Успех вопреки
Несмотря на кризис, Стокгольм второй год подряд бьет рекорды по приему круизных туристов. Причина – грамотный маркетинг и благоприятная ситуация в круизном секторе туристического рынка
По итогам весенних месяцев в Балтийском регионе наблюдается устойчивый рост круизного туризма. Гигант паромной индустрии Tallink Silja и его младший коллега Eckerо Line бодро рапортуют о значительном увеличении пассажиропотока на маршруте Хельсинки – Таллин: за май 2009 года число пассажиров выросло по сравнению с прошлым годом на 12%. Eckerо Line по итогам мая показала рекордный для себя результат. Руководство обеих компаний рассчитывает, что рост продолжится и летом – ведь практически все игроки продумали на летний сезон новые программы. Операторы потратились не только на новые идеи, но и на маркетинговые кампании: активная пропаганда «коротких каникул» на Балтийском море дала плоды – ожидается, что летом пассажиропоток вырастет не только на традиционно любимом маршруте Хельсинки – Таллин, но и в направлении Латвии, Германии, Дании.
Судя по непрекращающемуся, несмотря на кризис, росту пассажиропотока, пятилетние усилия портов Балтийского моря по продвижению региона на международном круизном рынке в рамках проекта Cruise Baltic увенчались успехом (см. «Балтику поделили по-братски», «Эксперт С-З» №39 от 6 октября 2008 года). «Уже в прошлом году мы заметили рост интереса к региону со стороны новых игроков и тех, кто уже работает в Балтийском море. Я считаю, что во многом это и наша заслуга: с 2004 года сотрудники Cruise Baltic занимаются продвижением региона среди мировых круизных операторов – мы участвуем в специализированных форумах и выставках, активно сотрудничаем с прессой, то есть делаем все, чтобы регион стал известен в мире. Сейчас, похоже, мы наконец сможем увидеть плоды наших усилий», – говорит директор Cruise Baltic Бо Ларсен.
«Столица Скандинавии» бьет рекорды
Наиболее ярких показателей среди балтийских портов удалось достичь Стокгольму. В прошлом году в город по морю прибыло рекордное количество пассажиров – почти 12 млн (включая пассажиров регулярных паромных рейсов). По данным Стокгольмской торгово-промышленной палаты, в 2008 году стокгольмский порт принял 265 круизных судов. На 2009 год подтверждено более 300 заходов, что означает еще более активный рост, поскольку увеличивается не только количество судов, но и их вместимость.
О достижениях и проблемах в этой сфере корреспонденту «Эксперта С-З» рассказал губернатор Стокгольма Пер Ункель.
– Чем вы объясните такую популярность круизного отдыха?
– Сейчас в туристической области наблюдается устойчивая тенденция к насыщенному отдыху «со смыслом» – людей больше не устраивают просто испанские пляжи, им нужно нечто большее. Кроме того, есть и макроэкономические причины: Стокгольм стал очень дешевым городом. Фактически за последние месяцы произошла девальвация кроны, хотя об этом никто официально не объявлял. Сейчас для шведа поехать в страны еврозоны безумно дорого, ну а для туристов из стран ЕС Стокгольм стал значительно доступнее. Конечно, сказывается активная политика городских властей и всего региона большого Стокгольма, особенно сильно мы ощущаем ее позитивные результаты по туристам из России и стран Балтии. Резиденция губернатора, в которой я работаю, находится напротив Королевского дворца, так что я имею возможность ежедневно наблюдать десятки автобусов с российскими туристами.
– В чем конкурентные преимущества Стокгольма перед соседями на Балтике?
– Прежде всего надо иметь, что продавать, тщательно отбирать, что и как продавать. Если ваш продукт непонятен, тогда у вас точно будут трудности. Важно в те 5 часов, которые пассажиры проводят в городе, «упаковать» уникальный продукт, который будет отличаться от всех остальных. Мне кажется, у нас получается предложить пассажирам широкий выбор таких продуктов.
Важно немножко больше гордиться собой и своим городом. Это первое. Второе – никто не отменял тяжкий труд. Нужно понять, что туризм гораздо важнее, чем мы думали ранее. Экономика Швеции в течение долгих лет опиралась на пять-шесть крупных международных компаний, а сейчас наша экономика все активнее превращается из индустриальной в сервисную, а туризм – ее неотъемлемая часть.
Должен заметить, у всех северных стран и Санкт-Петербурга есть одна общая проблема: мы географически удалены от центра Европы. Но, с другой стороны, если мы осознаем, насколько велик потенциал туризма внутри региона, окажется, что это огромный поток людей! Следовательно, совсем не обязательно делать ставку на американцев или канадцев – можно успешно работать и с соседями.
Я уже говорил, что люди теперь хотят чего-то большего, а не просто пассивного отдыха на пляже, и готовы больше путешествовать, чтобы получить новые впечатления. Именно в этом одна из причин растущей популярности Балтики, в частности Стокгольма: жители Южной Европы готовы ехать сюда за новыми впечатлениями. И в том, что касается круизных пассажиров из других регионов Европы, мы должны действовать сообща, несмотря на жесткую конкуренцию между городами внутри региона. Потому что для круизных пассажиров важно сочетание Стокгольма, Хельсинки, Санкт-Петербурга и Таллина – ни один из нас в одиночку не способен привлечь достаточное количество круизных пассажиров.
На данный момент у нас две серьезные проблемы. Первая – бюрократического характера: не было достаточного количества лоцманов, которые проводят круизные лайнеры через стокгольмский архипелаг. В этом сезоне нам удалось ее решить. Вторая проблема – более объективного характера: стокгольмский архипелаг очень сложен для прохождения судов, особенно в плохую погоду.
Городская администрация вместе с круизными компаниями ведет ожесточенные дебаты с экологами, чтобы открыть новый маршрут в городской порт. Для этого понадобится углубить дно в районе нескольких островов, и мы сейчас пытаемся убедить экологов, что это гораздо безопаснее, чем каждый раз рисковать, что лайнер сядет на мель.
Не рисковать
Несмотря на обнадеживающую статистику и рост даже в условиях кризиса, у города серьезные проблемы с круизной инфраструктурой. Новый современный круизный терминал в районе Фрихамн на северо-востоке города – самый современный в Скандинавии, гордость городской администрации, однако оттуда довольно сложно добраться до центра. Кроме того, отсутствуют торговые площади, которые могли бы приносить неплохую прибыль. Самый же удобный с точки зрения близости к основным достопримечательностям терминал Viking Line встречает гостей не слишком приветливо: унылые ободранные причалы, практически полное отсутствие информации о городе и достопримечательностях, карт. Нет указателей, плохо организован транспорт. В «низкий» сезон причалы используются как стоянки для фур или сдаются в аренду: бывает, что пассажиры первых круизных лайнеров застают горы угля и другие не самые приятные виды.
Неутешительные свидетельства несоответствия портовой инфраструктуры званию «столица Скандинавии» (а именно под таким слоганом продвигают Стокгольм на международных рынках маркетологи) приводит отчет Торгово-промышленной палаты Стокгольма, составленный в начале года совместно с Viking Line. Для решения проблемы авторы предлагают «прихорошить» район, куда сейчас прибывают паромы Viking Line, построить полноценный круизный терминал и создать там все условия для обслуживания круизных пассажиров, например построить над причалом навес и наладить сообщение с центром. Предлагается самый экологичный на сегодняшний день вариант – рельсовый транспорт, который за несколько минут доставит пассажиров до развязки Slussen, откуда рукой подать до старого города, а при желании можно подняться на холм и насладиться видом. «Надо принимать туристов красиво и экологично», – уверены авторы отчета. Ведь ежегодно круизные туристы оставляют в Стокгольме не менее 400 млн крон, и рисковать такой аудиторией – непростительно.
Стокгольм – Санкт-Петербург
Надежда Линнас
Журнал "Эксперт"