Феликс Янсенс: «В России люди осторожны в самовыражении»
Феликс Янсенс - Креативный директор компании Total Identity, которая создаёт стратегии управления и творческого развития различных организаций. Все разработки компании основаны на подробном исследовании рынка, они отличаются наличием чёткой концепции, созданной с опорой на традиции.
Total Identity работает с наиболее успешными компаниями, которые занимаются дизайном, развитием многоканальных систем управления, мультимедийными технологиями.
Офисы Total Identity расположены в Амстердаме, Гааге, Антверпене, Дубаи и других городах.
С 23 по 25 октября 2009 года на территории Дизайн–завода «Флакон» состоялась сессия «Промзона 2.0: новая жизнь индустриального прошлого». Мероприятие прошло в рамках международной программы Creative Cities. Организаторами сессии выступили: Британский Совет и Дизайн–завод «Флакон», при поддержке проекта «Теории и практики». Основная задача сессии: обсуждение перспектив развития творческих индустрий в России с использованием индустриальных пространств, бывших заводов и фабрик, и создания на их основе современных творческих проектов.
Одним из центральных событий сессии стала Игра–исследование «Город Будущего». В процессе Игры пять команд разрабатывали свои идеи по развитию инфраструктуры московского района Бутырский и Дизайн-завода «Флакон», как его нового культурного центра. При разработки проектов важно было учитывать интересы жителей района, деловых и общественных организаций и районной администрации.
В сессии приняли участие российские и европейские профессионалы, работающие в сферах градоустройства, дизайна и коммуникаций. Один из участников сессии, Феликс Янсенс — креативный директор компании Total Identity, которая создаёт стратегии управления и творческого развития различных организаций. Total Identity работает с компаниями, успешными в области дизайна, многоканальных систем управления, мультимедийных технологий. Офисы Total Identity расположены в Амстердаме, Гааге, Антверпене, Дубаи и других городах.
Феликс, вы гуляли по Москве и, говорят, были весьма впечатлены некоторыми элементами городской среды. Чем именно?
Я бы назвал себя визуальным антропологом. Я обращаю внимание на детали, которые могут «рассказать» многое о культурном контексте. Вчера я видел припаркованный неподалеку от ресторана Porsche Cayenne, украшенный стразами Сваровски. Этот визуальный, так сказать, феномен, открывает многое в стиле московской жизни, в поведении людей, во вкусе. Через такие вещи, как этот Porsche, можно многое узнать о городе.
Как бы вы охарактеризовали московскую городскую культуру?
Многие говорят, что то, что здесь сейчас происходит, похоже на Лондон двадцатилетней давности. Я думаю, это снобистский взгляд. На самом деле, мне кажется очень интересным развитие субкультур, то, как они преобразуются во что–то новое. Меня удивляет, насколько люди здесь проявляют недоверие, излишнюю осторожность в самовыражении.
А как же Porsche?
Это можно назвать элементом субкультуры. Но это всего лишь ниша, запоминающаяся, безусловно. Готическая такая ниша. Но нельзя же сказать, что это мейнстрим. Когда мы говорим о субкультуре — подразумеваем явление — клубная музыка, фрики и т.д.
Но вернемся к проблеме самовыражения. Это амбиции и решимость поменять что-то в своей жизни. Субкультура как бы дает толчок для этого, даже тем, кто формально не является ее частью. Это позволяет себя выразить, иметь собственную мечту, не быть только частью «общества потребления», но и реализовывать мысли, чаяния.
Вы занимаетесь стратегией творческого развития компаний. Не могли бы вы привести пример такой работы?
Компании нас приглашают, когда у них назревает проблема самоидентификации, кризис самоопределения. Identity выдает не только дизайнерский продукт, скорее, мы создаем творческую стратегию для того, чтобы компания понимала, что она из себя представляет, куда ей нужно двигаться. Я говорю о позиционировании себя, о взаимодействии с сообществом, о самоопределении тех, кто работает на компанию.
Часто мы придумываем истории для этих компаний или корпораций, которые дают некий контекст, основу — понимание того, кто они такие — сотрудникам и будущим партнерам.
Ну и, конечно, мы решаем многие творческие задачи — работаем над брендом, дизайном, пиаром.
Лично я занимаюсь тем, что переношу дизайнерский подход на стратегический уровень. Моя цель — развивать диалог, основанный на партнерстве, взаимодействии всех людей, вовлеченных в процесс, способных наблюдать и рефлексировать о новой роли, новых возможностях компании. Дизайн для меня — это не создание логотипа, это часть партнерства, развития, стратегического роста. Дизайн помогает создать историю, через него можно представить себя.
Можно ли назвать вашу работу созданием имиджа компании?
Имидж — это скорее последствие нашей работы. Когда компания определила свою идентичность, возникают представления о ней, и дальше уже нужно работать с этими представлениями. В том числе, визуальными средствами — билбордами, брошюрами, книгами — любыми корпоративными материалами.
Можно ли сказать, что вы как бы даете компании новую жизнь?
Упрощенно, да. Компания обновляется, а мы ей помогаем.
Кем бы вы могли стать, если бы не стали заниматься этой профессией?
Велосипедистом или поваром.