Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Консервативный партизан

Екатеринбургский ритейлер Игорь Ковпак всегда дружил с властями и недолюбливал банкиров. В разгар кризиса настал звездный час предпринимателя — он начал по дешевке скупать конкурентов. То ли еще будет, когда за дело возьмется его сын Лев: он собирается построить торговую империю с выручкой $1 млрд.

— Ты чего плачешь? — обращается представительный мужчина к пятилетнему малышу в супермаркете "Кировский".

— Паровоз ха-а-ачу... и железную дорогу! — на весь магазин кричит мальчик.

Игоря Ковпака уже не остановить: схватив мальчугана и его маму за руки, он несется к прилавку. "Зина, выпиши на меня!" — кричит он сотруднице, дарит мальчику вожделенный паровоз, дорогу и несется дальше.

У Ковпака есть причина раздавать подарки. Кризисный 2008 год стал самым удачным за всю его карьеру. Компания нарастила оборот с 10,3 млрд до 12,8 млрд руб. и открыла 24 новых магазина (всего их стало 125).

Пока другие ритейлеры бегают по банкам, чтобы перекредитовать свои долги, Игорь Ковпак занимается благотворительностью. Вот у елки, напротив входа в супермаркет "Кировский", он охапками раздает детишкам сладкие подарки. Организованные делегации от местных школ уже закончились, коробки с подарками — тоже, а детей и настойчивых мам меньше не становится. Веселый поначалу Ковпак начинает злиться: "Вот вы с какого района? Ага, с Уралмаша, а я депутат по Кировскому!".

Дело в том, что детский праздник Ковпак устраивает не как бизнесмен, а как политик, и районный вопрос не праздный. "Я же депутат с 1996 года — меньше 55% ни разу не набирал. Меня тут все знают и хорошо относятся",— уверяет он. Симбиоз власти и бизнеса в семье Ковпака абсолютный. Сам он депутат местного областного законодательного собрания, старший сын Лев заседает в городской думе. Оба члены "Единой России".

"Без прихватов во власти такую масштабную торговую империю у нас никак не создашь,— считает извечный оппонент Ковпаков на выборах предприниматель Яков Невелев.— Депутатский значок — пропуск в элиту города".

Судьба хоккеиста
С Невелевым трудно спорить, да Ковпак и не пытается. "Всегда разделял взгляды и политику государства",— говорит ритейлер. Такая стратегия никогда не подводила — в тот же "Кировский" Ковпака, к примеру, назначили.

В 19 лет жизнь выходца с Украины и внучатого племянника знаменитого партизана Ковпака потеряла, как он думал, смысл. Перспективный хоккеист с мячом, игрок СКА "Свердловск", на матче в Красноярске получил удар клюшкой в лицо. У него испортилось зрение, и спортивную карьеру пришлось завершить.

Зато позднее Ковпак заочно окончил Свердловский институт народного хозяйства (СИНХ) и сумел устроиться в Первоуральский горпромторг — заведующим отделом маленького магазинчика. Затем энергичного 32-летнего управленца (члена партии, естественно) заметил начальник областного управления торговли Виктор Кузьмин и предложил ему возглавить экспериментальный магазин.

"Приехали мы с женой в новый микрорайон на машине, а магазина и нет никакого. Обнаружили лишь котлован. Я купил резиновые сапоги и возглавил стройку",— вспоминает Ковпак. К 1987 году за рекордные 11 месяцев Ковпаку удалось построить шикарный по тем временам магазин на 6,3 тыс. кв. м.

"Это был настоящий фурор — первый за пределами Москвы огромный супермаркет со свежими булочками и открытой выкладкой",— рассказывает коренная жительница Кировского района Екатеринбурга и помощница Ковпака Ольга Нагибина. Посмотреть на это чудо даже приезжали покупатели из соседних регионов. Ковпаку дали медаль как труженику торговли.

Но лучшей наградой был вышедший в 1993 году указ Бориса Ельцина, позволивший трудовым коллективам предприятий арендовать помещения с дальнейшим правом выкупа, чем сотрудники "Кировского" не преминули воспользоваться.

"Деревенские ребята"
В 1993 году в Свердловск приехал американский эмигрант Семен Фишман. Через Виктора Кузьмина он вышел на передовика советской торговли Игоря Ковпака и предложил ему торговать американскими продуктами. "Мы с Левой прилетели в Штаты и обалдели — Фишман предлагал дешевые продукты, которые с руками на родине оторвут,— вспоминает ритейлер.— От нас требовалась лишь предоплата $100 тыс. А я таких денег в глаза никогда не видел, и гарантий, что Сеня не обманет, никаких". Всю ночь Ковпак не спал и совещался с сыном-подростком. В итоге рискнул — заложил здание "Кировского" и нашел деньги.

В 1995 году Ковпак задумался о построении сети и первым в городе начал скупать разоряющиеся "советские" гастрономы, ставить в них современное торговое оборудование. Правда, изначально действовал очень осторожно — реинвестировал только собственную прибыль и товарные кредиты поставщиков. С банками Ковпак сразу решил не связываться. "Банкиры — это ж акулы, бандиты. Палец им дашь, они отхватят руку",— рассуждает Ковпак. Неудивительно, что быстрая экспансия не задалась — "Кировский" открывал один-два новых магазина в год. "Мы ребята деревенские — куда нам спешить",— любит повторять Ковпак.

Однако после кризиса 1998 года у "Кировского" появились конкуренты: "Купец", "Монетка", "Звездный" и другие. "Ковпак для развития использовал cash flow, а конкуренты были куда проворнее, привлекали заемные деньги, за что сейчас многие из них расплачиваются",— вспоминает директор ИК "Брокеркредитсервис" в Екатеринбурге Виктор Немихин.

А вот у федеральных сетей с захватом Екатеринбурга не заладилось — "Пятерочка" до сих пор не входит даже в пятерку основных игроков. "Метро" на этапе запуска долго не могла найти общий язык с местными поставщиками. Пожалуй, наиболее успешно в регионе стартовал лишь "Ашан", но он до сих пор один.

"Крупные сети изучали наш рынок и приходили к выводу, что закрепиться на нем чуть ли не сложнее, чем в Москве. В регионе развились собственные сильные игроки, а под требования федеральных местные поставщики подстраиваться не хотели",— считает директор партнерства "Альянс" Алексей Подоляко.

Сын за отца
"Кировский" тем временем тоже взял курс на ускорение. В 2001 году Игорь Иванович Ковпак пригласил в компанию нового вице-президента — Льва Игоревича. К 23 годам тот успел не только закончить Уральский государственный экономический университет по специальности "Экономика и управление на предприятии", но и запустить собственные бизнесы — факторинговую компанию, сеть приема платежей и несколько оптовых проектов (общий оборот в 2008 году — около 300 млн руб.). "Теперь я даже не знаю, кто у нас там чего поставляет. Я больше депутат, чем бизнесмен",— смеется Игорь Ковпак.

Ковпаку-младшему было не до смеха — на "Кировском" его встретили в штыки. "Тут были сложившиеся команды со своими правилами игры — моих людей просто съедали",— рассказывает Лев. Как-то он уехал на четыре дня на семинар, а по возвращении своего человека уже не обнаружил: "Игорь Иванович объяснил, что пришла делегация тетушек жаловаться — замучил их парень, отчеты заставляет писать. Президент встал на сторону бывалых сотрудников, а парень сейчас работает начальником отдела закупок в местном "Ашане"".

Похожие истории случались с поставщиками и логистикой. "Приводят ко мне "хорошего" поставщика. А чем он хорош? Начинаю копаться — выясняется, что он наши заявки на поставку товаров выполняет на 72%",— заводится Лев. Однако в конфликте отцов и детей он вышел победителем, сумев привести своих людей на ключевые посты. Сейчас большинство решений за Львом, правда, если ему удастся перед отцом доказать их экономическую целесообразность.

Ковпак-младший взял за образец популярные в Европе сети 7eleven и Aldi, принялся внедрять их технологии в своих магазинах. Если раньше каждый "Кировский" сам формировал заказ у поставщиков (доходило до смешного — к примеру, через весь город в магазин ехала "Газель" с 2 кг мяса), то по инициативе Ковпака-младшего компания обзавелась централизованным складом и единой логистикой. Он сделал ставку на фасованные товары и первым в городе ввел их тотальное штрих-кодирование, что позволило сократить затраты на персонал.

"Чем меньше покупатели общаются с сотрудниками, тем лучше. Продавцы ведь тоже люди — к концу смены они еле живы",— считает Лев Ковпак. В итоге в среднем магазине "Кировский", занимающем 1 тыс. кв. м, сейчас работают 70-75 человек. Для сравнения: в столичной "Азбуке вкуса" такой же площади — более 100. По расчетам СФ, выручка с метра в екатеринбургской сети сопоставима с результатами московских супермаркетов — около $6 тыс. в год. И это при том, что уральский ритейлер практически не тратится на аренду — 90% помещений в собственности. Средняя рентабельность сети, по словам Игоря Ковпака, 5-6%.

Экономия в "Кировском" — абсолютный фетиш. Ковпаки до сих пор летают эконом-классом и не любят напрасно жечь электричество. "Игорь Иванович приехал и во всех подсобных помещениях повыключал свет",— вспоминает недавнее открытие супермаркета на улице Восстания его директор Мария Кучинская.

В деле тотальной экономии на руку "Кировскому" играет концентрация всех магазинов в Екатеринбурге и окрестностях — Свердловской области. Ковпаки не хотят содержать региональные офисы и тратиться на логистику.

"Поставщики в массе своей местные — иногда я покупаю 50% того, что они производят. Так что вполне могу сказать: или ты продаешь по моей цене, или мы эти 20 тыс. тонн молока возьмем у конкурента",— рассказывает Лев Ковпак. Производители дружбой с крупнейшей сетью в регионе дорожат, так что с большинством из них у "Кировского" отсрочка оплаты 90 дней, тогда как в других сетях, как правило, 30. Занятые таким образом деньги Ковпаки направляют на запуск новых магазинов — с приходом Льва Ковпака их открывают в среднем по 10-15 в год.

Конечно, поставщики от жесткой финансовой политики "Кировского" не в восторге. "А что делать? — разводит руками один из поставщиков "Кировского".— Другие сети сейчас вообще не платят. Лева хотя бы расплачивается по договорам в срок".

Три года назад "Кировский" занялся девелопментом. "Понимаешь, когда тебе предлагают продать помещение по 60 тыс. руб. за метр, а ты можешь его построить за 30 тыс., то хочешь не хочешь станешь девелопером",— рассуждает Лев Ковпак. В итоге подконтрольные Ковпакам фирмы построили 12 и достраивают еще пять зданий средней площадью около 10 тыс. кв. м. Часть помещений в них занимают собственные магазины, а часть они продают или сдают в аренду.

Стартапу в девелопменте политический вес семьи явно не помешал. "Значок депутата — это же статус определенный. Помогает выстраивать отношения с властями, согласовывать участки,— признает Игорь Ковпак.— Но важнее для меня, конечно же, возможность помогать людям. 80 тыс. пенсионеров в городе и области имеют 5% скидку в нашей сети".

Кризис в руку
Супермаркет "Купец" в ТЦ "Город VIP" в соседнем с Екатеринбургом городе Верхняя Пышма — унылое зрелище. Пустые полки, немногочисленные покупатели. "Купец" доживает последние дни — вот-вот на его площадях разместится "Кировский". В эпоху кризиса Ковпаки потеснили конкурентов.

Для начала в декабре 2007 года не отягощенная долгами семья выкупила 50-процентный пакет сети из 21 магазина "Бест-маркет" в Екатеринбурге и области, по оценкам, за 200 млн руб. Но по-настоящему Ковпаки развернулись минувшей осенью. За долги им достался ТЦ "Город VIP". А в ноябре 2008-го "Кировский" купил 9 из 11 магазинов сети "Корзинка" в Свердловской области, по слухам, всего за 250 млн руб.

Переговоры о продаже "Корзинки" велись полтора года. Владелец сети Николай Кретов (ему принадлежит строительный холдинг "Лидер") хотел продать все 11 магазинов и выручить 1 млрд руб. Два магазина "Кировскому" не понравились — один был расположен в Оренбурге, а другой на задворках Екатеринбурга, да и цену посчитали неадекватной. "И тут на наше счастье начался финансовый кризис",— потирает руки Ольга Нагибина.

"В два раза цены на торговую недвижимость точно упали — уверяет Игорь Ковпак.— Когда девелоперы хотят 50 тыс. за метр, мы говорим: дадим 25 тыс., и то в рассрочку. Не нравится — ищите других покупателей. Только где же их сейчас сыщешь". В феврале Лев Ковпак собирается реализовать опцион на выкуп оставшейся доли "Бест-маркета", явно за небольшие деньги. "Как бы им еще не пришлось нам доплачивать",— шутит он.

Правда, теперь нежданное счастье подходит к концу — свободные деньги заканчиваются. Развитие в 2009 году сеть продолжит скорее по инерции — достраивая уже запущенные пять проектов и меняя вывески в купленных магазинах.

Игорь Ковпак мрачнеет на глазах: "Уже понятно, что товарооборот будет снижаться — у покупателей нет денег. Будем искать, где мы жируем, и сокращать издержки".

У Ковпака-младшего свое видение ситуации. Он мечтает об обороте $1 млрд и новом масштабе бизнеса "Кировского". "Лева мне все говорит — давай-давай, давай сделаем то, давай это, а я пока все осторожничаю",— оправдывается Ковпак-старший.

"Лучше быть первым парнем на Урале, чем рисковать всем своим бизнесом ради быстрого роста,— считает партнер Svarog Capital Advisors Олег Царьков.— С точки зрения максимизации стоимости бизнеса в ближайшие два года лучше всего спокойно заниматься эффективностью бизнес-процессов и не строить наполеоновские планы".

Впрочем, в городе ходят слухи, что Ковпак-старший может отойти от дел — слишком уж рьяно он проявляет себя на политической ниве. И уж тут Ковпак-младший развернется вовсю. В своих бизнесах он активно кредитуется и давно мечтает отойти от консервативной политики отца, начав привлекать для "Кировского" заемные деньги. Если сейчас компания продолжит скупать конкурентов, то заработать заветный миллиард будет не так уж сложно. А добиться благосклонности банкиров задача простая — на фоне большинства ритейлеров империя Ковпаков выглядит настоящим оазисом.

Николай Гришин

Секрет фирмы
05.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов