Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

За одного битого двух небитых

Звезда российского менеджмента Александр Изосимов покидает пост главы «Вымпелкома». Компанию, как выяснилось, он оставляет не в блестящем состоянии

Александр Изосимов — казалось бы, незаменимый гендиректор «Вымпелкома», звезда международных конференций, председатель совета директоров Всемирной ассоциации GSM, куда входят 750 мобильных операторов мира, член всевозможных российских советов и отраслевых союзов — решил покинуть свой пост за девять месяцев до окончания контракта. Долгие поиски «другого Изосимова» привели к феноменальному результату. Со 2 апреля 2009 года его полномочия будут исполнять сразу два менеджера: главным исполнительным директором (CEO) «Вымпелкома» станет Борис Немшич (ныне гендиректор австрийского оператора Telekom Austria Group), а генеральным директором компании ? Александр Торбахов (гендиректор ООО «Страховая компания “Росгосстрах-Жизнь”»).

Стиль Немшича

Изосимов пришел в «Вымпелком» пять с половиной лет назад из непрофильной сферы — продовольственного бизнеса: до этого он был генеральным менеджером Мars Inc. по России и странам СНГ, а потом и по Европе. Тогда он сменил в кресле главы «Вымпелкома» норвежца Джо Лундера, и акционеры делали акцент на то, что руководитель компании должен быть именно российским менеджером. В новой кадровой схеме ответственность за управление «Вымпелкомом» будет распределена между россиянином и иностранцем.

Каков будет стиль руководства 37?летнего Александра Торбахова, прогнозировать трудно. Он будет отвечать за взаимодействие с властями и акционерами, а главное — за финансы. А вот про Бориса Немшича, который возьмет на себя руководство всем операционным бизнесом, непосредственно телекоммуникационными услугами, нам известно немало.

Председатель наблюдательного совета Telekom Austria Group Петер Михаэлис заявил: «Мы приняли добровольную отставку Бориса Немшича с сожалением. Под его руководством Telekom Austria стала крупным игроком и в Австрии, и за рубежом». 52?летний Немшич — босниец, получивший образование в Техническом университете Сараева по специальности инженер-электрик. Telekom Austria Group он возглавил в мае 2006 года и во многом действовал так же, как Александр Изосимов на посту гендиректора «Вымпелкома», — оба активно выводили свои компании за пределы родной страны. Под руководством Немшича Telekom Austria завершила начатые еще до него поглощения сотовых компаний Si.mobil (Словения) и Mobiltel (Болгария), в ноябре 2006 года выиграла третью GSM-лицензию в Сербии (шесть месяцев спустя была запущена сеть), в 2007 году выиграла GSM-лицензию и запустила сеть в Македонии, а в октябре 2007 года приобрела 70% уставного капитала белорусского GSM-оператора Velcom. С учетом присутствия Telekom Austria Group на мобильных рынках Хорватии и Лихтенштейна на текущий момент австрийский оператор действует в семи зарубежных странах.

«Вымпелком» при Изосимове купил контрольные пакеты акций телекоммуникационных компаний в Казахстане («КаР-Тел»), на Украине («Украинские радиосистемы»), в Таджикистане («Таком»), Узбекистане (Unitel), Грузии (Mobitel) и Армении («АрменТел»). Иными словами, за пределами России «Вымпелком» ведет операции на территории шести государств СНГ, а также готовится запустить сети во Вьетнаме и Камбодже.

Немшич оставил компанию не в лучшем финансовом состоянии. По итогам 2008 года чистый убыток Telekom Austria Group составил 437,7 млн евро (при чистой прибыли 41 млн евро годом ранее). Выступая на Capital Market Day, который Telekom Austria провела 29 января этого года, Борис Немшич объяснил убытки реструктуризацией бизнеса в сфере фиксированной связи. По его словам, затраты Telekom Austria на эту реструктуризацию составили 632,1 млн евро, что привело к падению не только чистой прибыли, но также операционной прибыли и EBITDA (последний показатель обвалился за год на 154% и ушел в отрицательную область).

Наследие Изосимова

Существенная часть долговой нагрузки «Вымпелкома» тоже связана с фиксированным бизнесом. В феврале 2008 года компания завершила поглощение крупнейшего в России альтернативного оператора Golden Telecom, заплатив за него 4,35 млрд долларов, из которых 3,5 млрд было привлечено в виде банковских кредитов. В общей сложности долги «Вымпелкома» составляют 8,7 млрд долларов (это самый высокий уровень среди участников российской «большой сотовой тройки»), причем в 2009 году компании предстоит погасить из этой суммы 1,8 миллиарда. Александр Изосимов открыто признал, что завершить реорганизацию «Вымпелкома» (прежде всего в части слияния с Golden Telecom) и реструктурировать долги предстоит уже новому руководству компании.

Golden Telecom не единственный источник долгов «Вымпелкома»: второй причиной возникновения задолженности являются покупки в СНГ. Самой скандальной из них стало поглощение в ноябре 2005 года компании «Украинские радиосистемы» (УРС), за 100% акций которой «Вымпелком» отдал 231,3 млн долларов. При этом на момент покупки УРС обслуживал менее 200 тыс. абонентов, иными словами, «Вымпелком» просто купил входной билет на украинский рынок. Против сделки долгое время категорически возражал один из двух основных акционеров «Вымпелкома», норвежский Telenor, который указывал на чрезмерно завышенную цену этого, пятого по счету, GSM-игрока украинского рынка. Однако второй крупный акционер «Вымпелкома», российский холдинг Altimo, настоял на приобретении УРС, и Александр Изосимов пошел на эту сделку. Старший аналитик ComNews Research Алексей Данилин отмечает, что Изосимов и в дальнейшем не раз принимал решения, которые лоббировала Altimo, но отвергал Telenor. «Норвежский совладелец явно должен быть рад уходу Изосимова ? европеец Борис Немшич едва ли будет играть на стороне одного акционера против другого», — полагает Алексей Данилин.

Telenor еще в 2005 году прогнозировал, что «Вымпелком» не сможет занять существенную долю украинского рынка. Так и вышло: по данным агентства ACM-Consulting, УРС завершил 2008 год с рыночной долей 3,6%. Но трехгодичной давности история покупки на Украине лихорадит «Вымпелком» до сих пор: Telenor и Altimo с тех пор спорят о ней в судах различной юрисдикции. Последним витком конфликта стал иск к Telenor безвестного офшора Farimex Products Inc., который имеет 0,00002% уставного капитала «Вымпелкома», при этом связь с ним Altimo категорически отрицает. Farimex обвиняет норвежскую сторону в упущенной выгоде из-за задержки с выходом «Вымпелкома» на украинский рынок. В конце февраля 2009 года Восьмой омский арбитражный апелляционный суд по иску Farimex постановил взыскать с Telenor 1,7 млрд долларов. В ответ Telenor подал кассационную жалобу.

История с УРС могла повториться еще в одной стране СНГ — Киргизии. В конце 2005 года Altimo путем многоходовой комбинации завладела киргизским GSM-оператором BiTel (оставив с носом российскую компанию МТС, которая ранее заплатила за акции BiTel), а вскоре перевела все его активы (включая сеть и абонентов) в новую операторскую структуру Sky Mobile. После этого Altimo многократно пыталась продать Sky Mobile «Вымпелкому», чему вновь противился Telenor. Источник в «Вымпелкоме» сообщил, что в последний раз Александр Изосимов пытался совершить эту сделку в декабре 2008 года, причем цена киргизского актива превышала одну десятую часть стоимости всего «Вымпелкома». Этого не случилось, но косвенный контроль над Sky Mobile российский игрок получил: владеющий этим киргизским оператором офшор Crowell Investments Ltd. предоставил «Вымпелкому» опцион на покупку Sky Mobile.

Трудная задача

Покидая «Вымпелком», Александр Изосимов заявил, что его преемникам предстоит решить еще одну задачу — найти новые направления развития, которые обеспечили бы рост в будущем. Это тоже будет непросто. Несмотря на яркий ребрендинг весной 2005 года, «Вымпелком» до сих пор не догнал своего основного конкурента — МТС — по количеству абонентов. ACM-Consulting подсчитала, что по итогам 2008 года доля «Вымпелкома» на российском сотовом рынке составила 25,4%, а МТС — 34,4% (доля третьего участника «большой тройки», «Мегафона», — 23%).

Однако проигрыш в размере абонентской базы не самое главное, тем более что способы подсчета абонентов разными операторами до сих пор являются предметом споров. Гораздо существеннее то, что Изосимов так и не смог вывести «Вымпелком» из аутсайдеров перспективного сегмента рынка сотовой связи — дополнительных услуг (VAS). Сюда включают все неголосовые сервисы — передача данных, покупка контента, СМС. Согласно оценкам ComNews Research, по итогам девяти месяцев 2008 года «Вымпелкому» принадлежало всего лишь 25% российского рынка VAS, в то время как МТС 33%, а «Мегафону» 28%. «Если по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доходы МТС от VAS за три квартала 2008?го выросли на 64 процента, а “Мегафона” — на 45 процентов, то у “Вымпелкома” доходы от VAS за тот же период увеличились всего на 23 процента, — отмечает Алексей Данилин из ComNews Research. — У “Вымпелкома” и наименьший показатель удельного веса дополнительных услуг — около 12 процентов от общей выручки против 15,6 процента у МТС и 14 процентов у “Мегафона”».

Впрочем, именно Немшич может сделать существенный рывок в этом направлении. Он знает реалии нового рынка — рынка мобильной связи третьего поколения. Сейчас мобильные операторы начинают бороться на новом для них поле — широкополосного доступа в интернет. А в Австрии есть уникальный опыт по завоеванию этого рынка. «В Австрии мобильные операторы 3G решили напрямую конкурировать со всеми другими операторами доступа в интернет как по технологии Wi-Fi, так и по проводным технологиям, в первую очередь ADSL. У них очень агрессивная ценовая политика. Они сейчас реально забирают долю рынка. Другое дело, что еще непонятно, насколько хороша эта рыночная стратегия с финансовой точки зрения. При высокой себестоимости сотового трафика они продают его с минимальной маржей», — считает Михаил Алексеев, партнер компании ACM-Consulting. Подвигов Немшича на российском рынке осталось ждать недолго. Он, как и Александр Торбахов, приступает к работе 2 апреля.



Леонид Коник, главный редактор издательской группы Comnews

Журнал "Эксперт"
12.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов