Жан-Пьер Вандромм: «Технологии имеют смысл, если хорошо продаются»
В прошлом году прирост абонентской базы российских сотовых компаний был минимальным – операторы уже не в состоянии в массовом порядке переманивать клиентов. Чтобы хоть как-то отстроиться от конкурентов, операторы делят сотовую розницу и детально изучают потребности абонентов.
досье
Жан-Пьер Вандромм
Исполнительный вице-президент по развитию бизнеса в России ОАО «ВымпелКом».
Член советов директоров нескольких альтернативных телекоммуникационных компаний во Франции, Норвегии, Швеции. Основатель и генеральный директор компании VoIP.co.uk (Великобритания), предоставляющей услуги IP-телефонии для малого и среднего бизнеса.
Карьера:
До 1994 г. работал в компании Belgacom, бельгийском национальном операторе, занимая должность коммерческого директора «Комбеллги».
С 1994 по 2001 гг. занимал различные посты в компании Global Telesystems, Inc, в том числе должность президента и главного управляющего директора компании GTS Russia, а также должность первого заместителя генерального директора компании «Совинтел».
С 2001 по 2005 гг. занимал посты председателя, президента и главного управляющего директора компании VENTELO Europe.
С 2005 по 2008 гг. — главный управляющий компании «Голден Телеком»
В марте 2008 г. вошел в состав правления ОАО «ВымпелКом».
Почему «ВымпелКом» не превратил «Евросеть» в монобрендовую сеть?
Как отразился кризис на планах компании по развитию сети 3G?
Будут ли в России развиваться дотационные схемы продажи телефонов?
О том, почему монобрендовый ритэйл не выгоден участникам рынка, и как операторы могут заработать на локализации, рассказал «ДК» исполнительный вице-президент по развитию бизнеса в России ОАО «ВымпелКом» Жан-Пьер Вандромм.
В начале своей карьеры в телекоммуникационной отрасли Жан-Пьер Вандромм, нынешний исполнительный вице-президент по развитию бизнеса в России ОАО «ВымпелКом», предположил, что за пять лет уровень проникновения сотовой связи в Бельгии вырастет в несколько сотен раз. Его руководитель покрутил пальцем у виска и не обратил внимания на фантастический прогноз коллеги. Тем не менее, реальность превзошла все ожидания.
Жан-Пьер Вандромм и сейчас убежден, что стратегия развития компании должна строиться с учетом перспективы на 5-6 лет. Причем исходить нужно не из технологических возможностей оператора, а из потребностей абонентов — прежде всего тех, что возникнут завтра.
Мы купили «Евросеть», чтобы она не перешла под монобренд МТС
Разговоры о том, что один из операторов «большой тройки» может купить «Евросеть», начались еще весной прошлого года (чаще всего в этой связи упоминалась компания МТС). Между тем основной конкурент МТС — «ВымпелКом» всячески открещивался от возможности покупки крупных сотовых ритейлеров. В сентябре 2008 г. Александр Изосимов, президент «ВымпелКома», заявлял, что его компанию устраивает ситуация, когда ритейл работает самостоятельно.
И, тем не менее, «ВымпелКом» первым совершил серьезную сделку, купив существенную долю «Евросети» в начале октября прошлого года. С чем связана перемена взглядов?
— В принципе, мы были довольны ситуацией на рынке и до приобретения «Евросети». Но к «Евросети» стала очень пристально присматриваться МТС. Их целью было перевести ритейлера под собственный бренд. На тот момент 20% продаж всех наших карт шли через «Евросеть», и было очевидно, что если она перейдет под бренд МТС — это будет не очень хорошо для нашей компании. Одна из целей приобретения «Евросети» была в том, чтобы избежать ее монобрендовости.
То есть предписание ФАС не ограничивать продажу услуг других операторов не противоречило вашим планам?
— Нисколько. У нас и не было задачи купить сеть, чтобы продавать через нее только наши карточки. Другая причина, по которой мы купили «Евросеть»: если бы этого не случилось, компания бы обанкротилась. Таким образом, мы также могли потерять 20% приобретаемых подключений. И это существенно сказалось бы на общем состоянии рынка.
Хорошо, вы сохраняете мультибрендовость. Но вам ничего не мешает мотивировать продавцов подключать покупателей телефонов именно к Билайну, проявлять большую лояльность к своим абонентам.
— Мы не собираемся этого делать. В наших интересах сделать так, чтобы клиентам было максимально просто. Люди идут в магазин, чтобы купить телефон или оплатить услуги связи. Сегодня клиент МТС может прийти в любой магазин «Евросети» купить телефон, поменять тариф, сохранить свой номер — все просто. Если мы прекращаем обслуживать клиентов МТС, покупателю придется идти в «Евросеть» за телефоном, потом в другой салон за тарифным планом Я считаю, что мысль превратить салоны «Евросеть» в монобрендовую сеть пришла в голову людям, которые сами никогда не были покупателями телефонов и услуг.
В связи с кризисом некоторые аналитики прогнозируют снижение доходов сотовых компаний из-за меньшего числа подключений и уменьшения ARPU. Как вы относитесь к этому прогнозу?
— Среднестатистическая семья в России тратит на связь порядка 1100 рублей в месяц. Сюда входит оплата мобильной и фиксированной связи и Интернета. Эта сумма аналогична тому, сколько семья ежедневно тратит на еду в кафе и каждую неделю расходует на заправку автомобиля. Существует теория, согласно которой последнее, от чего люди отказываются, — от трат на комфорт и удовольствия: шоколада, любимых напитков. Для многих абонентов мобильная связь — составляющая комфорта, поэтому от нее не откажутся. Если посмотреть на США, где кризис длится уже больше года, мы не увидим никаких изменений в ARPU компаний. Поэтому с логической точки зрения кризис не повлияет на нашу работу. Что касается новых подключений, октябрь 2008 г. войдет в историю «ВымпелКома» как лучший месяц по продажам сим-карт. Мы были лидерами в каждом регионе России, продали более чем 2,6 млн карт. Это самая большая доля по продажам среди всех операторов.
И это не связано с покупкой «Евросети»?
— Нет, сеть была приобретена нами в начале октября 2008 г., и это еще не могло дать эффекта.
Есть информация о том, что 25% компании «Евросеть» может приобрести одна из кредитных организаций. Так ли это?
— Мы приобрели 50% минус 1 акция «Евросети», чтобы, в том числе, сохранить компанию. Лучший способ это сделать — получить дополнительную поддержку со стороны какого-нибудь большого банка. Это может быть «Русский стандарт», Home Credit или «Альфа-Банк». Они также будут акционерами и получат возможность продавать через сеть собственные финансовые услуги. Может быть, в связи с кризисом это произойдет не сейчас, но это обязательно случится — вопрос времени. А контрольный пакет акций в любом случае останется у нас.
Будем продавать пакетные услуги связи корпоративным клиентам
В начале прошлого года «ВымпелКом» через свою дочернюю компанию Lillian Acquisition, Inc. приобрел 100% акций «Голден Телекома» за $4,3 млрд. А в мае 2008 г. ОАО «ВымпелКом» выкупило 49% интернет-провайдера «Корбина Телеком» (51% уже принадлежал «Голден Телекому») у бизнесмена Александра Мамута за $400 млн.
Каков синергетический эффект от этих приобретений? Есть ли планы дальнейших поглощений?
— «Билайн» — оператор мобильной связи, «Голден Телеком» — фиксированной, «Корбина» — провайдер. Сейчас у нас есть возможность развиваться во всех направлениях, и нет необходимости кого-либо еще приобретать. Конечно, если появится очень дешевая компания, мы, может быть, купим ее — почему бы и нет, если предложат дешево. Но это никак не связано с нашей стратегией. Если говорить о синергии, мы смотрим с точки зрения удобства клиентов — с одной компанией работать проще. Поэтому мы провели ребрендинг «Голдена» и «Корбины» — теперь все это «Билайн», и ввели единый бренд «Билайн-бизнес» для корпоративных клиентов. Интеграция завершена на 95%.
После объединения вы выводите на рынок новые продукты?
— Да, мы предлагаем пакеты услуг. Например, мобильная и фиксированная связь, фиксированная связь и Интернет. Клиент получает скидку на передачу данных между сетями либо пользуется этим бесплатно. Для корпоративных клиентов главное — цена. Все остальное относится к категории «хорошо бы, но не обязательно». Но если две компании предлагают одинаковые цены, но одна из них предоставляет еще и список услуг, которые «хорошо бы иметь», то выбор будет сделан в ее пользу.
Вы уже вывели пакетные услуги на рынок?
— Да, в Москве есть пять крупных корпоративных клиентов: две компании по производству оборудования, большой банк, аудиторская и IT-компания. Эти компании имеют региональные представительства, так что можно сказать, что услуга уже ушла в регионы. Пока мы будем развивать пакетные предложения в сегменте b2b и далее b2c.
Продажа iPhone 3G — исключительно имиджевый ход
Осенью 2008 г. операторы «большой тройки» практически одновременно запустили масштабные рекламные кампании iPhone 3G. По оценкам независимых экспертов суммарный рекламный бюджет только на октябрь составил $19-20 млн. Но продажи iPhone 3G пошли не так, как планировали операторы. Если за первую неделю было продано порядка 14 тыс. аппаратов, то спустя месяц ежедневно реализовывалось менее тысячи телефонов.
Получается, что сотрудничество с Apple пошло не по плану?
— Смотрите, у меня Блекбери (показывает свой телефон)... Может быть, мне больше нравится Nokia — легко пользоваться, не ломается. Но у нас есть три тысячи аппаратов Блекбери, которые мы обещали протестировать для ФСБ, и мы сейчас это делаем.
Действительно, все три оператора продают меньше iPhone 3G, чем планировали. Это связано, в том числе, с кризисом. 60-70% телефонов стоимостью более 20 тыс. руб. покупалось в кредит. Учитывая, что сейчас схема кредитов практически отсутствует — 2/3 рынка дорогих телефонов потеряны.
Если говорить о рекламном бюджете, каждый оператор «большой тройки» потратил очень много денег, но не больше, чем было заявлено в условиях контракта. У нас и без этого большие рекламные бюджеты. Продвижение iPhone 3G — это не продуктовая, а имиджевая реклама. И с точки зрения имиджа расходы оправданы.
«МегаФон» продает iPhone 3G за 49 руб. — остальное в рассрочку на год. Это выход?
— За 12 месяцев получается 32 тысячи. То есть «МегаФон» продает гораздо дороже, но все равно меньше, чем мы.
Можно ли это считать началом дотационных схем? Когда оператор отдает телефон за символичную сумму, а потом зарабатывает на платежах за услуги.
— Если бы операторы нашли того «гениального» человека, который придумал эту схему, — они бы его поколотили. Это очень невыгодно и для мобильных операторов, и для абонентов. От подобных схем выигрывают только Nokia, Sony Ericsson, Samsung, Apple То есть производители мобильных телефонов. И зачем трем российским компаниям субсидировать финскую, американскую и корейскую компании?
Будущее за локальными проектами
В 2009 г. «ВымпелКом» планирует развернуть сети широкополосного доступа по технологии «волокно до здания» (FTTB) в 80 городах России, сети сотовой связи третьего поколения (3G) — в 70. Работа по развертыванию сетей будет проводиться в рамках проекта по широкому предоставлению на массовом рынке всех видов широкополосного доступа (ШПД) под единым брендом «Билайн». К 2010 г. компания планирует ввести в эксплуатацию сети FTTB более чем в 300 городах России, а сети 3G — во всех регионах присутствия сотовых сетей «Билайн» второго поколения.
Получается, что «ВымпелКом» параллельно строит сети по двум технологиям. Что более приоритетно — 3G или ШПД?
— Оба направления, так как они абсолютно разные. Если вы пользователь, которому просто нужен доступ в Интернет — посещать сайты, общаться в социальных сетях, делать покупки через Интернет — вам хватит возможностей 3G. Здесь нет большого отличия от того, как вы пользуетесь Интернетом сейчас. Единственная разница: вы можете пойти в любой магазин, например, «Евросеть», купить модем, включить его и работать. Это гораздо проще, чем строить сеть DSL — не нужно подключать провода, приглашать мастеров, чтобы они делали дырки в ваших стенах и пр. 3G — это более ориентированный на потребителя способ выхода в Интернет.
А теперь посмотрим перспективу на пять лет. Семья, где трое детей: 12, 8 и 3 года, которые могут играть через Интернет со своими друзьями из Мурманска, Владивостока и Ростова. Причем все трое — в разные игры. Отец семейства лежит на диване и смотрит Олимпийские игры в Сочи по телевидению высокого качества, для которого недостаточно технологии 3G и DSL... А в социальных сетях в Интернете уже можно не только отправлять сообщения, но и разговаривать со своими друзьями. Для всего этого нужно оптоволокно в дом, так как минимальная скорость для всех этих задач — 35 Mb. И только ШПД может предоставить вам такую скорость. Я вам привел пример двух разных аудиторий и разных услуг для этих аудиторий.
Каков размер инвестиций в строительство этих сетей?
— Я могу сказать только то, что мы публично заявляем: в 2008 г. общий доход $10 млрд, размер инвестиций — 20% от этой суммы.
Будет ли дальше развиваться сети Wi-Max в России?
— У нашей компании есть разрешения и лицензии на частоты Wi-Max. Лично я верю в эту технологию, еще год назад она казалась более перспективной, чем 3G. Но сегодня 3G развивается быстрее и дает ту же самую скорость передачи данных, которую мог обеспечить Wi-Max. Что касается технологий, то они одинаковы, но у 3G очень дешевые базовые станции. 3G-чип стоит $5, именно столько составляет разница производственных расходов между телефонами 2G или 3G. То есть и технические и ценовые преимущества у 3G.
К началу 2009 г. «ВымпелКом» построил и ввел в эксплуатацию шесть тысяч базовых станций 3G. Вызвал ли кризис какую-то корректировку планов?
— Да, первоначально мы планировали строить больше. Сейчас исходим из того, что надо готовить себя к худшему, поэтому снизили затраты до шести тысяч базовых станций. Посмотрим, как будет развиваться ситуация в первом полугодии этого года.
Сейчас с помощью 3G возможно пользование Интернетом, на подходе — видеозвонки. Что дальше? Не сдерживает ли продвижение услуги то, что для использования этих возможностей нужен определенный стандарт телефона, поддерживающий 3G?
— Зайдите как-нибудь на сайт е1.ru. Это локальный сайт Екатеринбурга, где представлен городской контент. Я считаю, что будущее за такими локальными сайтами. Через год-два вы не будете посещать порталы Google, Yandex, Mail, чтобы из Казани найти информацию о том, что происходит в Мурманске. В глобальном мире у людей теряется ощущение своего пространства — поэтому все больше людей нуждаются в информации о месте, где они живут. Если вы идете в казанский гипермаркет, вам хочется посмотреть, есть ли там яблоки и много ли покупателей. Перед выходом из дома нужно посмотреть, есть ли пробки на улицах, по которым вы планируете поехать, чтобы правильно построить маршрут и рассчитать время поездки. Существует большое количество таких локальных услуг, технологии — это просто точка входа.
Например, в Великобритании есть сервис, который позволяет смотреть ТВ-программу в течение суток после того, как она была в эфире. С помощью таких сервисов вы получаете большую свободу, так как не привязаны к сетке вещания. В Великобритании, когда эту услугу запускали, на портал поступило очень много обращений, и сеть «упала». Там использовалась технология DSL. Мы строим оптоволоконную сеть и сейчас разрабатываем локальные проекты для каждого города России. Мы смотрим на развитие не с точки зрения технологий, а с точки зрения услуг — что сейчас нужно потребителю, то мы и будем развивать. Нужны видеозвонки, видеоролики, фильмы. В этом есть потребность, значит, мы будем развивать технологии, которые позволят это сделать.
Если бы операторы нашли того «гениального» человека, который придумал дотационную схему, — они бы его поколотили. Это очень невыгодно и для мобильных операторов, и для абонентов. От подобных схем выигрывают производители мобильных телефонов. И зачем трем российским компаниям субсидировать иностранные корпорации?
Наталья Штеле, Сергей Панин
Журнал «Деловой квартал»