Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Экспорт кривыми нитками

Индийская текстильная промышленность, являющаяся одной из самых значимых для экономики страны, находится на пороге коллапса

В начале февраля в Индии стали известны предварительные данные по экспорту за январь 2009 года. Они произвели эффект разорвавшейся бомбы. Хотя в начале года традиционно снижаются объемы зарубежных продаж, никто не ожидал, что экспорт упадет на 22% — почти на четверть!

Среди экспортных отраслей индийской экономики, которым падение спроса на зарубежных рынках грозит наиболее серьезными последствиями – легкая промышленность. На экспорт поставляется около 60% всей продукции отрасли. Продукцию индийских текстильщиков можно обнаружить в магазинах, рынках и базарах практически любой страны мира — от США (на который приходится 32% экспорта индийского текстиля и изделий из него) до Центральной Азии. Вклад этого сектора в ВВП Индии составляет около 9%. Он является вторым по величине занятых в нем работников, после сельского хозяйства. Здесь непосредственно занято около 35 млн работников; а с учетом вторичной занятости это число увеличивается до 88 млн. По результатам 2007 — 2008 года индийская текстильная и швейная промышленность стоила около 22 млрд долларов.

Несбывшиеся надежды

Развитие текстильной промышленности является одной из приоритетных задач индийского правительства в течение последних четырех с половиной лет. Догнать и перегнать Китай, выйти в лидеры мирового рынка этой продукции – такова контуры индийской мечты. Как заявил в конце января министр текстильной промышленности Индии Шри Шанкерсинх Вагнела, превращение текстильной отрасли из закатной, деградирующей, в «восходную», динамично развивающуюся, стало крупнейшим достижением центрального правительства. Освободив отрасль в 2004 — 2005 годах от целого ряда ограничений, в первую очередь финансовых, правительство дало зеленый свет потоку массивных инвестиций — как местных, так и иностранных. За период с 2004 по 2008 год общий объем капиталовложений составил 27 млрд долларов. К 2012 году, пока еще убеждено правительство, эта цифра достигнет 38 млрд. Как предполагалось, эти инвестиции к 2012 году создадут в секторе дополнительно свыше 17 млн рабочих мест.

Но суждено ли этим официальным цифрам воплотиться в реальность? Пока спрос на индийский текстиль на мировых рынках продолжает падать, ни о каком создании новых рабочих мест говорить не приходится: сохранить бы уже существующих работников. По информации, которую озвучил союзный министр торговли и индустрий Камал Нат, только в течение 2008 — 2009 финансового года (который оканчивается 31 марта) текстильная и швейная индустрия будут вынуждены сократить порядка 800 тыс. рабочих мест — почти половину из двух миллионов сокращений, на которые будут вынуждены пойти все экспортно-ориентированные отрасли индийской экономики, чтобы смягчить последствия глобального кризиса. Неправительственная Конфедерация текстильной индустрии Индии считает эту цифру заниженной — по ее оценкам, за воротами окажутся около 1,2 млн человек.

Кризис как катализатор

По мнению эксперта Лаборатории нетканых и специальных материалов Техасского технического университета Сешадри Рамкумара, основными препятствиями, которые тормозят дальнейшую успешную реализацию индийской мечты, сегодня являются, во-первых, глобальная рецессия, во-вторых, уменьшение числа заказов на поставки из-за мер по снижению складских запасов продукции крупными оптовыми покупателями, например, Wal-Mart. В-третьих, высокая стоимость сырья для отрасли, в первую очередь стоимость местного хлопка; и, в-четвертых, несоответствие высоких целей, поставленных перед отраслью, и инфраструктурой, на которой их предлагается осуществлять. Прежде всего это относится к бесперебойной поставке электроэнергии — например, в некоторых районах штата Тамил Наду, одного из центров индийской текстильной промышленности, из-за отсутствия электроэнергии предприятия простаивают по два дня в неделю.

Помимо снижения спроса на традиционных рынках в октябре прошлого года индийские производители столкнулись с резким увеличением объема неплатежей по уже отгруженным товарам. Наиболее «отличились» американские бизнесмены. Волна банкротств, прокатившаяся по торгово-розничным сетям США, вынуждает все больше индийских бизнесменом обращаться за страховочными выплатами. По данным индийской Корпорации по гарантированию экспортных кредитов, в течение первых 10 месяцев 2008 года объем страховочных выплат ее клиентам из-за невыполнения предпринимателями США своих обязательств по контракту составил 40 млн долларов. Кроме того, индийские поставщики все чаще испытывают давление со стороны своих западных торговых партнеров, пытающихся смягчить последствия снижения покупательского спроса на своих рынках через дискаунтые цены и, соответственно, требующих серьезных скидок от своих индийских партнеров.

Не дремлют и конкуренты индийских текстильщиков: Китай, Бангладеш, Вьетнам, Шри-Ланка. Так, начиная с августа прошлого года, Бангладеш потеснил своего большого соседа на американском рынке швейных изделий, увеличив свою долю на 10%, в то время как доля индийских швейников, по данным Совета по продвижению швейного экспорта (AEPC), уменьшилась на 3%. Как сказал заместитель генерального секретаря AEPC Виджей Матхура: «Экспорт швейных изделий из Индии в США за первые 10 месяцев 2008 упал почти на 4%, в то время как Вьетнам и Бангладеш увеличили свои поставки на этот ключевой рынок на 22 и 10%, соответственно». По словам исполнительного директора консалтинговой фирмы Third Eyesight Девангшу Дута: 2В среднем, текстильные фабрики и швейные мастерские в Бангладеш больше по размерам, чем в Индии, производительность труда работников — выше, стоимость труда — ниже. Это помогает им привлекать покупателей из США и Европы — в том числе и тех, которые до этого работали с индийскими поставщиками».

По мнению генерального секретаря Конфедерации индийской текстильной промышленности Дуреш Наир, для того, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе и преодолеть последствия мирового кризиса, Индии «необходимо строить большие фабрики и усиливать свое производство тканых материалом, чтобы получить все преимущества экономики масштабов».

Все — в парки!

Нельзя сказать, что индийское правительство не прислушивается к мнению производственников. Так, одна из государственных мер по поддержке отрасли в период глобальной экономической рецессии — создание 40 так называемых интегрированных текстильных парков, в которых предоставляются налоговые льготы производителям текстиля и швейных изделий. Центральное правительство вкладывает 40% в общую стоимость работ — строительство цехов, инфраструктуры — в то время как остальное субсидируется из местных бюджетов и самими предпринимателями. Основная идея парка - любой бизнесмен с достаточным количеством финансов может войти в этот парк и начать производство практически немедленно. Ожидается, что это сделает отрасль более привлекательной для инвесторов. По мнению директора одного из таких текстильных парков, расположенного недалеко от Бангладора, Харша Гангадхара: «Такой вид организации производства — наиболее эффективный способ противодействовать глобальной рецессии. Для малого и среднего бизнеса совместное использование производственных фондов, технологий и инфраструктуры является единственным способом выжить».

Но — не парком единым. С декабря прошлого года индийское правительство представило три пакета государственных мер, направленных на поддержку как эскпортно-ориентированных отраслей экономики в целом, так и легкой промышленности в частности. Власти обязались субсидировать 2% банковских кредитов экспортеров текстиля, изделий из кожи и ювелирных изделий. Кроме того, правительство создает фонд с капиталом в 350 млн долларов для модернизации основных фондов текстильных компаний. Правительство целенаправленно поддержало и ткачей, работающих в сельской местности, — им для развития производства выделено 650 млн долларов в виде льготных кредитов.

Впрочем, специалисты считают, что этих мер недостаточно, чтобы компенсировать потери, вызванные сокращением экспорта. По словам председателя Всеиндийской организации экспортеров швейных и вязаных изделий Шриватс Джайн: «Государственные пакеты по стимулированию отрасли неадекватны ситуации и не окажут существенного влияния на динамику индустрии. Это становится очевидным, если сравнить меры, предложенные нашим правительством, и меры, которые предпринимают правительства других стран».

Виктор Глумсков, автор «Эксперт Казахстан»

Журнал "Эксперт"
18.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов