Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Премиум-качели. Элитный алкоголь

В последние годы рост доли элитного алкоголя был более чем очевиден. До того, что эксперты усматривали в этом тренд к «премиумизации» в секторе крепких напитков. Теперь же финансовый кризис в стране способен развернуть ситуацию ровно на 180 градусов

В структуре микса алкогольных напитков по стоимости больше половины объемов продаж приходится на водочную категорию, около четверти на все вина, включая тихие, игристые и вермуты, оставшаяся четверть приходится на бренди и премиальные спирты. При этом, доля водки в структуре снижается с течением времени в пользу остальных категорий, говорится в текущем отчете компании «Бизнес Аналитика». Данные основаны на результатах аудита розничной торговли по 15 крупным городам РФ, проводимого компанией, а также на оценках и прогнозах экспертов «Бизнес Аналитики».

С точки зрения темпов роста различных алкогольных категорий в стоимостном выражении, наибольшие темпы демонстрирует сегмент премиальных напитков, а меньше всего растет водка.

Что касается объемов продаж в натуральном выражении, то водка является единственной категорией, продажи которой сократились. Сокращение натуральных объемов продаж составило за 10 месяцев 2008 года чуть более 1%, в то время как другие категории продемонстрировали рост от 16% до 32%. «Необходимо отметить, что описываемые тренды развития алкогольного микса имели мес­то до осени 2008 года и, по нашим оценкам, не сохранятся в ближайшее время, – говорит специалист направления крепких алкогольных напитков компании «Бизнес Аналитика» Никита Стариков, – Тенденция к «премиумизации» алкогольного рынка, наблюдаемая до осени 2008 года, очевидно, заменится на противоположную. Основной причиной подобного изменения ситуации на рынке является неопределенная экономическая ситуация».

Премиальный алкоголь За рассматриваемый период 2007-2008 годов рынок премиального алкоголя вырос как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Самым значимым сегментом рынка премиального алкоголя по-прежнему является виски, его доля в структуре премиальных спиртов увеличивается, главным образом, за счет сильнейшего роста сегмента относительно недорогого виски, импорт которого в страну в последние годы серьезно увеличивается. Наиболее высокие темпы роста в настоящий момент демонстрирует ром.

Безоговорочным лидером российского рынка виски по-прежнему остается Johnnie Walker, хотя его доля имеет устойчивую динамику к снижению. «Для подобного снижения, по нашему мнению, существует несколь-ко причин: во-первых, – перечисляет Стариков, – это общее расширение ассортимента на рынке виски и давление со стороны других сегментов, во-вторых, это затруднение увеличения объемов продаж Johnnie Walker из-за достижения практически предельного уровня дистрибуции в рознице. Увеличилась доля рынка марок недорогих семейств, таких как White Horse и Grant’s. Мы полагаем, что сегмент относительно недорогих виски растет за счет увеличения количества пот­ребителей категории вообще, за счет переключения покупателей с других крепких алкогольных напитков, за счет расширения сегмента покупателей, приобретающих алкоголь «в подарок». На рынке коньяков (провинция Cognac) пятерка лидеров не изменилась, как не изменилась и их совокупная доля по стоимости. Бренды Hennessy, Otard немного потеряли долю в пользу Martell, Remy Martin. Наилучшую динамику ключевых показателей, включая доли и дистрибуцию, показал Courvoisier, что, безусловно, свидетельствует, о серьезной работе по продвижению и дистрибуции бренда. Категория текилы, демонстрирующая одни из самых высоких темпов роста, также как и виски меняется структурно в пользу относительно недорогих продуктов, таких как Fiesta Mexicana. Традиционный лидер рынка – Olmeca теряет долю в пользу второго игрока категории – текилы Sauza, которая существенно улучшила свои позиции в рассматриваемый период. На рынке рома все три его лидера – Bacardi, Captain Morgan, Havana Club – несколько теряют долю в пользу других игроков рынка, хотя все изменения происходят на фоне значительного роста категории в целом в натуральном выражении.

Водка Рынок водки традиционно является самым крупным как в натуральном, так и стоимостном выражении.

 В последние годы наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению доли водки в общей структуре рынка алкогольных напитков, замедлившаяся к концу 2008 года.

Лидером рынка водки в настоящий момент является «Группа компаний Русский Алкоголь», основными брендами которой выступают «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся». За рассматриваемый период ее отрыв от ближайшего конкурента значительно увеличился и по итогам 10 месяцев 2008 года превысил 4%. При относительно невысокой степени концентрации российского рынка водки, подобный разрыв является весьма существенным. Так, в рассматриваемый период на долю первых десяти компаний приходится менее половины всего рынка водки.

За то же время в пятерку лидеров вошла компания «Омсквинпром». Основная марка компании – «Пять озер» – на протяжении последнего времени сильно увеличила долю рынка за счет активной политики компании по развитию и продвижению марки, результатом которой стал вывод марки с регионального на федеральный уровень. Несколько ухудшились позиции «Московского завода «Кристалл» и компании «Веда». Компания «Винэксим», основной маркой которой является «Путинка», сохранила за собой третью позицию в рейтинге.

Лидирующим семейством на российском рынке водки по-прежнему остается «Зеленая марка». За рассматриваемый период ее позиции значительно укрепились. Именно «Зеленая марка» вносит основной вклад в рост доли ГК «Русский Алкоголь», при этом остальные марки компании также характеризуются положительной динамикой. Второе место в рейтинге сохранила за собой «Путинка» компании «Винэксим».

 На третье место в рейтинге поднялась марка «Пять озер», существенно уменьшилась доля семейства «Союз-Виктан гармония природы». При сохранении аналогичных темпов снижения доли, данное семейство, вероятнее всего покинет пятерку лидеров уже к середине 2009 года. За рассматриваемый период увеличилась доля марки «Славянская», обеспечивающей также и общий рост ГК «Алкогольные заводы Гросс».

 Бренди Традиционно на рынок бренди приходится незначительная часть (менее 10%) российского рынка крепкого алкоголя. Лидером российского рынка бренди является Группа компаний «КиН». Портфель компании включает семейства «Московский» и «КиНовский», занимающие, соответственно, первое и третье место в рейтинге семейств марок по доле рынка в стоимостном выражении. Доля «КиН» несколько снизилась за рассматриваемый период из-за снижения доли «Московского» – основного семейства компании. Однако это снижение было отчасти компенсировано ростом семейства «КиНовский». На второе место поднялся Вино-коньячный завод «Альянс-1892», рост доли компании был обеспечен увеличением доли основного семейства – «Старый Кенигсберг». Компании, занимающие оставшиеся три позиции в рейтинге опустились каждая на одну позицию в результате выхода компании «Альянс-1892» на второе место.

 Вино Традиционно рынок тихих вин превосходит по объему рынок вермутов и игристых вин вместе взятых. На протяжении последних лет такое соотношение остается практически неизменным. Рынок вина является более стабильным по сравнению с другими алкогольными категориями. Основной причиной этого является его низкая подверженность процессам переключения потребителей на другие категории.

Наибольшие темпы роста показала категория игристых вин, где структура потребления до последнего времени менялась в пользу сухих вин и брютов, с одной стороны, и в пользу относительно дорогих продуктов, с другой стороны. В вермутах увеличивается вклад импортных продуктов в продажи категории. В тихих винах отмечается устойчивая тенденция к росту нетрадиционных упаковок. «Что касается перспектив развития алкогольного рынка в целом, то тенденция «премиумизации» остановится в 2009 году, – считает Стариков. – В условиях неопределенной экономической ситуации, снижения располагаемых доходов населения, инфляции и повышающихся курсов валют, объемы потребления практически всех алкогольных напитков будут снижаться, за исключением водочной категории. Как мы предполагаем, будет происходить переход от более дорогих к более дешевым продуктам внутри каждой категории и от более дорогих категорий к менее затратным внутри алкогольного микса. Как известно, водка – самый выгодный продукт с точки зрения цена/градус, именно поэтому после долгой стагнации, мы прогнозируем рост этой категории в 2009 году».

Подобная ситуация наблюдалась на рынке в 1998 году, когда объемы продаж водки, ранее характеризовавшиеся отрицательной динамикой, выросли по отношению к 1997 году. При этом наблюдалось сокращение объемов продаж премиального алкоголя.

Праздничный ажиотаж

Лучше всего в США продавались водка, виски и ром

Водка, ром, ирландский и производимый в Северной Америке виски, а также коктейли на основе этих напитков в период высоких праздничных продаж (с 7 декабря 2008 года по 4 января 2009) показали, по данным Wine & Spirits daily, рост продаж на рынке США. В то же время текила, джин, бренди, коньяк и скотч продемонстрировали снижение данного показателя. При этом сократилась реализация почти всей импортируемой алкогольной продукции. Продажи иностранной водки упали на 3,3%, джина– на 5,2%, смешанного виски – на 2,9. Если посмотреть на реализацию по сегментам продукции, то станет видно, что за указанный период уменьшилась реализация супер-премиальной и ультра премиальной водки стоимостью $15-$39,99. Примечательно, что люксовая водка продемонстрировала небывалый рост. Ее продажи подскочили сразу на 56,2%. Также показал рост сегмент популярных марок ($6-$8,99 за бутылку), увеличившись на 12,6%. Положительная динамика отмечена и в сегменте премиальной водки ($9-$14,99). Как отмечает Wine & Spirits daily, показали рост низкоценовой и премиальный сегмент текилы, в то время как продажи в суперпремиальном, ультрапремиальном и люксовом сократились. Неплохие результаты продемонстрировали продажи рома в низкоценовом, а также среднеценовом сегменте. В последней категории рост составил 14,3%. Сильно сократилась реализация люксового джина ($50 за бутылку и выше). Здесь падение составило почти 73%. Также сократились продажи джина в суперпремиальном и низкоценовом сегментах. При этом премиальный и среднеценовой показали рост. Что касается скотча, то увеличение продаж (4,4%) было зафиксировано в категории ультрапремиум. Упали продажи в категориях люкс и премиум у американского виски. На этом фоне хорошо выглядят продажи виски из Ирландии. Так, несмотря на падение в 74% в люксовом сегменте, продажи ультрапремиальных категорий возросли на 48,6%, суперпремиальных – на 22,4%, премиальных – на 11%, а низкоценовых – на 14,4%.


Андрей НИКОЛАЕВ

Статья была опубликована в журнале Продвижение Продовольствия №1(3) 2009

www.habeas.ru

14.04.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов