Рынок труда: упал - отжался
Кризис - повод для
оценки эффективности сотрудников и избавления от «жирка». Как оценить каждого по
достоинств и не уволить самые ценные кадры?
Рынок труда замер: в «Русской кадровой
ассоциации» фиксируют сокращение переходов из агентства в агентство вдвое. «Есть
примеры, когда кандидаты отказываются переходить в другое агентство на более
высокую позицию, интересного клиента, с повышением в зарплате из-за
нестабильности или, вернее говоря, стабильности своего агентства», - соглашается
Юлия Полтарац-кая, руководитель департамента рекрутмента для рекламной и
медиаиндустрии ГК «Агентство Контакт».
усушка,
утруска
В СМИ (ТВ, радио и пресса) отмечается резкое
снижение активности по поиску и приему на работу руководителей новых
направлений. При этом ИД «Актион-Медиа», по данным ИР, уже сократил более 30%
персонала, ИД «Экперт» «ужимает» бэк-офис и зарплаты, идут сокращения в ИД
Forward Media Group. Крупные медиахолдинги активно сокращают затраты за счет
канцтоваров, зарплат (в среднем на 10%) и премий, а также намерены сократить
персонал в основном за счет управляющей прослойки. Идет 15%-е сокращение
персонала в ТРК «Петербург - Пятый канал». «Сокращение в первую очередь затронет
сотрудников, которые задействованы в производстве собственных программ
телеканала», - полагает Наталья Селезнева, директор проекта MediaJobs. RU.
Планируют сокращение прежде всего внештатных сотрудников каналы СТС и
ТНТ
По словам топ-менеджеров ведущих рекламных
агентств, они уже наблюдают или ожидают падения рекламных бюджетов примерно на
30%. В связи с этим почти все компании вводят политику оптимизации затрат. Все
сетевые и крупные российские креативные агентства заморозили около 20% вакансий.
Одновременно с этим, по неподтвержденной информации, прошли серьезные сокращения
в «Родной речи», не избежали этой участи и специалисты начального уровня в
группе BBDO, в агентстве Instinct. Неофициальные источники ИР сообщают также о
50%-м сокращении зарплат креаторам агентства Movie, на 40% снизили зарплату в
креативном агентстве Ogilvy а в Rapp Collins и урезают зарплаты, и сокращают
персонал. Спад вакансий наблюдается и в BTL-агентствах. Здесь «лишними людьми»
часто оказываются сотрудники ивент-подразделений.
Активными в поиске кадров остаются
интернет-агентства/ медийные отделы площадок. Так, только в октябре «Яндекс»
разместил около 70 объявлений о вакансиях. В медиаагентствах, где была острая
нехватка кадров, приостановления поиска почти не наблюдается. «В медиаагентствах
позиции типа account director остаются актуальными. У нас есть несколько заказов
на директоров по работе с клиентами, что связано с привлечением в агентства
новых бюджетов», - вносит оптимистичную нотку Анна Коган, консультант «Русской
кадровой ассоциации». Более того, в ZenithOptimedia после прошедшей недавно
переаттестации сотрудников некоторым даже подняли зарплату на 3-4 тыс.
руб.
При самостоятельном подборе сотрудников, отмечают
хедхан-теры, компании принимают решения очень медленно: они надеются на снижение
зарплатных ожиданий кандидатов. «По статистике, должно пройти один-два месяца,
чтобы человек был готов принять предложение с понижением в заработке, - отмечает
Юлия Полтарацкая. - Значит, если основные сокращения пройдут в I квартале 2009
года, то к концу II квартала можно уже уверенно говорить о снижении заработной
платы минимум на 30%».
заглядывая в
будущее
Очевидно, что увольнения могут быть
спровоцированы уходом клиентов из агентств либо объявлением некоторых из них
банкротами. Резюмируя мнения аналитиков, можно выделить три сценария развития
экономической ситуации в 2009 году.
Оптимистичный. Рынок восстановится и
начнет заново набирать обороты. «Последует «разморозка» бюджетов, и к середине
второго полугодия все вернется на круги своя. А именно: кадровый голод, который
усилится за счет «провала» рождаемости 1991-2000 годов, - рассуждает Юлия
Полтарацкая. - Честно говоря, мне в это верится с трудом, механизм
восстановления пока не найден плюс мировая экономика так быстро точно не
восстановится. В любом случае роста рынка рекламных бюджетов в 2009-м уже не
будет даже при таком оптимистичном прогнозе».
Среднепессимистичный. Неглубокая, но
длинная рецессия. Опасность такой ситуации в ее продолжительности. «Если весь
2009 год пройдет в таком «депрессивном» состоянии, то компании будут как бы
пережидать его, затаившись, без резких сокращений и активного подбора персонала.
В среднем зарплаты расти не будут, а в отдельных случаях будут снижаться, –
говорит Юлия Полтарацкая. – В такой ситуации уже точно можно фиксировать падение
рекламного рынка по итогам 2009 года как минимум на 10% по отношению к 2008
году».
В условиях кризиса сотрудники готовы будут
работать, образно говоря, за еду и идею. Ключевой вопрос: способен ли
топ-менеджер или собственник продать идею своим сотрудникам или
нет?
Пессимистичный. Кризис будет развиваться в
худшую сторону, вследствие чего рынок труда будет падать вслед за падением
бизнеса компаний. Как результат, массовые сокращения по всем должностям,
безработица, перетекание специалистов в более стабильные/устойчивые отрасли –
производство и продажу продуктов повседневного спроса, госсектор.
«Пока наиболее велика вероятность развития
ситуации по третьему сценарию. Это моя личная субъективная оценка, которая
основывается на беседах с топ-менеджерами из различных индустрий, – подытоживает
Полтарацкая. – Если так и произойдет, то РА вынуждены будут избавиться от
половины, а то и более, штата ассистентов и бэк-офиса».
Как «вычислить» и сохранить наиболее ценных
сотрудников? Ведь в РА основной капитал и «сырье» для процветания бизнеса –
«серое вещество» в головах сотрудников. Лилия Казинцева, коммерческий директор
компании «Русская кадровая ассоциация», предлагает оценивать потенциал
сотрудников не с точки зрения прошлых заслуг, а заглядывая в будущее. Для этого
можно «протестировать» каждого, ответив на следующие вопросы:
1. Функции, которые выполняет сотрудник,
дублируются другими или уникальны?
2. Критично ли для эффективности
бизнес-процессов компании отсутствие этого сотрудника?
3. Уровень лояльности в кризисной ситуации:
мотивирован и готов ли психологически сотрудник продуктивно переживать трудные
времена вместе с компанией?
4. Насколько перспективен сотрудник для
компании в пос-лекризисный период:
– наличие уникальных навыков и знаний;
– насколько сложно будет найти такого же готового
специалиста/руководителя?
– насколько затратным окажется создание с
нуля той сферы деятельности, которая «умрет» с уходом сотрудника?
В зависимости от степени тяжести кризиса всем РА
придется прибегнуть к оптимизации затрат либо к жесткой экономии. Как же
компании грамотно сэкономить на персонале и остаться на плаву? У HR-специалистов
есть несколько точек зрения на оптимизацию затрат.
Наиболее популярный метод оптимизации HR-бюджета
– «замораживание» рекрутинга, то есть сокращение количества вакансий, что мы и
наблюдаем. К другому очевидному способу сэкономить – отказаться от корпоративных
мероприятий – рекламисты
не готовы. «Корпоративные мероприятия создают
положительный эмоциональный фон, сплачивают команду. Понятно, что в нестабильной
ситуации их значимость только возрастает, - поясняет Ирина Титова. - Мы
стараемся не отказываться от проведения корпоративных вечеринок».
Многие компании заняты пересмотром структуры
совокупного дохода с целью минимизации рисков по размеру выплат при
уходе/сокращении сотрудников в будущем году. Это подразумевает изменение
отношения постоянной и переменной части зарплат в пользу увеличения последней.
Таким образом, на смену долгосрочной мотивации сотрудников грядет краткосрочная.
Компания, выполняя обязательства перед сотрудниками в полном объеме, доказывает
свою стабильность и платежеспособность. «В этом случае играет роль регулярность
выплат», - подчеркивает Юлия Полтарацкая. Екатерина Селявина, гендиректор
агентства Movie, не исключает, что на новый год в трудовых контрактах будут
условия, отражающие реалии сегодняшнего дня. То есть никакой 15%-й индексации, к
которой так быстро привык наш рынок.
HR-консультанты советуют затраты на развитие
персонала (тренинги/обучение) снижать в последнюю очередь, так как возрастает
ценность каждого сотрудника в условиях общего снижения количества персонала.
Ирина Титова, HR-директор коммуникационной группы Aegis Media/OKS, полагает, что
вполне можно пересмотреть бюджет на обучение сотрудников и составить список
приоритетных тренингов и их участников. «Совсем отказываться от обучения не
стоит, - говорит она. - В кризисный период важно продолжать вкладывать в
профессиональное развитие сотрудников, давать людям понять, что их ценят, и
компания готова инвестировать в их рост».
При необходимости жесткой экономии затрат в
«Агентстве Контакт» советуют перевести на фриланс большую часть сотрудников, тем
самым снизив затраты на офис и соцпакет. Соцпакетом, как и корпоративными
мероприятиями, жертвовать можно в любом случае: лояльность сотрудников будет
расти пропорционально росту безработицы, как бы прагматично это ни звучало. «К
сожалению, не все топ-менеджеры компаний готовы к антикризисному управлению, так
как многие из них были наняты на достижение амбициозных целей, на развитие, а не
выживание», - обозначает проблему Юлия Полтарацкая. В условиях кризиса
сотрудники готовы будут работать, образно говоря, за еду и идею. Ключевой
вопрос: способен ли топ-менеджер или собственник продать идею своим сотрудникам
или нет? Если да, то можно резать все затраты на персонал смело, включая и
заработную плату. Если нет, то цена вопроса будет выше. Наталья Селезнева вполне
допускает, что уже в 2009 году могут появиться новые мультимедийные проекты,
которые соберут команду наиболее ярких профессионалов из других СМИ и рекламы,
предложив им докризисные зарплаты.
Татьяна Антропова
14.01.2009
Журнал "Индустрия рекламы"