Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Навигация вне конкуренции

Детище советского ВПК 1980-х годов — глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, в которую СССР и Россия вложили миллиарды долларов, начинает реально работать. Недавно президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что альтернативы ГЛОНАСС у госорганов не будет. Однако те не понимают, как использовать космическую навигацию, а коммерческие структуры пугает высокая стоимость решений на базе ГЛОНАСС — американская GPS практичнее и дешевле

Спутниковая война
В январе 1991 года весь мир увидел в прямом эфире потрясающий сюжет: американская крылатая ракета Tomahawk, управляемая неизвестным оператором, влетает в ворота иракского военного склада. Такую точность "железке", выпущенной с подводной лодки, расположенной в 800 км от цели, обеспечила навигационная система GPS (группировка американских навигационных спутников NAVSTAR, а также находящиеся на земле станции корректирования навигационной информации). Развертывать GPS начали в конце 1970-х годов, и ответ Советского Союза последовал практически незамедлительно. Первый спутник "Ураган" (системообразующий элемент советско-российской системы ГЛОНАСС, альтернативной GPS) отправился в космос в 1982 году. К 1993 году отечественная спутниковая навигационная система была построена — в нее входили 24 искусственных спутника Земли (ИСЗ), которые обеспечивали полное покрытие сигналом земного шара. Но для России эта победа оказалась бессмысленной: навигационные спутники валились с орбиты один за другим, навигационные приборы как для силовых, так и для гражданских структур отсутствовали (за исключением 45-килограммовых ящиков, которые к месту развертывания переносил расчет солдат, в то время как GPS-навигаторы уже умещались в карман), как и карты, по которым, используя ГЛОНАСС-навигатор, можно было бы вести автомобиль.

Ситуация изменилась в 2007 году, когда президент России Владимир Путин подписал указ "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации". Согласно этому документу, развитие ГЛОНАСС становится одной из приоритетных задач российской космонавтики. В мае 2009 года представители Российского космического агентства объявили, что на ГЛОНАСС в течение двух ближайших лет федеральный бюджет выделит 63 млрд руб. Для сравнения: в 2002-2009 годах ГЛОНАСС получила от бюджета 60 млрд руб.

По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, к середине ноября из 19 навигационных спутников один готовился к выходу из состава группировки, еще два попросту не работали (находились на техобслуживании). То есть на орбите сейчас имеется 16 "здоровых" спутников ГЛОНАСС. По словам представителей Российского НИИ космического приборостроения (РНИИ КП — разработчик ГЛОНАСС), для покрытия всей территории России требуется 18 работающих спутников.

Российская ГЛОНАСС отстает от GPS, однако в мировом масштабе российские навигационные достижения смотрятся очень неплохо. Например, европейская навигационная система Galileo, о создании которой чиновники Евросоюза говорят с середины 1990-х годов, пока включает в себя лишь два тестовых ИСЗ (всего к 2013 году в рамках проекта запланирован запуск 30 аппаратов). Примечательно, что оба спутника отправились на орбиту на российских ракетах с космодрома Байконур. Собственную навигационную систему Beidou ("Компас") строит и Китай. Ожидается, что обслуживать потребителей в Поднебесной она начнет уже в 2010 году. Правда, пока в космос вывели только два китайских навигационных спутника.

По мнению главного конструктора компании "М2М телематика" Евгения Белянко, для потребителей оптимально использование устройств, одновременно поддерживающих и GPS, и ГЛОНАСС. "ГЛОНАСС, как и GPS, самодостаточна. Но на практике, особенно в городских условиях, видна только небольшая часть неба, часто возникают ситуации, когда число видимых спутников только ГЛОНАСС или только GPS недостаточно для точного определения координат,— объясняет Евгений Белянко.— Одновременное использование сигналов двух навигационных систем дает на практике ощутимое преимущество".

ГЛОНАСС для Деда Мороза
Как бы то ни было, ГЛОНАСС работает, и довольно эффективно. В конце октября партия "Единая Россия" проводила автопробег по маршруту Петербург—Владивосток. Если отбросить политическую составляющую мероприятия, то получилось, что проект позволил с помощью российской системы мониторинга транспорта "Автотрекер" проверить качество навигационных решений на базе GPS и ГЛОНАСС. Гонку, разумеется, выиграл GPS — но вовсе не с разгромным счетом. По оценкам организаторов пробега, общее время в пути составило 239 часов. Часть этого времени американский сигнал GPS не удавалось принимать — когда машины стояли в гаражах.

