Российский рынок распространения периодической печатной продукции
Российский рынок распространения периодической печатной продукции неоднозначен: с одной стороны, свою функцию обеспечения свободного доступа населения к печати он выполняет, но, с другой стороны, на лицо множество проблем, мешающих стабильному развитию рынка: отсутствие отраслевых стандартов, низкий уровень развития логистики и современных технологий газетно-журнальных продаж, отсутствие единых согласованных правил функционирования рынка, отсутствие статистической информации по рынку и др.
Серьёзным образом на состоянии рынка распространения сказывается и извечное противоборство распространителей и издателей, взаимно выдвигающие друг другу подчас справедливые претензии.
В связи с этим, многие эксперты заявляют о нестабильности, непрозрачности и медленном развитии российского рынка распространения печатной продукции.
По данным Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям в России в 2008 году функционировали 47 155 точек распространения прессы. Это означает, что на 3000 жителей приходится всего одна точка распространения, что, безусловно, недостаточно. Для сравнения: в США данный показатель - 1600 человек, в Англии – 1100, в Германии – 696, в Польше – 600. В среднем по Европе – 1000 человек на одну точку по продаже прессы.[1]
В резолюции, составленной по итогам круглого стола «Рынок СМИ и особенности рынка распространения на Урале» подчёркивается, что «важным условием обеспечения эффективности системы распространения является увеличение числа торговых точек до европейского уровня - не менее одной на тысячу жителей».
Розничное распространение.
Структура розничного рынка продаж прессы в 2008 году выглядела следующим образом: доля распространения прессы через киоски составила 43 %, торговли с рук – 24 %, через супермаркеты и АЗС распространялось 22 % периодической печатной продукции, через магазины прессы – 6 %, другое – 5 %.
За последние четыре года на рынке розничного распространения периодики прослеживается такая динамика: доля киосков существенных изменений не претерпела, как и несколько лет назад через них распространяется большая часть прессы. Растет популярность относительно нового для России канала продаж печатной продукции - организации точек в супермаркетах, аэропортах, АЗС и так далее (с 7 % в 2005 году до 22 % в 2008). Также примечателен рост доли «ручников» на розничном рынке распространения прессы до 24 процентов, особенно после падения в 2006-2007 голах с 20 до 15 %.
Киосковые сети и другие традиционные формы торговли прессой, такие как: лотки, мини-маркеты, торговля с рук, в нынешних условиях пока характеризуются большей устойчивостью по сравнению с современными формами её распространения (супермаркеты и АЗС), хотя, начиная с 2005 года, сегмент киосков в России находится в стадии стагнации. По мнению большинства участников рынка, киоски будут пользоваться спросом у населения еще не один десяток лет.
Одной из острых проблем розничного рынка распространения явилась неплатежеспособность супермаркетов за поставленную продукцию. Из-за проблем с возвратом ранее взятых займов и кредитов ряд супермаркетов федерального масштаба заявил, что оплачивать товар они собираются с задержкой в 30-40 дней от официальной договорной даты.
Распространение по подписке.
На мировом рынке подписки Россия занимает лишь седьмое место – 29% среднего уровня подписки от общего тиража (Канада – 88 %, Финляндия – 86 %, США – 85 %).
Годовой объём российского рынка подписки в настоящее время оценивается почти в 20 млрд. рублей, что составляет 30% от всего рынка распространения прессы в стране. Структура подписного рынка выглядит следующим образом: 65 % занимает ФГУП «Почты России». Доля нескольких крупнейших альтернативных агентств составляет 20%. Многочисленные мелкие подписные агентства (которых насчитывают более 100) и редакции периодических печатных изданий, занимающиеся подпиской самостоятельно (адресная подписка) делят оставшиеся 15%.
В экономически развитых странах цена подписки на издание всегда ниже его розничной цены. Цена годовой подписки на журнал в США в среднем составляет 27 долларов 30 центов при средней цене одного номера в розничной продаже 4 доллара 46 центов. 87% платежей за распространение прессы там приходится на подписку и лишь 13% - на розницу. В Европе скидки издателей на подписной экземпляр газеты или журнала ниже, но тоже значительны. В Бельгии они составляют в среднем 12%, в Испании и Франции – 20%, в Великобритании – 22%. В России, наоборот, цена подписного экземпляра больше розничной в среднем на 40-60%.
Серьёзной проблемой для розничных сетей распространения периодики явилось и вступление в силу с 1 января 2009 года Федерального закона № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому право на уплату Единого налога на вменённый доход (ЕНВД) потеряли предприятия с числом сотрудников более 100 человек. Согласно расчётам отмена ЕНВД для таких предприятий влечёт за собой увеличение их налогового бремени в 6 раз, что неизбежно приведёт к банкротству ряда региональных розничных дистрибьюторов, живущих только с доходов от оборота.
Некоторые основные компании, представленные на российском рынке распространения печатной продукции
|
Вид деятельности |
Количество точек распространения |
География |
Примечания |
|
ОАО «Роспечать» |
Розница, подписка |
4000 |
19 регионов РФ |
ОАО «Роспечать» принадлежит компании РАИНКО Олега Дерипаски. Участники рынка оценивают годовой оборот компании примерно в 50 млн долл. |
|
«АРИА-АиФ» |
Розница |
2500 |
15 регионов РФ |
Входит в медиахолдинг «Аргументы и факты» («Медиа3»). |
|
ОАО "МОП "Союзпечать" является дочерней компанией «АРИА-АиФ». |
|
|
|
«ДМ-Дистрибьюшн» |
Опт, розница |
600 |
Москва, 60 городов РФ |
|
|
«ТОП-КНИГА» |
Опт, розница |
600 |
Все федеральные округа РФ |
Оборот компании в 2007 году превысил 300 млн долларов. |
|
«Центр дистрибуции прессы» |
Розничное распространение в супермаркетах, АЗС |
480 |
Москва и 50 городов РФ |
|
|
|
|
«Центропечать» |
Розница |
350 |
Москва |
|
|
«ПрессХаус» |
Розница |
Более 230 |
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар |
Сеть «Хорошие новости». |
|
«Rautakirja» |
Розница |
150 |
|
Подразделение финской компании «SanomaWSOY Group». В 2007 году «Rautakirja» приобрела российские дистрибуторские предприятия «HDS», «Пресс Пойнт Интернэшнл» и «КП-Розница». |
|
Выручка компании в 2006 году составила 684,3 млн евро. В России компании принадлежит ООО «Прессэкспо» — российский дистрибьютор прессы в супермаркетах, а также 70% в СП «Р-Киоск» с ООО «Партнер Сервис Групп». |
|
«Межрегиональное агентство подписки» |
Подписка, опт |
|
РФ |
|
|
АРПИ «Сибирь» |
Мелкооптовая торговля |
|
Россия: Екатеринбург, Тюмень, Сургут, Омск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск |
Крупный дистрибьютор прессы за Уралом. |
|
Казахстан: Алма-Ата, Павлодар и Петропавловск |
|
«МК-Периодика» |
Осуществляет подписку более чем в 90 странах мира на периодические издания России и многих зарубежных стран, в том числе СНГ и Балтии. |
|
|
|
|
Основные организации, объединяющие распространителей.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК).
ФАПМК является федеральным органом исполнительной власти, подчинённым Министерству связи и массовых коммуникаций и осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.[2]
Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП).
Одна из старейших российских общественных организаций СМИ. Создана в 1995 году как добровольное некоммерческое неправительственное объединение.
Среди целей АРПП: защита интересов распространителей и издателей печатной продукции, формирование цивилизованного рынка прессы и рынка системы распространения печати, координация деятельности членов Ассоциации.
Деятельность ассоциации включает в себя: изучение тенденций рынка печатной продукции, разнообразная помощь распространителям печатной продукции, содействие в разработке и реализации перспективных проектов, сотрудничество с общественно-политическими организациями страны, развитие и укрепление международных связей в сфере распространения средств массовой информации.
Членами ассоциации являются распространители прессы и издатели, представляющие более двух третей рынка печатных СМИ.
Ассоциация издателей и распространителей Северо-запада и Балтийского региона ("Балтийская пресса").
Некоммерческая организация. Создана в 1998 г. в целях координации деятельности рынка производства и реализации периодической печатной продукции в Санкт-Петербурге, защиты прав и интересов производителей и распространителей газетно-журнальной продукции; оказания содействия членам в расширении возможностей их производственного и социального развития и др. Проводит активную деятельность по сохранению и развитию системы розничной торговли газетно-журнальной продукцией.
Некоммерческое партнерство дистрибуторов прессы. Входящие в партнерство компании продают наибольшее в мире количество газет и журналов на русском языке.
Союз издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП)
Созданный в 1995 году Союз включал в себя около 200 издателей и 100 распространителей печатной продукции и являлся одной из самых влиятельных организаций на рынке распространения.
В 2006 году Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) и СИРПП решили объединиться. Новая организация «Российский союз прессы» официально должна заниматься внедрением новых правил распространения прессы и увеличением объема продаж печатной продукции. Состоялось ли объединение на данный момент не известно. В данный момент на сайте СИРРП (sirpp.ru) размещена информация, ни каким образом не относящаяся к распространению печатной продукции.
Эксперты считают, что необходимость укрупнения рынка существует. Происходят все более частые сделки слияния и поглощения дистрибьюторских сетей, которых за последние два года было не меньше десяти.
Эксперты допускают ситуацию, при которой в России в скором времени останется несколько крупных дистрибьюторов, контролирующих от десяти процентов до трети рынка. Доходы издателей упадут в два-три раза (до 10-12%), тогда как доходы распространителей вырастут до уровня европейских и мировых стандартов - в опте 5-8%, а в рознице 10-15%.
Кирилл Семенов для Sostav.ru
[2] Постановление правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 292 «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» (с изменениями на 27 января 2009 года)