Бой в сети
"Секрет фирмы" представляет пять успешных интернет-предпринимателей и пять способов сделать успешную карьеру в Рунете. Достоинство Сети в том, что этот список открыт. Новые задачи ждут новых решений — и новых исполнителей
"Хотя интернет молод, здесь не любят чужаков. В Сети практически нет экспатов и мало выходцев из других сфер экономики",— говорит Роман Тышковский, руководитель практики "Медиа и реклама" компании Pynes & Moerner. Глава "Яндекса" Аркадий Волож, гендиректор "Софткей" Феликс Мучник, создатель "Одноклассников" Альберт Попков в 1990-е годы работали программистами — типичное прошлое нынешних топов Рунета. "Человек со стороны должен кардинально изменить свое мышление, прежде чем ему можно будет доверить управление интернет-проектом,— объясняет бывший гендиректор "Одноклассников" Никита Шерман.— Необходимо буквально прожить в интернете несколько лет, чтобы проникнуться его спецификой и понять рынок".
Видимо, по причине такой закрытости для чужаков и, как следствие, из-за низкой конкуренции до недавнего времени в интернете были все условия для взрывной карьеры. 22-летний студент Павел Дуров создал в 2006 году сайт Vkontakte.ru, оборот которого через год, по оценке компании "Ашманов и партнеры", равнялся $10 млн. Столь быстрый старт в Рунете даже заслужил отдельное название — "эффект Дурова". Такую же стремительную карьеру сделал Альберт Попков. В 2006 году он, 33-летний программист, создал "Одноклассников", через год ставших самой популярной социальной сетью Рунета. "Повторить такой опыт может кто угодно, главное, чтобы хватило сил реализовать успешную идею",— считает Роман Тышковский.
Другой вопрос — способность программиста без опыта управления большим коллективом удержаться во главе быстрорастущей компании. Альберт Попков в сентябре 2008 года покинул "Одноклассников". По некоторым данным, он не смог найти общего языка с инвесторами.
Однако эта относительно тепличная среда, в которой до сих пор делались интернет-карьеры, уже почти сошла на нет. Игры в стартапы закончились — инвесторы хотят денег. Стандартная схема раскрутки новых проектов — создание популярного сайта и привлечение инвесторов — перестала работать. "Инвесторов раньше не интересовали деньги: есть посещаемость, значит, есть перспектива, следовательно, нужно покупать. Теперь все спрашивают: как вы монетизируете этот трафик? А как зарабатывать в Сети, большинство интернет-деятелей так и не придумали",— объясняет глава Liveinternet Герман Клименко.
Нынешние топ-менеджеры Рунета учатся работать в новых условиях. Аркадий Волож собирается захватить еще свободные рынки стран СНГ, глава IMHO VI Арсен Ревазов готовит предложения в сфере контекстной рекламы, Феликс Мучник начинает новый проект в офлайне. Альберт Попков развивает новый проект — сайт о банковских продуктах — в надежде, что на специализированном ресурсе будет проще собирать рекламу, чем на популярных "Одноклассниках".
Посещаемость перестает быть главным фактором успеха интернет-компании. На первое место выходит банальная прибыль. Вместо талантливых программистов—создателей порталов Рунету нужны талантливые менеджеры и финансисты. А значит, закрытый клуб открывает двери.
Самый находчивый Аркадий Волож, генеральный директор компании "Яндекс"
"Яндекс" — это "Газпром" Рунета. За последний год сайт Yandex.ru прочно обосновался в десятке самых популярных поисковиков в мире, поднявшись, по данным компании comScore, с девятого места на седьмое. Посещаемость большинства сайтов Рунета зависит от того, на каких позициях в результатах поиска в Yandex.ru они окажутся.
Судьба "Яндекса" взбудоражила бизнес-сообщество летом 2008-го, когда появились сведения, что Аркадий Волож ищет инвестиции. Впрочем, вскоре грянул кризис, смысл в IPO отпал, а переговоры с миллиардером Алишером Усмановым, которые якобы имели место, ни к чему не привели. Волож остался без инвестиций, зато при акциях.
Одну акцию весной 2009-го он предложил Сбербанку. Да не простую, а золотую. Если государство согласится ее принять, оно сможет блокировать любое решение о продаже долей компании, не вложив в нее ни копейки. Такая щедрость не случайна: в апреле этого года президент страны назвал ведущие интернет-компании стратегическими и заявил, что не хотел бы, чтобы они попали под контроль иностранцев. Волож к пожеланиям руководства страны прислушался.
"Яндекс" — пример того, как важно в интернет-бизнесе понять, что ты продаешь. Сайт, появившийся в 1996-м, задумывался Воложем и его другом Аркадием Борковским для рекламы их программы по поиску информации в базах данных. Рунет был просто наполнением этой демонстрационной базы данных. То есть купить поисковую технологию "Яндекса" в то время мог каждый. Но в 2000-м выяснилось, что разумнее торговать результатами поиска, а не программой, которая этот поиск ведет. В том году появилась компания "Яндекс". Волож сам звонил потенциальным рекламодателям, чтобы понять, можно ли заработать на сайте. Вместе с ростом Рунета увеличивались и обороты "Яндекса": в 2000 году выручка компании составляла $70 тыс., в 2008-м — $300 млн, 85% из которых принесла контекстная реклама. В 2002 году Yandex обогнал Rambler по посещаемости, став самым популярным сайтом в стране.
Волож во всех интервью подчеркивает, что не собирается покидать Рунет и свой "Яндекс". Наоборот, в его ближайших планах перевести поисковик на языки соседних стран — казахский, украинский и белорусский — и создать в этих государствах представительства своей компании.
Самый многозадачный Герман Клименко, генеральный директор Liveinternet.ru
Герман Клименко никогда не был просто интернет-инвестором: все проекты он развивал сам. По его словам, управленческие технологии в Сети мало отличаются от принятых в других сферах бизнеса. "Единственная сложность — работать приходится с программистами. Это очень специфический вид сотрудников",— объясняет Клименко.
Клименко есть с чем сравнивать: он пришел в интернет, уже имея предпринимательский опыт в офлайне. В конце 1990-х годов Клименко руководил небольшой фирмой "РК-аудит" и Квота-банком, тогда же решил рекламировать свои компании в Сети. Чтобы не отдавать деньги "на сторону", в 1998-м предприниматель создал проект List.ru — каталог интернет-ресурсов Рунета.
Он одним из первых в Рунете сумел выгодно продать свой бизнес. По некоторым данным, в 2000 году он получил от компании NetBridge за List.ru фантастические на тот момент деньги — $1 млн. И вложил их в новый проект — Liveinternet, объединяющий сервер блогов и статистическую базу данных посещаемости ведущих российских сайтов.
Сам Клименко считает себя бизнесменом широкого профиля. По его словам, онлайн сейчас приносит ему 60% всех доходов, остальное — старые добрые консалтинговая фирма и банк.
Самый постоянный Феликс Мучник, генеральный директор компании "Софткей"
Девиз снайпера "One shot, one kill" отлично подходит Феликсу Мучнику. "Как у человека увлекающегося, идей у меня всегда много, однако в работе стараюсь следовать правилу: основное внимание можно уделять только одному делу",— говорит Мучник.
Идея создать собственный бизнес в интернете пришла в голову программиста Феликса Мучника в 1998 году. "Ползая по западным сайтам, я обратил внимание, что многие из них предлагают купить компьютерные программы в электронном виде. У нас такого сервиса тогда не было",— вспоминает Мучник. К маю 1999 года он сам "нарисовал" сайт и начал оказывать посреднические услуги по продаже антивирусов, утилит и небольших программ для малого и среднего бизнеса.
Сегодня в электронном каталоге Softkey.ru представлено более 15 тыс. программ как ведущих мировых разработчиков, так и небольших российских компаний. Оборот "Софткей" в 2008 году составил 1,5 млрд руб., и, по словам Мучника, кризис на продажах не очень сказался. Сейчас Мучник развивает сразу несколько новых проектов: сайт по продаже музыки Soundkey, продажу программ для мобильных телефонов в офлайновых магазинах. "Но все эти проекты привязаны к нашему основному детищу. Да и технически все осуществляется на одной программной базе",— объясняет он. Причина все та же — one shot, one kill.
Самый прозорливый Арсен Ревазов, председатель правления компании IMHO VI
В каком-то смысле Арсен Ревазов — человек, благодаря которому сегодня существует Рунет. Пока другие размышляли, как искать слова или отправлять электронные письма, он думал, кто за все это заплатит.
В середине 1990-х Ревазов был совладельцем рекламного агентства ARS Communications и PR-агентства PR Technologies. На интернет он обратил внимание только после кризиса 1998-го. "Не могу сказать, что этот шаг был продуманным или, наоборот, случайным,— просто так получилось",— рассуждает он в дзен-буддистском духе. В 1999-м Ревазов основал агентство IMHO и первым профессионально занялся продажей рекламы в Сети. Клиентами IMHO сразу стали Intel, IBM, Microsoft и крупные российские сайты. В 2002 году Video International вошла в состав акционеров IMHO, так что приставка VI в названии его компании отнюдь не римская цифра. Сейчас IMHO VI контролирует около 50% рекламного рынка Рунета, который в первом квартале 2009 года оценивался в 1,2 млрд руб.
В феврале 2009-го Ревазов запустил проект "Блондинка.Ру", позволяющий клиентам самостоятельно размещать рекламные объявления и управлять ими на всех ведущих поисковиках Рунета. Аналогов "Блондинке" в Рунете пока нет.
Самый динамичный Альберт Попков, совладелец компании "Сравни.Ру"
Попков в 2006 году основал одну из известнейших социальных сетей Рунета — "Одноклассники". К концу 2007-го, по данным TNS Gallup, сайт вошел в тройку лидеров Рунета по посещаемости наряду с такими старожилами, как Yandex.ru и Mail.ru. Инвесторами проекта выступили латвийская компания Forticom и российский фонд DST. "Одноклассники" стали самым скандальным стартапом Рунета: в 2008 году британская компания i-CD Publishing, где ранее работал Попков, подала иск в суд, требуя отдать ей права на торговую марку "Одноклассники". Разбирательства продолжаются до сих пор. В сентябре 2008-го Попков неожиданно отошел от оперативного руководства проектом: "Я захотел доказать, что могу сделать что-то еще".
Три месяца назад Альберт запустил новый сайт "Сравни.Ру". Вряд ли сервис, позволяющий сравнивать предложения различных банков, повторит успех социальной сети. Но даже в случае неудачи славы создателя "Одноклассников" Попкову хватит с лихвой.
Иван Марчук
"Секрет фирмы"
|