролик «Волшебник»), «Доктор Мом - пастилки от кашля» (ролик
«Песня кашля»), «Талосто» (ролики «Товар», «Золотой Ключик») и
т.д.
Сергей Чекрыжов:
Sela (ролик «Попугай»), Kronenburg 1664 (ролики «Чуть больше, чем
просто цифры» и «Клуб»), Zlaty Bazant (ролик «Повадки») и др.
Павел Карманов:
«Балтика № 7 - Экспортное» (ролик «Про-зрачный мир»), «Балтимор»
(ролик «Изюминка»), Fanta (ролик «Прокачай реальность») и т.д.
Константин Мальцев:
соус «Чин Су» (ролик «Повара»), Coca-Cola (ролик «Coca-Cola
промостакан»), «Балтика Кулер» (ролик «Кулер Квест»), сигареты Dunhill
(ролик «Эволюция табака»), J7 («Танцы в апельсиновом саду»), MacСoffee
(ролик «Танго»), телеканал «НТВ-Плюс Наш Футбол» (ролик «Национальная
лига»), Panasonic (DVD cam, инвенторная микроволновая печь Panasonic),
Danone («Растишка Айс» и «Даниссимо-киви»).
Дмитрий Шумилов:
Bon Aqua (ролик «Лифт»), ЖК-телевизор Samsung K.I.N.O. (ролик «Samsung
K.I.N.O., часть первая/ Алексей Герман-младший»), Samsung Electronics
(телефоны La Fleur), «Арсенальное» (ролик «Теплоход») и т.д. Эдуард
Пургин: «Балтика № 3» (ролики «Автовоз», «Балтика» - «Балтика № 3» -
Это не просто море и не только пиво»), «Балтика № 3 Классическое» (ролик
«Вокзал»), «Активиа» («Активиа Кефир») и т.д. Юрий Прялкин: ИКЕА
(ролики «Шторы», «Сковородка» и др.), «Вимм-Билль-Данн» («Кубанская
Буренка»), «Несквик» («Шо-коладная планета»), «Арсенальное»
(«Экстремалы»). |
трудная доля
Участники процесса
(композиторы, креаторы, подюсеры) сходятся на том, что качество произведенного
композитором материала напрямую зависит от музыкальной компетентности креатора,
профессионализма режиссера, точности музыкального брифа, наличия достаточного
времени и грамотного встраивания работы над треком в процесс производства
ролика.
«Объяснять задачи композиторам
в идеале должны только те люди, которые разбираются в музыке и сами занимаются
ею», -говорит Олег Литвишко. На рынке есть креаторы - профессиональные
музыканты: например, Роберт Эндрю - автор текстов песен группы Supergloo, Андрей
Ильясов - играющий на барабанах в музыкальной группе. Они говорят с
композиторами на одном языке, употребляя слова «доля», «ритм»… «При работе с
композитором результат зависит во многом от вашей вовлеченности. Я, например,
знаю, что всегда будет результат, который меня устроит, с каким бы композитором
я ни работал. При условии, что у меня будет время работать с ним», - уверен
Андрей Ильясов.
Для креаторов, не занимающихся
музыкой, сформулировать в брифе, как они представляют трек к ролику, - задача не
из легких.
«Когда нет четкой креативной
идеи, люди пытаются описывать музыкальные пассажи до мелочей, часто нелепых.
Например, говорят, что музыка должна быть мажорнее. А она и так мажорная, не
минорная», – рассказывает композитор Олег Лит-вишко. Некоторые комментарии
поставили бы в тупик даже психоаналитика: один клиент в процессе работы над
музыкой для косметического бренда попросил доработать уже созданные композитором
варианты «в сторону увлажнения». «Мне рассказывал коллега из продакшен-студии,
как клиент – производитель йогуртов отклонил мелодию, посчитав ее не очень
«сметанной». В комментариях так и написал: «Сделать музыку более «сметанной», –
смеется Андрей Ильясов.
Впрочем, если вы дилетант в
музыке, по мнению Олега Нестерова, не стоит и пытаться брифовать «с музыкальной
точки зрения». Лучше говорить от себя, простыми словами, приводить дурацкие
примеры, пытаться найти как можно больше образов и определений, не обязательно
музыкальных, но позволяющих точнее навести фокус на будущую музыку. «Мелодия,
рожденная в Европе, переигранная наивными африканцами» (Nescafe). Мне кажется,
это идеальный пример брифа. Он образный, достаточно точный», – считает
Нестеров.
В России работа над музыкой
часто находится за рамками процесса производства ролика, и стандарта
музыкального брифа не существует. ИР с помощью экспертов попыталась разобраться,
как должен быть выстроен процесс и каким должен быть идеальный бриф.
Для начала отметим, что на
практике встречаются два подхода: композитору заказывают мелодию под уже
существующий монтаж ролика либо написать музыку «втемную». Второй подход связан
с нехваткой времени, а также с тем, что креативная идея предполагает, что сюжет
ролика будет построен на музыке (пример с «Воронцовскими сухариками» cм. ниже).
Видеоряд подгоняется под уже созданную музыкальную форму, например, когда в
ролике актер должен спеть песенку. Либо задумано видео в жанре мюзикла,
музыкальных клипов, когда в кадре будет исполняться хореография: танго, чечетка
или балетные па. «В таких случаях я брифую композитора за три-четыре дня до
съемок ролика с тем, чтобы на съемочной площадке у меня уже были от композитора
несколько музыкальных эскизов, – объясняет Илья Оленев. – И когда делается
примерный онлайн-монтаж ролика, я вижу, что за видеоряд выходит, и тут же
«примеряю» к нему музыкальные эскизы».
идеальный
бриф
Каково содержание идеального
брифа, в формулировании которого принимают участие креативная команда и
режиссер? Первое, с чем следует определиться, - музыкальный жанр (рок, этно,
поп, джаз). Ведь жанр определяет набор инструментов, формат (песня это или
саунд-трек). Если подразумевается вокал, то прописывается мужской или женский, а
также прилагается референс для подбора нужного тембра голоса, нужно определить и
количество строчек в песне.
На выбор жанра, как правило,
никакие объективные критерии не влияют. Единственный «маячок» - знание и
предпочтение определенного жанра, стиля целевой аудиторией. «Что слушает ЦА?
Например, подростков я буду иметь в виду, - уточняет свою позицию Илья Оленев. -
Но что именно я буду использовать - рэп, хип-хоп, r’n’b, ска или серф… - как
просчитать? Надо просто работать с талантливым композитором, исполнителями,
которые могут создать актуальную музыку, опережающую на полшага сегодняшние
тренды».
Пример - ролик «Опера» (Punk
My Opera) для Picnic, созданный агентством Publicis United. Сюжет: в опере
дирижер вдруг видит батончик Picnic на нотах, берет его, батончик начинает
управлять дирижером, и оркестр вместо классической музыки начинает играть
забойный панк-рок. Музыку к этому ролику писал Дмитрий Чувилев. Перед ним стояла
непростая задача создать композицию, с одной стороны, соответствующую
представлениям целевой аудитории об оперной музыке, с другой - «способную»
перейти в панк.
>>как «Воронцовские сухарики»
обрели собственный голос
Клиент: компания
Wrigley. Агентство: Leo Burnett Moscow.
Цель рекламной
кампании (РК): национальный запуск бренда.
Целевая аудитория:
взрослые мужчины, для которых качество продукта имеет большое
значение. СМИ: ТВ, радио, интернет и пресса.
Слоган: «Сухарики
«Воронцовские». Пекутся о традициях забавы ради» Шаг
1 (срок – месяц). Агентство Leo Burnett придумало и утвердило с
клиентом идею кампании «Качественный хлеб – качественные развлечения»,
персонажей, архитектуру кампании, группу «Корки». Креативная идея РК:
cухарики рождаются в деревне «Воронцово», где вся жизнь посвящена
выращиванию хлеба, помолу зерна, производству сухарей, а также
традиционным воронцовским развлечениям.
Шаг 2 (срок –
месяц). Агентство разработало сюжеты роликов, подготовило раскадровки,
брифы. Музыкальный продакшен «Снегири-музыка» получил от заказчика такой
бриф на музыкальное оформление серии роликов для бренда «Воронцов-ские
сухарики»: «Может быть, элемент треша, попсы, шлягера, может быть, элемент
из какого-нибудь мейнстримовского рока а-ля U2, с оттенком Бреговича. В
любом случае она должна быть очень яркая и нравиться таксистам». «При всей
кажущейся противоречивости брифа он задает правильную систему координат, –
комментирует Олег Нестеров, генеральный продюсер компании
«Снегири-музыка». – При этом оставляет ощущение свободы: что-то от одного
направления, что-то от другого…»
Шаг 3 (срок –
две-три недели). Начался препродакшен-пери-од: подготовка к съемкам,
написание эскизов музыки и разработка образов музыкантов. Музыку к
кампании писала группа «Мегаполис», играла ее вживую. По брифу были
сделаны треки: танго «Воронцово», сделанное с учетом пожеланий шлягера,
Бреговиче-образности. А также была придумана ламбада, которую сочинили
жители «Воронцово» и играют ее по всем праздникам. Характер музыкальных
эскизов подсказал стиль сельского ДК – а-ля Денис Симачев и образы
музыкантов – режиссер Глеб Орлов «клонировал» солиста группы «Вопли
Видоплясова» Олега Скрипку.
Шаг 4 (несколько
дней). Музыка для роликов утверждена клиентом, становится ясно, что танго
– самый подходящий вариант для танцев. Прошли короткие хореографические
тренировки с актерами, начался съемочный период рекламных
роликов.
Шаг 5 (одна-две
недели). Монтаж, его утверждение, постпро дакшен, точная подгонка трека
под монтаж, озвучание, сведение, разработка радиорекламы с утвержденной
музыкой, написание и утверждение джингла «Воронцовское радио». На этом
этапе определили, какой трек будет главным шлягером кампании
(танго).
Шаг 6 (одна-две
недели). Написание стихов для трехминутной песни. Утверждение с клиентом
стихов, вокалиста и запись песни.
Шаг 7 (две
недели). Разработка сюжета музыкального клипа на написанную песню,
утверждение идеи, подготовка раскадровки.
Шаг 8 (три-четыре
недели). Препродакшен, съемка, монтаж, утверждение монтажа,
постпродакшен.
Шаг 9 (неделя).
Закачка всех материалов на сайт, кассеты едут на каналы, радиостанции
получают радиоролики. Помимо ТВ-роликов, был снят музыкальный клип на
песню «Во-ронцовское танго», сделаны радиоролики, вирусные ролики, запущен
интернет-сайт воронцовской деревни – http://www.vorontsovskie.ru/.
Шаг 10. Эфир.
Таким образом, весь процесс занял 19 недель. На музыкальное оформление
кампании было потрачено около 10% от производственного бюджета. В итоге
клиент получил четыре песни, которые будут использоваться и в будущих
кампаниях бренда, треки для рекламных роликов, мелодию для бренда,
звуковое оформление «Воронцовского радио», и конечно, все права на
музыку.
Результат кампании:
«Воронцовские сухарики» громко заявили о себе осенью 2007 года, и уже
к лету 2008 года спонтанное знание бренда достигло 44,3% (данные
Advertising Tracking Study, 18 городов, GfK, май 2008). За десять месяцев
присутствия на рынке «Воронцовские сухарики» показали активный рост и
уверенно заняли 3-е место в категории сухариков c долей рынка в деньгах
9,6%. А по уровню дистрибуции в категории весной 2008 года вышли на второе
место – 31,9% (данные «Nielsen Россия», апрель – май 2008, география –
Россия, города с населением свыше 10 тыс.
чел.). |
Согласно информации, которую
Роберту Эндрю (группа Supergloo) предоставили в стратегическом отделе Publicis
United, молодые потребители Picnic (18–24 лет) практически не знакомы с оперой.
Было сделано предположение, что ЦА приняла бы Вагнера.
Затем в брифе прописывается
задача, стоящая перед треком: создать ритмический каркас ролика, настроение,
эмоционально обыграть сюжет. Словом, у композитора должен быть четкий сценарий с
точным указанием всех нюансов, обозначением эмоциональных точек (какие и на
какой секунде необходимо расставить акценты) в рамках хронометража
ролика.
Стоит добавить, что обыграть
сюжет можно двумя методами: методом полифонии (соединения звука и видеоряда) или
же контрапунктом, когда музыка не совпадает с кадром либо по форме, либо по
содержанию. Контрапункт требует от композитора большего мастерства и очень
эффектен. «В 2003 году мы делали для Snickers ролик «Волна», – рассказывает
Андрей Ильясов. – Там была история о том, как молодой человек едет по стадиону
на доске. Сначала мы представляли себе музыку для этого ролика быстрой,
энергичной, близкой к панк-року. Но потом мы решили попробовать медленную
мелодию и выбрали трек с диска Vegas группы Crystal Method. В ролике сразу
появился дополнительный эмоциональный накал благодаря конфликту между динамичной
картинкой и медленной, но очень мощной музыкой».
В ответ на формализованный
бриф агентство получает от композитора три варианта музыки. «Это еще не готовые
треки, а эскизы, ощущение трека», – подчеркивает Илья Оленев. Эскизы проходят
«примерку», отбор и утверждение вчерне, правку по комментариям и под видео,
вплоть до финального сведения. Самое главное – не показывать клиенту первую
сборку монтажа под музыку референса или, что еще хуже, c наобум взятой из
интернета мелодией, идеально подходящей под монтаж. Иначе все закончится либо
выкупом прав у исполнителя, либо, если трек очень дорогой (что вероятно на 99%)
блеклым клоном данной композиции, написанным приглашенным композитором «за два
дня и недорого». «Если уж нечего подложить, показывайте монтаж ролика в тишине
или под метроном», – советует эксперт.
Татьяна Антропова, Мария Кулыгина
23.12.2008
Журнал "Индустрия рекламы"