"Наиболее длительной потеря спутников ГЛОНАСС была в поселке Могоча, Забайкальский край (3 ч. 50 мин. 18 сек.), затем — Иркутск (3 ч. 48 мин. 56 сек.), Благовещенск (около 3 часов в сумме), Чита (2 ч. 10 мин. 50 сек. в сумме), затем Омск и Красноярск (потеря спутников ГЛОНАСС на время около часа), Кострома, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Тобольск — непродолжительная потеря спутников длительностью от 10 до 30 мин.",— говорится в отчете о пробеге, оказавшемся в распоряжении "Денег". По словам авторов отчета, на результат могли повлиять "погодные условия, рельеф местности, стоянки в труднодоступных для спутников местах". Средствами навигации и мониторинга пробег обеспечило ЗАО "Русские навигационные технологии" (РНТ). "В принципе ГЛОНАСС не хуже GPS, и почему так получилось в пробеге, мы сейчас рассматриваем",— говорит исполнительный директор РНТ Иван Нечаев. С одной стороны, отчет технологических партнеров "Единой России" — не в пользу ГЛОНАСС. С другой — налицо эффективность даже не совсем достроенной спутниковой системы позиционирования.

Пропаганда ГЛОНАСС на державном уровне — прерогатива не только российской партии власти. На прошлой неделе, к примеру, было объявлено, что "Автотрекер" с датчиками позиционирования ГЛОНАСС станет официальной навигационной системой Деда Мороза, предновогодний тур которого по России и странам Европы стартовал в Великом Устюге.

О своем интересе к ГЛОНАСС говорят и крупнейшие российские компании, в том числе АФК "Система". Ее структурам принадлежит 51% акций ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС), назначенного распоряжением правительства России в июле этого года федеральным оператором ГЛОНАСС. По словам генерального директора НИС (и по совместительству главы компании "М2М телематика") Александра Гурко, сейчас для НИС приоритетным является проект "Эра ГЛОНАСС", предполагающий оснащение российских государственных и частных транспортных средств соответствующими навигационными устройствами. Такие модули позволят, в частности, быстро прибыть на место аварии спасателям и другим спецслужбам. "Конечная цель этого проекта — спасение жизни человека, пострадавшего при автомобильной аварии. Единственный способ добиться этого — внедрение комплексной автоматизированной системы реагирования на аварии. Это большой системообразующий проект",— отмечает Евгений Белянко из "М2М телематика".


Экономия с навигацией
Так или иначе, спутниковая навигация из услуги для владельцев дорогих авто уже превратилась в общедоступный сервис. Иван Нечаев из РНТ говорит, что оснащение российского грузового транспорта системами спутникового мониторинга (используются датчики GPS или GPS/ГЛОНАСС) только на первом уровне (потери на ГСМ, "левом" пробеге и воровстве перевозимого товара) дает экономию в размере 10-50%. "Второй уровень, который пока практически никто не рассчитает,— это рост интенсивности логистики,— продолжает Иван Нечаев.— Условно говоря, количество рейсов транспорта в течение дня увеличивается. Эффект может достигать 30-40%". Также Иван Нечаев указывает, что внедрение систем мониторинга повышает уровень доверия клиента к компании: "В России, как и во всем мире, многое зависит от того, как быстро тебе предоставят товар или продадут услугу. Так вот, мобильное позиционирование эту задачу упрощает".

В РНТ отмечают, что использование спутникового мониторинга (будь то GPS или ГЛОНАСС-решения) позволяет добиться заметного сокращения транспортных издержек компании, при этом система навигации и позиционирования, установленная на грузовых авто, окупается в течение полугода.

Иван Нечаев говорит, что в России сейчас около 3-4 млн грузовиков, при этом навигационными системами на конец этого года будут пользоваться порядка 200 тыс. единиц коммерческого транспорта. Для сравнения: к концу 2008 года системами спутниковой навигации было оснащено около 100 тыс. таких машин. "Получается, что рост рынка составляет около 100% в год",— подводит итог Нечаев. При этом не учитываются транспортные средства силовых структур и многих госорганизаций.

Представить этот сегмент российского навигационного рынка в денежном выражении его участники затрудняются, но указывают, что внедрение навигационно-телематической системы обходится в 15-20 тыс. руб. в расчете на каждое транспортное средство. То есть по итогам 2009 года объем российского рынка "грузовой" космической навигации составит около 2 млрд руб.

Отметим, что больше 90% этого рынка — затраты на приобретение оборудования и программного обеспечения для спутниковой навигации и мониторинга. Тогда как, например, в США более 50% затрат на навигацию — оплата не спутниковых приемников и софта для них, а услуг операторов GPS, предоставляющих владельцам аппаратуры информацию о близлежащих кафе, заправках, автомастерских и т. п. В России такие сервисы (если не считать данные о пробках на дорогах, которые предоставляет, к примеру, "Яндекс") практически отсутствуют.

Дорогостоящие перспективы
Несмотря на очевидное светлое будущее рынка мобильной навигации и мониторинга, доля ГЛОНАСС-совместимых устройств в этом сегменте не превышает 1-1,5% (по оценкам группы SmartMarketing, в 2008 году в России было продано около 1,3 млн устройств для спутниковой навигации). Причин для недоброжелательного отношения к ГЛОНАСС как потенциальных потребителей, так и производителей оборудования и софта несколько.

Во-первых, чипы для ГЛОНАСС-устройств стоят намного дороже, чем в случае с GPS. "Если в мелкооптовой партии GPS-чипы обойдутся покупателю в $30, то модули ГЛОНАСС — в $120-150",— говорит Иван Нечаев из РНТ. Во-вторых, до последнего времени ГЛОНАСС-устройства не выдерживали никакой критики с точки зрения энергопотребления, будучи в 10 раз прожорливее GPS-аналогов. В-третьих, участники рынка навигации и телематики жалуются на откровенно низкое качество софта для ГЛОНАСС, будь то электронные карты для навигаторов или "прошивки". При этом производители навигационного "железа" и ПО признают, что вкладываться в ГЛОНАСС пока не готовы. Инвестиции в создание чипа от разработки с нулевого цикла до выпуска первой пробной партии устройств составляют €7-15 млн. И гарантий, что эти инвестиции окупятся, нет никаких. "Мы не уверены в стабильности спутниковой группировки,— неофициально заявил "Деньгам" представитель одного из российских производителей телекоммуникационного оборудования.— Наступит вторая волна кризиса, у государства не будет денег на запуск новых и поддержку существующих спутников — и где тогда окажется ГЛОНАСС?"

С другой стороны, госзаказ в сфере ГЛОНАСС тоже не панацея для потенциальных производителей. Объем этого заказа до сих пор никто не определил. К тому же, несмотря на множество заявлений об успешном внедрении ГЛОНАСС-систем на федеральном и муниципальном уровне, четко сформулированной концепции использования отечественной разработки хоть на стратегических бомбардировщиках, хоть на городских троллейбусах пока не существует. "Получается, что коммерческим структурам невыгодно использовать ГЛОНАСС из-за ее дороговизны, а госструктуры и муниципалитеты зачастую не знают, что с ней делать",— констатирует Иван Нечаев.

Впрочем, неоднозначное отношение к ГЛОНАСС чиновников и бизнесменов не делает ее тупиковой ветвью развития российской навигации. В частности, систему готовы довольно жестко внедрять сверху — директивно. Например, в начале этого года министр транспорта РФ Игорь Левитин издал распоряжение, что все виды государственного и муниципального транспорта должны быть оснащены системами ГЛОНАСС-позиционирования. Срок, отпущенный транспортникам,— до 2012 года. Как отметил Левитин, ГЛОНАСС должны быть оснащены как морские и воздушные суда, так и некоммерческие грузовики, перевозящие грузы по дорогам России.

Технологические проблемы ГЛОНАСС тоже решаются. Так, недавно московское КБ "Навис" представило модули-чипсеты, максимально близкие GPS-аналогам по характеристикам. Эти чипсеты смогут одновременно работать с ГЛОНАСС и GPS. По словам представителей КБ, приемники будут выпускаться с использованием технологии 90 нм в партнерстве с зарубежными компаниями, поскольку эта технология не освоена российскими микроэлектронными производствами. Планируется, что первые GPS/ГЛОНАСС-приемники будут собраны в первом полугодии 2010 года. Предполагаемый объем выпуска навигационных приемников нового поколения — до 300 тыс. штук в 2010 году, а уже к 2012 году он может превысить 1 млн штук в год. В "Нависе" отмечают, что чипсет будет стоить около 450 руб., что примерно соответствует цене GPS-аналога.

"Системный кризис 1990-х годов затронул и навигацию. После полного развертывания ГЛОНАСС о системе стали забывать, в развитие деньги не вкладывали, никакого прогресса не было. Неудивительно, что непрерывно развивавшийся GPS обогнал нашу систему, прежде всего в сегменте дешевых массовых приемников",— рассказывает Евгений Белянко. По его словам, ситуация постепенно выправляется: "Государство вложило деньги в пополнение орбитальной группировки, развитие наземной инфраструктуры, в разработку современных чипов для приемников. Началось бурное развитие этого направления". Белянко говорит, что три года назад самый маленький навигационный приемник был размером с пачку сигарет, год назад — меньше спичечного коробка, а сейчас — лишь на 10 мм больше GPS-приемника. При этом, как отмечает Евгений Белянко, "современный ГЛОНАСС/GPS-приемник не уступает GPS-приемнику по чувствительности, но проигрывает по энергопотреблению и цене".

Впрочем, Евгений Белянко уверен, что с выходом одночиповых ГЛОНАСС/GPS-приемников это отставание сойдет на нет и ГЛОНАСС/GPS-приемники будут полностью конкурентоспособны: "Все необходимые технологии и квалифицированные кадры для этого есть".

ВАЛЕРИЯ ДЕНИСОВА

КоммерсантЪ-Деньги
18.12.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов