Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Книжный потолок

Рынок покидают крупные игроки

С начала кризиса фиаско в торговле книгами потерпели, пожалуй, два самых известных российских инвестора - Олег Дерипаска и Александр Мамут. Однако крах их книжной сети "Букбери" не идет в сравнение с возможным банкротством лидера книготорговой розницы - "Топ-книги". Небольшие издательства опасаются, что им станет негде продавать свою продукцию.

   Осенью 2008-го книготорговцы, похоже, всерьез рассчитывали, что кризис обойдет их стороной. Руководители известных издательств и профильных сетей прогнозировали, что книги возьмут верх над прочими дорогими развлечениями. Однако жители некогда "самой читающей страны" решили экономить на всем. "В натуральном выражении рынок упал примерно на 30%. Кстати, сильно просел сегмент популярной бизнес-литературы, больше никто не хочет читать о том, как заработать миллион на скорую руку", - говорит Елена Соловьева, доцент Московского государственного университета печати. Сейчас выигрывает тот, кто готов предложить невысокую цену, однако из-за финасовых проблем участников рынка книги ощутимо подорожали. По оценке Соловьевой, их цена выросла на 15 - 40%, а распродажами книжники никогда особенно не увлекались. Прежде всего от снижения продаж различной литературы пострадали розничные сети. В процессе банкротства находится сеть "Букбери", принадлежащая Олегу Дерипаске и Александру Мамуту, кроме того, по мнению игроков рынка, может стать банкротом и самая крупная книжная сеть, насчитывающая более 500 торговых точек, - "Топ-книга".

ЖЕСТКИЙ ПЕРЕПЛЕТ

   С точки зрения владельца здания, сдающего в аренду торговые площади, худшего арендатора, чем книжная сеть, найти сложно. Книжные магазины не готовы выкладывать за аренду столько же, сколько не глядя отдают ритейлеры. "В конкуренции за сдаваемую торговую площадь мы проигрываем", - признает Олег Новиков, генеральный директор издательства "Эксмо" и акционер сети "Новый книжный". По его оценкам, рентабельность книготорговой сети может составлять 3 - 4%, а при эффекте масштаба теоретически можно бы выйти на уровень 6 - 7% операционной рентабельности. Но это будет очень сложно. Оборачиваемость у книги такая же, как и у дорогого коньяка - 8-9 месяцев, а цена, несмотря на накрутку в среднем 50%, в разы ниже. Средняя стоимость издания в твердом переплете составляет 250 - 300 руб. "Весьма значимым остается сегмент и книг в мягком переплете ценой до 100 руб.", - замечает Елена Соловьева.
   Тем не менее книжная розница привлекла вполне успешных инвесторов. В 2004 году "Букбери", основанная владельцем крупнейшего британского книжного ритейлера Waterstone's Тимом Уотерстоуном, сменила собственника, магнат переуступил ее Александру Мамуту, Роману Лоле, Максиму Щербакову и Дмитрию Кушаеву. "Мамут на книжном рынке занимается созданием холдинга, в его собственности издательства "Махаон", "Иностранка", "Колибри", "Аттикус", а также "Азбука", которая, впрочем, не влилась в издательское объединение. Однако холдинг уже получил название "Азбука - Аттикус", - рассказывает Елена Соловьева. Развивать собственную книготорговую сеть для Мамута было бы вполне логичным, но его планам не суждено было осуществиться. В 2008-м долю Щербакова и Кушаева выкупила РАИНКО Олега Дерипаски и стала мажоритарием с 64% акций. Сделка оценивалась в $5 - $6 млн. Мамут же, оставшись миноритарием (34%), долго роптал на то, что при продаже было нарушено его преимущественное право выкупа акций, причем его самого быстро устранили от управления сетью.
   Сложно предположить, что привлекло Дерипаску в книготорговой отрасли, однако под руководством РАИНКО сеть не продержалась на плаву и года. "Мы "влили" в сеть около $3 млн, однако это не привело ни к какому результату", - сокрушался топ-менеджер РАИНКО в интервью одному из изданий. "Книжный ассортимент - очень тонкая материя, работа с ним должна быть ювелирной, - говорит один из участников рынка. - В ведущих магазинах топ-менеджеры работают десятилетиями, остаются старые советские директора, которые сумели адаптироваться к новому времени, читательским вкусам и прекрасно разбираются в том, какие книги читают, а какие нет. Финансовые инвесторы не могут грамотно управлять сетью, найти компетентных менеджеров для нового проекта крайне сложно". В то же время топ-менеджмент РАИНКО, по всей видимости, не слишком заботился об эффективности в принципе.

ЧТЕНИЕ КАК ХОББИ

   Елена Соловьева рассказывает, что среди "старожилов" бизнеса "Букбери" заслужила имидж довольно странного проекта. Точки сети (в прошлом году их было 18) располагались, к примеру, в "Меге", где аренда большинству книжников кажется неподъемной. По оценкам Panorama Estate, тамошние ставки для неякорных арендаторов составляют около $5000 за кв. м в год. "Букбери" также снимала точку на Никитском бульваре ($1000 - 1500 в год за "квадрат"). "Когда это помещение сдавалось, я не думала, что его возьмет книготорговая сеть, на него претендовали магазины одежды", - удивляется Ирина Задорожко, ведущий эксперт компании "Магазин магазинов" в ассоциации с CB Richard Ellis. По словам игроков рынка, оборот сети никак не мог быть высоким. Управленцы РАИНКО, вероятно искренне, считали, что население надо приучать к классике и высокохудожественной литературе. "Но ни для кого не секрет, что основным спросом пользуются детективы и любовные романы", - говорит Соловьева. Кроме того, вложения в магазины, которые были оснащены хорошим оборудованием, превышали стандартные затраты на открытие книжной точки (в среднем 5 - 6 млн руб. с учетом закупленного товара).
   Сейчас "Букбери" находится в состоянии банкротства. ООО "Букбери" обратилось в суд о признании себя банкротом еще в марте этого года, а в конце августа в Арбитражном суде Москвы был зарегистрирован иск о банкротстве компании "Букбери Трейд". Этой компании были переданы бренд "Букбери" и право аренды оставшихся 10 магазинов сети. Долги "Букбери" перед поставщиками равняются примерно 240 млн руб. В "Эксмо" говорят, что сеть задолжала им 17 млн руб. "Я не знаю, реально ли получить деньги", - признается Новиков. По слухам, долг издательству "АСТ" составляет около 30 млн руб. "Вероятно, что за долги АСТ (развивает сеть "Буква") получило права аренды на некоторые торговые точки "Букбери", в частности в Новосибирске", - полагает Елена Соловьева. Часть точек "Букбери" заняла компания "Роспечать", принадлежащая ГК "Логос" (подконтрольная той же РАИНКО), а в некоторых помещениях расположились магазины фирмы "Союзкнига". Елена Соловьева говорит, что слышала о том, что АСТ, как один из кредиторов "Букбери", подозревал, что "Союзкнига" аффилирована с "Букбери" и что на ее баланс перешла продукция, которую так и не оплатила сеть. Таким образом, создав "Союзкнигу", "Букбери" уходит от кредиторов. Впрочем, в АСТ отказались от комментариев на эту тему. Связаться с менеджментом "Союзкниги" не удалось.
   На книжном рынке говорят, что, возможно, интерес Мамута и Дерипаски к торговле литературой просто не был коммерческим и похож на развлечение. В частности, Мамут недавно вложил более $2 млн в собственную типографию "Парето-Принт" в Тверской области (мощность - 50 млн книг в год). По словам игроков рынка, это очень хорошая типография и положительное событие для рынка, где качественных типографий не хватает. Между тем и до кризиса срок окупаемости типографий составлял около 7 лет, а сейчас они вообще сомневаются, что проект Мамута когда-нибудь окупится. По оценке Василия Гатова, советника гендиректора холдинга "Медиа 3" (холдинг сейчас продает свою типографию), до кризиса рентабельность книжных типографий составляла 6 - 7%, а сейчас, с падением цен и снижением загрузки мощностей (приблизительно до 50% в целом по рынку), 1 - 3%. "А это фактически означает убыток", - констатирует Гатов. Кроме Мамута, к "любителям" на рынке относят и Вадима Дымова, развивающего сеть "Республика" (7 точек). Магазины сети, по словам участников рынка, скорее напоминают салоны, где можно провести время, а заодно купить книги, украшения, CD с фильмами и многое другое. Сеть также не стремится к дешевой аренде, к примеру, одна из точек находится в "Лотта Плаза", где, по оценке Panorama Estate, стоимость аренды для неякорных арендаторов может составлять около $2500 за кв. м в год. "Если непрофильные инвесторы захотят продать свои активы, их вряд ли кто-то купит", - полагает один из игроков рынка. "На рынке явный дефицит покупателей", - вторит Новиков. Впрочем, если Дымов вдруг потеряет интерес к развитию сети, на сегменте это фактически не отразится.

ИНВЕСТОР ИЗ СИБИРИ

   Однако проблемы есть и у профессиональных игроков рынка. Ведущей в стране книготорговой сетью сегодня управляет новосибирская компания "Топ-книга", которая развиваеет более 500 точек по всей России (сети "Лас-Книгас", "Книгомир", "Пиши-Читай", "Городская сорока", "Литера"). Оборот сети в 2008-м составил около 7 млрд руб., однако в первом полугодии 2009-го он упал на 30%. По этому показателю сеть выступила хуже рынка. "В то же время в тех сетях, где ассортимент остался на докризисном уровне, оборот в денежном выражении рос", - говорит Новиков. В последнее время проблемы у "Топ-книги" нарастали как снежный ком. Высокая закредитованность приводила к тому, что деньги, нужные для того, чтобы расплачиваться по кредитам и реструктурировать облигационный заем, вынимались из оборота, компания копила долги перед поставщиками. "В результате ассортимент сети становился намного хуже и она все больше теряла в продажах. Как правило, издательства не дают должнику бестселлеров и новинок, а они были важны для формата "Топ-книги", - рассказывает Елена Соловьева. В первом полугодии "Топ-книга" понесла убыток в размере 217,3 млн руб. От Сбербанка ей удалось получить два спасительных кредита на сумму 730 млн руб. Общая кредиторская задолженность компании на 30 июня составила 4,34 млрд руб., 3,32 млрд руб. из которых - краткосрочная. В марте "Топ-книга" выплатила оферту на 243,7 млн руб. и купон на 12 млн руб. по второму выпуску облигаций объемом 1,5 млрд руб. Оферта должна была состоятся в декабре 2008-го, но компания выплачивает деньги держателям уже в этом году.
   "Благодаря кредитам сети удалось частично решить проблемы с ассортиментом, хотя на докризисный уровень она не вышла", - говорит Елена Соловьева. "Топ-книге" пришлось закрыть около 40 магазинов. Сейчас компания оказалась в центре акционерного скандала. Основной владелец группы "Топ-книга" Георгий Лямин намерен заложить Сбербанку принадлежащие ему акции (81%) в качестве дополнительного обеспечения по кредитам, а миноритарный акционер (10% акций) Сергей Щебетов собирается блокировать эту сделку. Однако если Лямин не предоставит банку допобеспечение, "Сбер" может потребовать досрочного погашения кредита. Щебетов также пытается через Арбитражный суд Новосибирской области признать недействительной сделку по приобретению им 10% акций компании и получить назад свои деньги. В его иске указано, что сделка была заключена под влиянием "заблуждения и обмана". Миноритарий еще утверждает, что финансовое положение компании оказалось хуже, чем он полагал, когда приобретал долю.
   Руководитель одного из крупнейших российских издательств, развивающих свою розницу, говорит, что ожидает закрытия сетей "Топ-книги" к концу года. "Мы часто обсуждали, почему открываем по 5 магазинов в год, а "Топ-книга" по 30 - 40. Просто когда сеть развивается такими темпами, она не может найти достаточно интересных помещений, арендная плата за которые была бы приемлема для книжной розницы, и при этом точки находились бы в проходимых местах", - говорит он.

БЕЗ ПРАВА НА ПОЛКУ

   Если "Топ-книга" не справится со своими проблемами и пессимистические прогнозы подтвердятся, с рынка могут уйти и некоторые издательства. По оценкам "Эксмо", через специализированную книжную розницу продается около 50% всех книг, и уход сильнейшего игрока в любом случае означает исчезновение важнейшего канала сбыта. Ожидать, что другие сети с уходом "Топ-книги" начнут массовую экспансию и на месте ушедшего ритейлера будут как грибы расти независимые магазины, не приходится. Кроме того, сеть номер два на рынке - "Новый книжный". Она занимает, по собственным оценкам, 5% рынка, а недавно компания приобрела сеть "Библиосфера" и к концу года будет насчитывать около 200 точек, а также сменит бренд на "Читай-город". Ее владельцами являются акционеры издательства "Эксмо". Сеть "Буква" (около 3% рынка, по оценкам "Эксмо") также имеет около 200 точек и принадлежит другому крупному издательству - АСТ. Издательства, которые не имеют собственных торговых сетей ("Росмэн", "Рипол Классик", "Олма-Пресс"), всерьез опасаются того, что "Эксмо" и АСТ будут намного больше внимания уделять собственному ассортименту, а места на полке для других издательств начнут выделяться по остаточному принципу. Кроме сетей АСТ и "Эксмо", в России нет ритейлеров федерального масштаба, а распространение по региональным сетям, отдельным магазинам и ларькам гораздо менее выгодно. Кроме того, "Топ-книга" является и крупным дистрибьютором. "Летом около десяти средних издательств договорились о том, чтобы создать собственную товаропроводящую сеть. Но пока совершенно неясно, как несколько независимых друг от друга компаний смогут осилить такой проект. Насколько я знаю, эта идея не получила развития", - говорит Елена Соловьева.

 

Таблица 1 КАК ВЫ ПРЕДПОЧИТАЛИ ПОЛУЧИТЬ КНИГУ ГОД НАЗАД?


Купить 53%
Взять у знакомых 10%
Скачать из Интернета 25%
Сходить в библиотеку 10%
Поучаствовать в движении "Освободите книгу" 0%
Другое 1%
Затрудняюсь ответить 1%


 

Таблица 2 КАК ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ВАМ СРОЧНО НУЖНА КНИГА?


Купить 35%
Взять у знакомых 3%
Скачать из Интернета 56%
Сходить в библиотеку 5%
Поучаствовать в движении "Освободите книгу" 0%
Другое 1%
Затрудняюсь ответить 1%
Источник: Online Market Intelligence


ОЛЬГА ГОЛОВАНОВА

Журнал "Компания"

24.09.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов