Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ходынка в «Вавилоне» и бегство иностранцев из России

Крупные торговые сети в нашей стране становятся небезопасными для их заграничных владельцев и местных покупателей

Церемония открытия ТЦ «Золотой Вавилон» на проспекте Мира в Москве во вторник, 1 декабря, была широко разрекламирована. Первым покупателям, которых приглашала мисс Вселенная и телеведущая Оксана Федорова, обещали подарки. Правда, непосредственно открытие, которое должно было случиться в 16 часов, сдвинули на час. Первым покупателям пришлось ждать на улице или в машинах. Перед входом в центр образовалась огромная очередь, а когда народ повалил внутрь, произошла давка. Пожилые москвичи и дети теряли сознание, разбили стеклянный эскалатор, многие поранились. Впрочем, что граждане готовы за копейку удавиться, давно общеизвестно.

Неясно другое: теперь столичные власти требуют закрыть, как заявлено, крупнейший в Европе многофункциональный ТЦ площадью более 240 тыс. кв. метров. По словам главы департамента потребительского рынка Москвы Владимира Малышкова, для открытия комплекса были использованы подложные документы, кроме того «к открытию не было сделано ничего в плане адаптации объекта для инвалидов». Вот только инвалидов в произошедшей давке и не хватало!

1 декабря произошло и еще одно событие. Неделю назад Федеральная антимонопольная служба сообщила о том, что подозревает «Ашан» в нарушении конкуренции. Ведомство заинтересовалось тем, что покупатели, желающие расплатиться за покупки пластиковыми картами, могут воспользоваться услугами только одного «КредитЕвропаБанка». Однако, как сообщила во вторник пресс-служба ФАС, экспертный совет счел, что «в настоящее время взаимодействие «Ашана» и «КредитЕвропаБанка» по выпуску банковских карт не противоречит требованиям антимонопольного законодательства». Что за чудеса!

Если сюда же еще добавить все последние наезды чиновников, прокуроров и антимонопольщиков на иностранные торговые сети, и вспомнить о том, что некоторые из них от этого вообще «встали на лыжи», то ситуация с торговым ритейлом в стране становится настораживающей. И на фоне этого российские сети, такие как X5 «Альфа-банка», спокойно скупают их бизнес и расширяются, несмотря на грядущее 25%-ное ограничение присутствия, прописанное в новом законе о торговле. Или «приближенному ко двору» Фридману все можно. Что происходит?

Прояснить ситуацию «СП» попросила Алексея Андреева, президента брендингового агентства Depot WPF, сопрезидента Ассоциации брендинговых компаний России.

- На проблему происходящего в области торгового ритейла в России следует смотреть с разных сторон — со стороны бизнес-сообщества и покупателя.

«СП»: - Тогда начнем с покупателя, чем нам это грозит?

- С позиции розничного потребителя, текущая коррекция сфер влияния - всего лишь игры сильных мира всего. Кто-то кому-то что-то уступил. Одна сеть купила другую. Ну и что? Сужу по себе: сейчас я заезжаю отовариться в «Паттерсон», благо у нас в Звенигороде их целых два. Если завтра эти магазины сменят вывеску и станут частью славной отечественной сети X5 Retail Group, то лично я огорчаться не стану. И никто не станет. Более того, рядовой покупатель будет даже рад. Репутация у их «Перекрестков» - хорошая, знание марки и лояльность - высокие. Еще бы! Сам премьер Владмимир Путин (намек на историю, когда летом Путин неожиданно заехал с чиновниками в один из таких магазинов, сюжет был показан по всем центральным телеканалам - прим. ред.) заботится о справедливых ценах именно в этой сети. И поставщиков продукции эта новость не удивит. Они, в массе своей, люди бывалые - всё понимают.

«СП»: - А всемирно известные Carrefour и Wal-Mart, которые ушли с российского рынка, так и не успев прийти?

- Ситуация с Wal-Mart и Carrefour - еще проще. Кто они вообще такие? Да мы и привыкнуть к ним не успели. Мало ли варягов «заходит» на Россию с целью поживиться. Ушли - и скатертью дорога. Сложнее с «Ашаном» и IKEA. Эти бренды, плюс еще METRO, для многих россиян стали символом «новых возможностей», нового качественного уровня жизни. К хорошему быстро привыкаешь, поэтому, случись, не дай бог, расставание с этими сетями - общество не останется равнодушным. Но огорчение быстро пройдет. Теряли и больше. Люди в России исторически социально не активны, живут по принципу «что воля, что неволя - всё равно». А значит и обсуждение позиции обывателей по вопросам слияний-поглощений можно завершить по причине ее полной нерепрезентативности.

«СП»: - Какова же позиция бизнесменов, в таком случае?

- Совершенно иной взгляд на складывающуюся ситуацию у бизнес-сообщества. Всем очевидно, что активно задействован принцип «выборочной справедливости». Формально предъявить претензии можно к любой коммерческой структуре. Поэтому когда «рука правосудия» зависает над кем-либо, все по привычке начинают гадать: Валят? За что? Кто за этим стоит? Застарелый российский кризис доверия на всех уровнях научил читать между строк. Порой домыслы и страхи с лихвой перекрывают реальные поводы. Но кому от этого легче? Многие, например, истолковали недавние эвакуации в «Ашане» из-за ложных угроз взрыва, как попытку дестабилизации этой сети. А что? Эдак, если «телефонные» террористы позвонят еще раза три, после чего магазины эвакуируют персонал и покупателей так, что всё вверх дном на целый день, кассы не работают, товар разбросан - потери будут огромные. А дальше уже никаких претензий от ФАС не потребуется - хозяева сами закроются и уедут в свой «фатерлянд».

«СП»: - Такова политика руководства страны или конкуренты работают?

- Внешняя политика руководства России, безусловно, более авторитетна и независима, чем в прошлые годы. Но при этом всем понятно, что вектор развития повернут явно не в сторону Запада. Мы движемся к изоляции? Не факт, но события последнего времени не внушают особого оптимизма. Трудно отбиться от упреков в «энергетическом» шантаже, имперских замашках, тотальной коррупции, применении административного ресурса в бизнес-целях и так далее. И можно сколь угодно говорить об ивестиционной привлекательности нашей страны, но иностранцы-то бегут... Не каждый ведь станет разбираться, чем отличается история с проектом «Сахалин-2» от претензий ФАС к «Ашану» или Nokia. Ясно одно: инвестировать в Россию - небезопасно. И это очень печальный тренд.

Олег Гладунов

Свободная пресса

03.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов