Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Подпольная косметологи

Косметические процедуры — удовольствие недешевое, однако спрос на них в кризис практически не упал. Бизнес на красоте и сегодня весьма прибылен, однако львиная доля услуг предоставляется "по-серому" — салонами без лицензии или просто частными мастерами-надомниками.


От огуречных масок к пластике
Медицинские процедуры, имеющие своей целью лишь косметический эффект, не оплачиваются никакими страховками, исключение составляют разве что несчастные случаи. Соответственно, исправление недостатков внешности, а также риски, связанные с естественным старением, внезапным появлением прыщиков или тому подобных никак не влияющих на здоровье досадных мелочей, каждый оплачивает из своего кармана. Омолаживающие и корректирующие внешность процедуры стоят недешево, однако популярность их растет из года в год.

В целом, по утверждению экспертов, с середины 1990-х рынок вырос в несколько раз. И если еще лет пятнадцать назад в России чуть ли не единственным средством омоложения лица были прикладывания огурца или клубники, то сегодня даже маски на основе профессиональных материалов уступают место аппаратным и инъекционным методам.

"Наиболее востребовано на сегодняшний день направление "аппаратная косметология",— рассказывает Юлия Франгулова, гендиректор сети клиник "Линлайн".— Высокие технологии активно вытесняют менее производительный ручной труд. Например, чтобы убрать мелкие и средние морщины, необязательно проходить утомительный курс внутрикожных инъекций (восемь-десять процедур с недельным интервалом). Достаточно потратить один час на процедуру лазерной наноперфорации. В нашей сети клиник за десять лет соотношение в структуре общей выручки традиционной терапевтической косметологии (массажи, маски, различные уходы за телом, мезотерапия и т. п.) и аппаратной косметологии (лазерное омоложение, эпиляция, наноперфорация, лечение сосудистых "звездочек", угревой болезни, удаление татуировок, рубцов и др.) претерпело изменения от 60:40 до 20:80".

Заметную долю клиентуры косметологов сегодня составляют мужчины. Например, как рассказал Кристоф Крист, руководитель клиники пластической хирургии и косметологии Utoplast (Швейцария), работающей в том числе с клиентами из России, если еще недавно представители сильного пола среди клиентов его клиники составляли всего 2%, то сегодня уже 10-12%. В индустрии SPA, по словам Марины Савельевой, гендиректора компании SPA-concept, мужчины составляют 25-35% всей клиентуры; более того, за границей существуют специальные SPA-салоны, ориентирующиеся исключительно на мужчин.

И наконец, пластическая хирургия. "К наиболее популярным сегодня можно отнести операции по маммопластике — увеличению/уменьшению или подтяжке груди,— рассказывает Максим Осин, ведущий пластический и лазерный хирург центра регенерации Jeunesse.— На втором месте идут омолаживающие (антивозрастные) операции — блефаропластика (пластика век), подтяжка лица. Далее идет ринопластика (пластика носа) и липосакция (операция по удалению жировых отложений в различных частях тела). За рубежом делают некоторые операции, которые у нас не распространены: глютеопластика (изменение формы и объема ягодиц), пластика голени и т. д. Сейчас до трети наших пациентов — это мужчины".

Как заметил профессор Леонид Павлюченко, главный врач клиники "Хирургия красоты", президент Ассоциации клиник пластической хирургии и косметологии, рост популярности пластических операций связан с развитием новых эффективных методов. "Сегодня актуально широкое применение контурной пластики за счет наполнителей — филлеров разной природы (не гелей)— или пересадка собственного жира,— рассказывает Леонид Павлюченко.— Новые технологии позволяют создавать контуры молодого и красивого лица, а не натянутого искусственного, как раньше. Если говорить о липосакции, то и здесь применяются новые технологии — лазер, токи высокой частоты, ультразвук. Липосакция сегодня не просто удаление жира, а моделирование контуров, придание правильных объемов".

Немаловажная тенденция рынка косметологии в целом — снижение среднего возраста клиентов. Например, в Швейцарии, по словам Кристофа Криста, инъекции Botox делают практически все женщины начиная с 30-летнего возраста. "Дело не в том, что у молодых стало больше проблем, чем раньше,— комментирует Светлана Леонтьева, директор салона красоты Sveile.— Просто любую проблему легче предотвратить, чем от нее избавиться. Соответственно, растет популярность специальных превентивных процедур, которые помогают отдалить начало старения кожи".

Заметим, что экономический кризис на рынок красоты практически не повлиял. Ни в терапевтическом сегменте, ни в хирургическом. Другое дело, что в Европе, где в основном применяются материалы местного производства, цены на услуги не выросли, а в России импортная составляющая существенно снизила доступность процедур. Однако, как отмечают эксперты, спрос на них не упал, а просто перераспределился в пользу "серой" части. Но об этом позже.

Инъекции долларами
Без учета обычного салона-парикмахерской предприятия индустрии красоты можно разделить на три типа: салон красоты (парикмахерская плюс ограниченный ассортимент услуг по терапевтической косметологии), клиника эстетической медицины (терапевтическая косметология плюс ограниченный спектр услуг хирургической косметологии), клиника пластической хирургии (терапевтическая косметология плюс хирургическая косметология).

"Если не брать в расчет недвижимость, то инвестиционные затраты на открытие бизнеса составят от €40 тыс. до €5 млн,— рассказывает Юлия Франгулова.— Естественно, это не предел, который ограничен только фантазией инвестора. Практически точную сумму могу назвать по модели "клиника эстетической медицины", специализирующаяся на лазерной косметологии, которой является каждый отдельный филиал нашей сети. В России это около €300 тыс.".

На сегодняшний день средний чек клиента клиники эстетической медицины в России от 1,5 тыс. руб. в регионах до 8 тыс. руб. в мегаполисах, в Европе — €40-250, в США — $50-500. В России до кризиса средняя рентабельность в этом секторе составляла 15%. В пластической хирургии прибыль тоже сравнительно невысока — по словам Леонида Павлюченко, порядка 20%. Зато чем меньше используется дорогого ручного труда, тем рентабельность выше. Например, в сегменте лазерной косметологии средняя рентабельность на уровне 45%. И если прибыль в материалозатратных направлениях сегодня просела из-за повышения цен на импортные препараты, то в лазерной косметологии ввиду отсутствия расходных материалов ситуация стабильнее.

Первоначальные минимальные вложения в SPA-центр выше. Как рассказала Марина Савельева, создание полноценного SPA-салона (без учета инвестиций в недвижимость) площадью 300 кв. м обойдется примерно в €500 тыс. При среднем чеке для такого заведения в 10 тыс. руб. срок окупаемости составляет всего полтора года. "Накануне кризиса в России уже начинался бум SPA-индустрии,— говорит Марина Савельева.— Проектировались салоны на 5 тыс. кв. м, почти все гостиницы от "четырех звезд" планировали в своей инфраструктуре SPA. Из-за кризиса многие проекты заморожены. Однако, на мой взгляд, именно сейчас из-за падения цен на недвижимость хорошее время для открытия новых салонов".

Одно из основных препятствий выводу любого косметического центра на проектный оборот — высокая текучка кадров и нехватка квалифицированного персонала. В любом заграничном SPA-салоне высокого уровня, предлагающем разнообразие услуг, каждый мастер — универсал, то есть он не только является одновременно и косметологом, и массажистом, но и владеет разными видами массажа и разбирается в применении широкого спектра препаратов. Отечественные специалисты этим требованиям не соответствуют. Можно, конечно, пойти по пути ОАЭ, где в знаменитых SPA-центрах работает иностранный персонал, однако это будет нерентабельно. "На предприятиях, использующих ручной труд, самая актуальная проблема — текучесть кадров и конкуренция с "надомным производством",— рассказывает Юлия Франгулова.— В среднем по отрасли текучка кадров 20%. И чем сильнее конкурентная среда в регионе, тем выше процент текучки. Другая серьезная проблема — дефицит компетентного медперсонала. А инвестировать в его обучение и профессиональное развитие в силу вышеописанной причины рискованно — обучишь специалиста, а он с наработанной клиентской базой уйдет приносить доход конкуренту. Для нашей сети основной проблемой сегодня стал дефицит компетентных сотрудников именно в области лазерной косметологии, так как отрасль относительно молодая. Поэтому инвестиции в профобучение и развитие формируют весомую статью затрат нашего ежемесячного бюджета. Но в силу того, что именно в этой области еще не так много конкурентов, да и уйти на "надомное обслуживание" без аппаратуры наши специалисты не смогут, наши риски потерять обученных профессионалов ничтожны по сравнению со среднестатистическим салоном красоты — всего 4%".

"В последние годы подготовка кадров поставлена на коммерческую основу,— рассказывает Светлана Леонтьева.— Частая проблема — поверхностное и непрофессиональное обучение. В итоге получившие дипломы косметологи не всегда владеют всеми необходимыми навыками".

Красота требует жертв
По наблюдениям Юлии Франгуловой, только 30% косметических предприятий работают без лицензионных нарушений. Соответственно, 70% оказывают часть услуг, лицензии на которые не имеют. А надо заметить, что без медицинской лицензии можно предоставлять лишь классические парикмахерские услуги, накладывать маски и делать массаж. Все, что происходит с нарушением кожного покрова (инъекции, нанесение татуировок и т. д.), подлежит лицензированию, которое подразумевает, что услуга осуществляется профессионалом, с применением разрешенных и качественных препаратов и оборудования, в помещении с необходимым уровнем стерильности и т. д. Лицензия требуется даже SPA-салону: перед началом процедур необходимо провести элементарный врачебно-консультативный прием — выяснить наличие хронических заболеваний, аллергии и т. д. Что касается массажа, то хотя пока для его исполнения лицензия не требуется (достаточно лишь среднего медобразования массажиста), некоторые виды массажей, сделанные без должного профессионализма или без первичной диагностики, могут причинить серьезный вред здоровью.

Разумеется, клиент не всегда догадывается, что в сверкающем евроремонтом заведении с предупредительным персоналом могут оказывать услуги без лицензии. Но если вместо конкретных медицинских косметических процедур в договор об оказании услуг вписываются какие-то общие определения или просто что-то совсем иное из парикмахерского ассортимента, это должно насторожить. Доказать что-либо в случае проявления нежелательных последствий будет практически невозможно. В лицензированном салоне клиенту обязаны дать подписать согласие на применение к нему конкретных процедур и препаратов.

Нередко врач-косметолог прямо в салоне предлагает клиенту заплатить за процедуру мимо кассы существенно меньшую сумму. На первый взгляд рисков никаких — тот же врач, то же помещение, оборудование, препараты. А вот и нет — препараты, скорее всего, не те же. Расход дорогих препаратов, как правило, в салоне строго учитывается, и для левых работ косметолог использует припрятанные свои. Однако, как рассказала Юлия Франгулова, купить в частном порядке тот же препарат, что поставляется в салон, зачастую просто невозможно — такова политика производителей. Значит, свой препарат, скорее всего, будет отличаться от рекомендованного по технологии.

Существенный объем рынка косметических услуг, оценить который точно невозможно, представлен частнопрактикующими специалистами. Они могут как принимать у себя дома, так и выезжать к клиентам. В Москве это вполне в порядке вещей. Плюсов два: во-первых, дешевле, чем в салоне; во-вторых, клиенту не нужно куда-то ехать. Однако необходимо понимать, что проведение всех медицинских косметических процедур вне медицинского учреждения запрещено. То есть врач, выполняющий, например, татуаж вне салона, нарушает закон. Ну а главное, нет никакой гарантии, что это именно врач-косметолог, а не переучившийся на курсах парикмахер, как нет и уверенности в качестве применяемых им средств.

Много шума наделала история с известной телеведущей, у которой после инъекций в домашних условиях оказалось изуродовано лицо. Причина ли в непрофессионализме врача, некачественном препарате или нестерильности помещения — не суть. А ведь заметим, что телеведущая пригласила косметолога не с улицы, не по объявлению в газете, а по рекомендации других звезд.

Разумеется, наличие лицензии и проведение процедуры или операции в лицензированной клинике также на 100% не страхуют от неприятных последствий. Известен случай, когда в одной из клиник Владивостока девушке сделали операцию по новой методике, введя в грудь не силикон, а собственный жир, взятый с живота. Позже выяснилось, что врачи не имели достаточного опыта проведения именно таких операций. В результате изуродованными оказались и грудь, и живот.

В общем, выбрать клинику-салон или конкретного врача весьма трудно. Когда нет рекомендаций от знакомых, многие женщины обращаются к форумам в интернете — читают отзывы и истории из личного опыта участников обсуждений. Этим и пользуются пиарщики. На соответствующем женском форуме от выдуманного лица размещается отзыв о некоем салоне: мол, все сделали отлично, очень довольна и всем рекомендую. А бывает наоборот, когда от такого же фантома размещается негативный пост, имеющий цель очернить конкретную клинику или целую сеть клиник — видимо, прямого конкурента. Обычно подобный отзыв содержит информацию о негативных последствиях тех или иных якобы оказанных процедур. Большинство таких постов сделаны весьма грубо — написаны слишком уж профессиональным языком и с множеством подробностей. Представители одной из таких очерненных клиник пытались связаться с авторами постов, предлагая бесплатно провести процедуры по ликвидации неприятных последствий, если те явились следствием оказанных у них услуг. Ни один из "пострадавших" на связь не вышел.

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ


КоммерсантЪ-Деньги
08.06.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов