Молочники ищут формулу
Участники рынка намерены подписать соглашение о формировании единых закупочных цен на сырое молоко. В перспективе это может привести к очередному подорожанию молочной продукции и снижению потребления молока
Предпосылки к формированию единой формулы, определяющей цены на сырое молоко, назрели уже давно: производители недовольны его низкой стоимостью, а переработчики пользуются выгодной для них ценовой конъюнктурой и пока не готовы идти им навстречу. Новое соглашение, окончательный вариант которого появится 1 марта, по замыслу правительства РФ и вице-премьера Виктора Зубкова, позволит производителям и переработчикам молока договориться. Однако очевидно, что цель данного соглашения — поддержать производителей. «Во-первых, мы хотим создать ориентир справедливой цены на рынке, учитывая настоящий уровень рентабельности, во-вторых, необходимо понять, как именно цена на сырое молоко влияет на всю молочную отрасль», — говорит президент ГК «Русские фермы» и председатель Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
Сегодня литр сырого молока в России стоит около 10 рублей. Производители уверены, что речь должна идти о 12–18 рублях. «Нам нужно любыми способами помочь молочному животноводству, повысив цены на закупочное сырье, — говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова, — тогда у нас пойдут кредиты в сельское хозяйство». Она вспоминает, что банки стали откладывать инвестиционные проекты фермеров еще до финансового кризиса — из-за дешевизны молока.
На данном этапе формируется справедливая цена, с учетом себестоимости и рентабельности производителя. В рамках двух ассоциаций — Национального союза производителей молока и Молочного союза России, объединяющего свыше ста компаний, — действует специальная рабочая группа, которая собирает фактические данные с предприятий. «Молочную формулу» стараются сделать универсальной, учитывающей региональные особенности, сезонность, качество сырья, объемы продаж. Судя по всему, в конечном счете приемлемым уровнем окажется та цена, которая позволит сохранить рентабельность всем производителям, и эффективным, и неэффективным. А значит, у неэффективных не будет мотивации для модернизации производства и технологий. «Закупочные цены на сырье должны носить дифференцированный характер», — уверен директор по торговому маркетингу группы компаний «Молочное дело», специализирующейся на производстве сметаны, творога, Николай Потанин, который скептически воспринимает реализацию данного соглашения на практике. В качестве примера он приводит два успешных хозяйства: одно в свое время сумело поставить технологичное оборудование, и поэтому у него есть возможность продавать молоко по низким ценам, а другое работает по старинке — качество молока у них не хуже, но по себестоимости выходит дороже. «Почему эти компании должны продавать молоко по одной цене? — недоумевает он. — Идеальной формулы не существует. Для разных переработчиков важны разные свойства молока, а значит, и цены должны варьироваться».
Переработчики находятся в сложном положении. Только крупные компании, имеющие большие обороты, относительно безболезненно могут согласиться с повышением цен на сырье. Очевидно, что дорогое молоко заставит средних и мелких переработчиков уйти с рынка. И тогда на нем останутся лишь явные лидеры, которые смогут диктовать свои условия. Такое развитие событий трудно назвать оптимистичным: предложение сузится, цены вырастут, что неизбежно приведет к падению и без того низкого потребительского спроса на молочную продукцию.
Какое-либо фиксирование цены может быть лишь временной мерой. При этом поддержку производителей необходимо сопровождать обязательной программой роста их эффективности. Переработчики, вкладывающиеся в сырье, должны понимать, что деньги уходят в модернизацию конкретных хозяйств. В дальнейшем именно этот фактор повысит привлекательность всей молочной отрасли и действительно снизит себестоимость производства.
Сегодня все участники рынка говорят о том, что они хотят создать прозрачную систему наценок «от земли до прилавка». Значит, следующий шаг в этом направлении — установление аналогичного соглашения между переработчиками и розницей.
«Мы хотим выяснить, кто сколько зарабатывает, чтобы исключить некорректные суждения о том, кто на ком наживается», — поясняет исполнительный директор Молочного союза России, представляющего интересы переработчиков, Владимир Лабинов. «Соглашение даст нам понимание себестоимости производителей, потому что сейчас мало кто из переработчиков знает, на каком основании мы должны повышать цены на закупочное сырье», — считает Юлия Гончаренко из компании «Юнимилк», участвующей в работе над окончательным вариантом соглашения.
Софья Инкижинова
Журнал "Эксперт"
|