Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Российский рынок распространения периодической печатной продукции

Российский рынок распространения периодической печатной продукции неоднозначен: с одной стороны, свою функцию обеспечения свободного доступа населения к печати он выполняет, но, с другой стороны, на лицо множество проблем, мешающих стабильному развитию рынка: отсутствие отраслевых стандартов, низкий уровень развития логистики и современных технологий газетно-журнальных продаж, отсутствие единых согласованных правил функционирования рынка, отсутствие статистической информации по рынку и др.

Серьёзным образом на состоянии рынка распространения сказывается и извечное противоборство распространителей и издателей, взаимно выдвигающие друг другу подчас справедливые претензии.

В связи с этим, многие эксперты заявляют о нестабильности, непрозрачности и медленном развитии российского рынка распространения печатной продукции.

По данным Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям в России в 2008 году функционировали 47 155 точек распространения прессы. Это означает, что на 3000 жителей приходится всего одна точка распространения, что, безусловно, недостаточно. Для сравнения: в США данный показатель - 1600 человек, в Англии – 1100, в Германии – 696, в Польше – 600. В среднем по Европе – 1000 человек на одну точку по продаже прессы.[1]





В резолюции, составленной по итогам круглого стола «Рынок СМИ и особенности рынка распространения на Урале» подчёркивается, что «важным условием обеспечения эффективности системы распространения является увеличение числа торговых точек до европейского уровня - не менее одной на тысячу жителей».

Розничное распространение.

Структура розничного рынка продаж прессы в 2008 году выглядела следующим образом: доля распространения прессы через киоски составила 43 %, торговли с рук – 24 %, через супермаркеты и АЗС распространялось 22 % периодической печатной продукции, через магазины прессы – 6 %, другое – 5 %.





За последние четыре года на рынке розничного распространения периодики прослеживается такая динамика: доля киосков существенных изменений не претерпела, как и несколько лет назад через них распространяется большая часть прессы. Растет популярность относительно нового для России канала продаж печатной продукции - организации точек в супермаркетах, аэропортах, АЗС и так далее (с 7 % в 2005 году до 22 % в 2008). Также примечателен рост доли «ручников» на розничном рынке распространения прессы до 24 процентов, особенно после падения в 2006-2007 голах с 20 до 15 %.

Киосковые сети и другие традиционные формы торговли прессой, такие как: лотки, мини-маркеты, торговля с рук, в нынешних условиях пока характеризуются большей устойчивостью по сравнению с современными формами её распространения (супермаркеты и АЗС), хотя, начиная с 2005 года, сегмент киосков в России находится в стадии стагнации. По мнению большинства участников рынка, киоски будут пользоваться спросом у населения еще не один десяток лет.

Одной из острых проблем розничного рынка распространения явилась неплатежеспособность супермаркетов за поставленную продукцию. Из-за проблем с возвратом ранее взятых займов и кредитов ряд супермаркетов федерального масштаба заявил, что оплачивать товар они собираются с задержкой в 30-40 дней от официальной договорной даты.

Распространение по подписке.

На мировом рынке подписки Россия занимает лишь седьмое место – 29% среднего уровня подписки от общего тиража (Канада – 88 %, Финляндия – 86 %, США – 85 %).





Годовой объём российского рынка подписки в настоящее время оценивается почти в 20 млрд. рублей, что составляет 30% от всего рынка распространения прессы в стране. Структура подписного рынка выглядит следующим образом: 65 % занимает ФГУП «Почты России». Доля нескольких крупнейших альтернативных агентств составляет 20%. Многочисленные мелкие подписные агентства (которых насчитывают более 100) и редакции периодических печатных изданий, занимающиеся подпиской самостоятельно (адресная подписка) делят оставшиеся 15%.

В экономически развитых странах цена подписки на издание всегда ниже его розничной цены. Цена годовой подписки на журнал в США в среднем составляет 27 долларов 30 центов при средней цене одного номера в розничной продаже 4 доллара 46 центов. 87% платежей за распространение прессы там приходится на подписку и лишь 13% - на розницу. В Европе скидки издателей на подписной экземпляр газеты или журнала ниже, но тоже значительны. В Бельгии они составляют в среднем 12%, в Испании и Франции – 20%, в Великобритании – 22%. В России, наоборот, цена подписного экземпляра больше розничной в среднем на 40-60%.

Серьёзной проблемой для розничных сетей распространения периодики явилось и вступление в силу с 1 января 2009 года Федерального закона № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому право на уплату Единого налога на вменённый доход (ЕНВД) потеряли предприятия с числом сотрудников более 100 человек. Согласно расчётам отмена ЕНВД для таких предприятий  влечёт за собой увеличение их налогового бремени в 6 раз, что неизбежно приведёт к банкротству ряда региональных розничных дистрибьюторов, живущих только с доходов от оборота.

Некоторые основные компании, представленные на российском рынке распространения печатной продукции


 

Вид деятельности

Количество точек распространения

География

Примечания

ОАО «Роспечать»

Розница, подписка

4000

19 регионов РФ

ОАО «Роспечать» принадлежит компании РАИНКО Олега Дерипаски. Участники рынка оценивают годовой оборот компании примерно в 50 млн долл.

«АРИА-АиФ»

Розница

2500

15 регионов РФ

Входит в медиахолдинг «Аргументы и факты» («Медиа3»).

ОАО "МОП "Союзпечать" является дочерней компанией «АРИА-АиФ».

 

«ДМ-Дистрибьюшн»

Опт, розница

600

Москва, 60 городов РФ

 

«ТОП-КНИГА»

Опт, розница

600

Все федеральные округа РФ

Оборот компании в 2007 году превысил 300 млн долларов.

«Центр дистрибуции прессы»

Розничное распространение в супермаркетах, АЗС

480

Москва и 50 городов РФ

 

«Центропечать»

Розница

350

Москва

 

«ПрессХаус»

Розница

Более 230

Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар

Сеть «Хорошие новости».

«Rautakirja»

Розница

150

 

Подразделение финской компании «SanomaWSOY Group». В 2007 году «Rautakirja» приобрела российские дистрибуторские предприятия «HDS», «Пресс Пойнт Интернэшнл» и «КП-Розница».

Выручка компании в 2006 году составила 684,3 млн евро. В России компании принадлежит ООО «Прессэкспо» — российский дистрибьютор прессы в супермаркетах, а также 70% в СП «Р-Киоск» с ООО «Партнер Сервис Групп».

«Межрегиональное агентство подписки»

Подписка, опт

 

РФ

 

АРПИ «Сибирь»

Мелкооптовая торговля

 

Россия: Екатеринбург, Тюмень, Сургут, Омск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск

Крупный дистрибьютор  прессы за Уралом.

Казахстан: Алма-Ата, Павлодар и Петропавловск

 «МК-Периодика»

Осуществляет подписку более чем в 90 странах мира на периодические издания России и многих зарубежных стран, в том числе СНГ и Балтии.

 

 

 

Основные организации, объединяющие распространителей.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК).

ФАПМК является федеральным органом исполнительной власти, подчинённым Министерству связи и массовых коммуникаций и осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.[2]

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП).

Одна из старейших российских общественных организаций СМИ. Создана в 1995 году как добровольное некоммерческое неправительственное объединение.

Среди целей АРПП: защита интересов распространителей и издателей печатной продукции, формирование цивилизованного рынка прессы и рынка системы распространения печати, координация деятельности членов Ассоциации.

Деятельность ассоциации включает в себя: изучение тенденций рынка печатной продукции, разнообразная помощь распространителям печатной продукции, содействие в разработке и реализации перспективных проектов, сотрудничество с общественно-политическими организациями страны, развитие и укрепление международных связей в сфере распространения средств массовой информации.

Членами ассоциации являются распространители прессы и издатели,  представляющие более двух третей рынка печатных СМИ.

Ассоциация издателей и распространителей Северо-запада и Балтийского региона ("Балтийская пресса").

Некоммерческая организация. Создана в 1998 г. в целях  координации деятельности рынка производства и реализации периодической печатной продукции в Санкт-Петербурге, защиты прав и интересов производителей и распространителей газетно-журнальной продукции; оказания содействия членам в расширении возможностей их производственного и социального развития и др. Проводит активную деятельность по сохранению и развитию системы розничной торговли газетно-журнальной продукцией.

Некоммерческое партнерство дистрибуторов прессы. Входящие в партнерство компании продают наибольшее в мире количество газет и журналов на русском языке.

Союз издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП)

Созданный в 1995 году Союз включал в себя около 200 издателей и 100 распространителей печатной продукции и являлся одной из самых влиятельных организаций на рынке распространения.

 В 2006 году Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) и СИРПП решили объединиться. Новая организация «Российский союз прессы» официально должна заниматься внедрением новых правил распространения прессы и увеличением объема продаж печатной продукции. Состоялось ли объединение на данный момент не известно. В данный момент на сайте СИРРП (sirpp.ru) размещена информация, ни каким образом не относящаяся к распространению печатной продукции.

Эксперты считают, что необходимость укрупнения рынка существует. Происходят все более частые сделки слияния и поглощения дистрибьюторских сетей, которых за последние два года было не меньше десяти.

Эксперты допускают ситуацию, при которой в  России в скором времени останется несколько крупных дистрибьюторов, контролирующих от десяти процентов до трети рынка. Доходы издателей упадут в два-три раза (до 10-12%), тогда как доходы распространителей вырастут до уровня европейских и мировых стандартов - в опте 5-8%, а в рознице 10-15%.

Кирилл Семенов для Sostav.ru



[1] По данным компании«Wessenden Marketing».

[2] Постановление правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 292 «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» (с изменениями на 27 января 2009 года)

21.07.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов