Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Игра в кредитки

Банку Олега Тинькова удается не только удерживаться на плаву, но и получать прибыль. А его основному акционеру — строить новые планы

Олег Тиньков привык своими рекламными акциями эпатировать публику, а новыми проектами — удивлять коллег. Теперь ему приходится «не высовываться», направляя все силы и средства на сохранение банка «Тинькофф Кредитные системы». Он гордится тем, что его новое детище пробилось в десятку лидеров рынка кредитных карт и вышло на безубыточность, несмотря на кризис. В поисках источников фондирования Тиньков ведет переговоры с инвесторами, а банк начал пилотный проект по привлечению вкладчиков.

ЗА ГОРИЗОНТОМ

Человек-бренд Олег Тиньков, который умудряется даже в официальных банковских документах не указывать свое отчество, за 41 год своей жизни, по его собственному выражению, занимался много чем: торговля электроникой (сеть магазинов «Техношок» и «MusicШок»), производство пельменей и замороженных полуфабрикатов (компания «Дарья»), ресторанный бизнес и производство пива (пивоварни-рестораны «Тинькофф»). В 2005 г. Тиньков продал пивной бизнес бельгийской InBev за $201 млн, но остался владельцем сети ресторанов. Его чистый доход от сделки составил около $80 млн, из которых $50 млн было инвестировано в новый банковский проект.

Когда в апреле 2007 г. на Российском экономическом форуме в Лондоне проект был презентован, Тиньков рассчитывал выпустить до конца года 300 000 кредитных карт и в течение 12-14 месяцев стать вторым (после «Русского стандарта»), в крайнем случае — третьим на этом рынке в России. А в 2011-2012 гг. продать банк хотя бы за миллиард.

На сегодняшний день «Тинькофф Кредитные системы» (ТКС) разослал предложения по выпуску кредиток 24,5 млн потенциальных заемщиков. Но выпущено только 315 000 карт, кредитный портфель по которым составляет почти 5 млрд руб. В конце октября 2008 г. в банке даже приостановили массовый выпуск карт. «Поняли, что больше не сможем фондироваться», — объясняет Тиньков. Но от идеи совсем заморозить проект отказался: «На самом деле все оказалось не так плохо, как я считал, а на фоне коллег у нас вообще все отлично. Зарабатываем деньги, на них выпускаем карты, — говорит он. — То есть за счет прибыли, так как внешних источников фондирования пока нет. Никто из акционеров и не рассчитывал получать дивиденды через два года. У нас с Goldman Sachs горизонты инвестирования гораздо больше».







НЕИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ РЫНОК

Основное фондирование у ТКС — западное, хотя занимать банк начинал на российском долговом рынке. В сентябре 2007 г. ТКС разместил трехлетние рублевые облигации на сумму 1,006 млрд руб. с офертой через год, установив очень высокий на тот момент купонный доход — 18%. Тогда размещение вызвало волну споров среди аналитиков и участников долгового рынка. Для многих казалось диким финансировать проект, который стартовал менее полугода назад и может похвастать только амбициозным бизнес-планом. Мало? Но Джулиан Солсбери, директор Goldman Sachs, на встречах с инвесторами говорит, что за пять лет его работы в России ТКС оказался единственным банком, у которого был стратегический бизнес-план на пять лет вперед. «У нас было понимание, что мы делаем, как мы делаем и зачем мы делаем, — говорит Тиньков. — Наши бумаги купило несколько нормальных структур — например, Веста-банк, “Атон”, “Тройка Диалог”, Новикомбанк, где риск-менеджеры ориентировались не на то, что написали так называемые аналитики, а сами взяли ручками документы и проанализировали их».

«Тройка Диалог» в 2007 г. приобрела облигации ТКС-банка примерно на 100 млн руб. и заработала за год около 20%. «Соотношение риск/доходность для инвестирования в этого эмитента с горизонтом один год выглядело привлекательным, — поясняет портфельный управляющий УК “Тройка Диалог” Владимир Потапов. — Кроме того, еще вопрос, что лучше: очень крупный банк с большими активами и предельной нормой достаточности капитала или банк с более консервативной структурой капитала».

В октябре 2007 г. в России все еще не понимали, есть кризис или нет. Но любое размещение уже тогда было большим успехом, особенно для кредитной организации. Между тем Тиньков каждый раз успевал запрыгнуть в уходящий поезд. Полтора года назад размещение ТКС-банка оказалось одним из последних среди банков второго эшелона. В конце 2007 — начале 2008 г., когда публичные рынки закрылись, ТКС получил от Goldman Sachs, Vostok Nafta и BlueCrest трехлетний синдицированный кредит на 0,5 млрд руб. А летом 2008 г. ТКС удалось разместить трехлетние евробонды на €70 млн под 18% годовых, что Потапов считает очень большим успехом для любого банка второго эшелона. Тогда в основном размещался первый эшелон, который и успел собрать все сливки открывшегося окна. Плюс ТКС.

«Для нас российский долговой рынок был закрыт еще в октябре 2007 г., но мы на него вообще никогда не ориентировались. Я считаю, что в России финансовый рынок достаточно бестолковый — во всяком случае долговой. У нас как бараны: либо все бегут и покупают, либо все продают. Не умеют оценивать здесь бизнес, особенно стартапы, инфраструктуру, команду профессионалов, выбранную нишу и т. п.», — делится Тиньков. По его мнению, здесь по большому счету вообще нет анализа, а риск-менеджмент и аналитики смотрят на акционеров, в лучшем случае на cash flow. Это в отличие от западных рынков, населенных «более умными, интеллигентными и продвинутыми инвесторами». «У нас написали в газете, что Тиньков — это г…, — все бегут и продают, — с обидой вспоминает дебют своего банка Тиньков. — Когда мы вышли, над нашими облигациями все смеялись, мы еле-еле продали две трети выпуска. Но мы-то все облигации в октябре 2008 г. погасили, а у всяких “суперских компаний” череда дефолтов».

КОГДА ВСЕ ПАДАЕТ

ТКС первым в России начал работать по модели «виртуального банка», где обслуживание клиентов является удаленным. Он выходил на быстрорастущий рынок с уникальной и низкозатратной моделью и привлекательными тарифами, но из-за кризиса даже у крупнейших игроков замедлился рост. По данным Хоум Кредит энд Финанс Банка, к 2008 г. за счет почтовой рассылки кредитных карт было сформировано три четверти «пластикового» кредитного портфеля банков. При этом на руках у россиян находилось 8,1 млн активированных револьверных карт, а доля лидера этого рынка, банка «Русский стандарт», составляла 60% против 67% годом ранее. В 2008 г. «Хоум Кредит» прогнозировал рост рынка на 25% по сравнению с 23% в 2007 г. Между тем у самого «Хоум Кредита» объем выданных в 2008 г. кредитов упал на 7% по сравнению с 2007 г.

В отличие от коллег у ТКС нет своих отделений или банкоматов, он работает дистанционно через партнерские каналы, а клиент обслуживается по телефону, через интернет-банк и SМS-банкинг. Банк сам выбирает потенциальных клиентов, получая информацию из баз данных компаний розничной торговли, предприятий ЖКХ, страховщиков, туроператоров. Тиньков два года готовил этот проект и набирал команду, а известнейшая Boston Consulting Group помогла ему скопировать технологию с американского «пластикового» лидера Capital One. Тиньков гордился тем, что его банк первым начал выпуск платиновых кредиток Visa и MasterCard (класс premium) с лимитом до 300 000 руб. для массового потребителя, называя свою карту «самой честной». «Зачем 70%? Зачем 90%? Мы не такие жадные! Нам будет достаточно денег только на объемах», — говорил он полтора года назад. При базовой ставке 12,9% в рублях при оплате покупок, эффективной процентной ставке при обналичивании 33,9% и льготном периоде 55 дней задолженность по кредитам в 2007 г. принесла банку 39,5% годовых в рублях, по данным МСФО. А лимиты у большинства (64%) заемщиков ТКС не превышали 40 000 руб.

Несмотря на то что в итоге кризиса условия кредитования пришлось скорректировать в сторону увеличения, Тиньков уверен, что кредитки остались привлекательными: «Если бы они не были конкурентоспособными, у нас бы не лежало 75 000 анкет в обработке». Но удорожание ресурсов заставило его серьезно пересмотреть свои бизнес-планы и условия работы банка. По словам Тинькова, они перешли в фазу сохранения банка по принципу «не высовываться»: «Ничего особенного не меняли. Просто мы стали сокращать все, что тратим, и увеличивать все, где зарабатываем. Между этим мы и живем. Бизнес-модель не собираемся менять, нас все устраивает. Но если раньше все наши силы и средства, риск-менеджмент были заточены на развитие, то сейчас все повернулись внутрь и вся моя бриллиантовая команда занимается [уже сформированным] портфелем».

ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ

Всем пришлось отказаться от своих амбициозных планов, говорит Тиньков. И добавляет: всем умным людям. «Ну, подумаешь, мы сейчас восьмые-девятые, ну и что?! Мы в десятке твердо в любом случае. А быть третьими или десятыми — сейчас не принципиально», — уверен Тиньков. По его оценке, у ТКС 5% рынка по количеству выпущенных карт, около 3% — по портфелю: «И пусть мне кто-то скажет, что за 16 месяцев это плохой результат! Меня он вполне устраивает».

Объемные показатели у ТКС-банка «очень достойные», соглашается первый зампред правления «ВТБ 24» Дмитрий Руденко. «5 млрд руб. на прямых рассылках — достижение. Хорошие показатели по количеству выпущенных карт и средней задолженности на карту (15 800 руб.). Однако, учитывая быстрый рост портфеля в 2008 г. и в январе 2009 г., риски там внутри колоссальные», — предупреждает Руденко. По его мнению, нарастить портфель в период кризиса не очень сложно, но и качество его будет соответствующим. Риск может составить до 25-30% годовых.

Пока же процент дефолтов по первому платежу ТКС удалось снизить с 17% в сентябре 2007 г. до 5% в декабре 2008 г., при этом уровень проблемной задолженности у банка незначительный — около 1,3% портфеля. Для сравнения: у Сбербанка она составляет 1,6%.

«Скажу вам по секрету: ТКС сегодня — один из самых ликвидных и прибыльных банков в этой стране, — поделился Тиньков. — Мы имеем ликвидные активы в виде cash (чуть меньше 1 млрд руб.), размещенного на депозитах в суперликвидных западных банках и в Сбербанке. Конечно, кредитный портфель приносит банку хороший доход, но лучше мы будем иметь подушку ликвидности в наше неспокойное время». Сейчас ТКС-банк оформляет допэмиссию акций на 900 млн руб., после чего его капитал вырастет до 1,75 млрд руб. Эти деньги инвестировали в июне 2008 г. Goldman Sachs (нарастивший свою долю с 10 до 15%) и Vostok Nafta (шведы приобрели 15% акций за $30 млн) через ларнакскую холдинговую компанию Egidaco, владеющую 100% акций банка. Впрочем, на развитие бизнеса пойдет меньшая часть этих денег: «Отчасти миллиард и держим, чтобы потом регистрировать капитал (физически), но все равно даже половина в портфель не уйдет… Мы не жадничаем, слишком много жадин мы видели на рынке последние три года, и где они? Ликвидность — king!»

В ПОИСКАХ ФОНДИРОВАНИЯ

На днях представители ТКС-банка начали оформлять заявления на выпуск сберегательных карт в Перми и Тюмени. Дистанционно привлекать вклады крайне сложно, так как в соответствии с законодательством требуется присутствие клиента. Но дело того стоит: по такой карте можно будет не только оплачивать товары и услуги или снимать наличные, но и получать доход на остаток, который ежедневно рассчитывается и ежемесячно начисляется. В последние несколько лет так называемые доходные пластиковые карты пользуются популярностью у россиян, отмечает замначальника управления сбережений и депозитов Бинбанка Дмитрий Кулешов. Но практически у всех банков при этом есть требование к минимальному неснижаемому остатку. У ТКС такого требования нет, зато есть обещание платить «достойные проценты», размер которых не обнародуется.

Сам Тиньков пока отказывается обсуждать пилотный проект: «Мы пытаемся понять, захотят ли люди это отдаленно делать. Мы все решаем только на основе теста». Пока же Тиньков, похоже, делает ставку на частных инвесторов и ресурсы банка. Выйти в тройку лидеров рынка остается его мечтой. По консервативному прогнозу, к концу 2009 г. портфель кредиток банка должен вырасти до 6,5 млрд руб. в основном за счет капитализации прибыли, запланированной на уровне 1 млрд руб. Уже по итогам января ТКС заработал 80 млн руб.

«Реалии такие: теперь наш бизнес-план — выживать два года, остаться частным и независимым российским банком, платить по обязательствам и быть прибыльным, выйти с наименьшими потерями из всей этой ситуации». Если получится, то Олег Тиньков уверен, что банк станет одним из самых востребованных финансовых институтов в России: «Мы в октябре достигли точки безубыточности, банк приносит чистую прибыль». А без этого сейчас никакой стартап не выживет.


Светлана Петрова

SmartMoney
09.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов