Сумчатые инвесторы
Крупные инвестиции и связи с подрядчиками не способны заменить предпринимателю главного — бизнес-смекалки, то есть умения придумать новый востребованный продукт, найти свою уникальную нишу на рынке
Молодежные аксессуары должны быть не только стильными и оригинальными, но и максимально доступными, чтобы их можно было часто менять. Но это плохо совместимо с качеством: невозможно бесконечно удешевлять производство. Дмитрий Лукьянов и Юрий Лебедев, запустившие проект HalfBag, эту проблему решили.
«Людям будет незачем покупать много сумок, если они смогут менять внешний вид одной. Мы долго перебирали разные идеи — и экосумки были, и дизайнерские футболки, а потом вдруг придумали то, что сразу понравилось нам обоим: выпускать сумки со сменными принтами, — вспоминает Юрий. — Времени зря не теряли: сразу начали искать деньги и подрядчиков». У Дмитрия начальный капитал был — для него HalfBag не первый бизнес, уже пять лет работает цех по изготовлению рекламной продукции и нанесению на нее логотипов. Юрию же, чтобы войти в долю, пришлось обратиться за кредитом в банк. Заем он получил без проблем — зарплата на работе была «белая». «Затраты на открытие такого предприятия, как наше, в принципе невелики — сопоставимы со стоимостью хорошей иномарки. Правда, от многого я тогда отказался, — говорит Юрий. — Мягко говоря, пришлось подзатянуть поясок, потому что вложенная сумма равнялась моему доходу за полгода».
Бартер снова в моде
Но процесс поиска первоначального капитала оказался сущей мелочью по сравнению с попыткой организовать производство. «Найти подрядчика было невероятно сложно. Я объездил множество фабрик и вскоре понял, что ни с одной из них мы не сможем сотрудничать: качество продукции было крайне низким, — вспоминает Дмитрий. — И если бы у меня за спиной не было богатого опыта в области текстильного производства, нам пришлось бы гораздо труднее. Основная беда многих предпринимателей в нашей области как раз в том, что не многие в состоянии заметить недостатки пошива. После долгих поисков мы все же нашли подрядчика».
Скромный бюджет предприятия диктовал свои требования. «Для дизайна принтов поначалу мы привлекали своих друзей и знакомых, — рассказывает Юрий. — Сразу говорили им, что пока ничего не можем предложить, кроме готовой продукции и цитирования имени дизайнера на ярлычках и сайте. Но все остались довольны». На рекламу, столь необходимую новому товару, лишних денег тоже не было — но благодаря этому партнеры убедились, что многое можно получить с существенными скидками, а то и вовсе бесплатно. «Мы находили с партнерами точки соприкосновения, лежащие вне сферы финансов, обрисовывали перспективы и привлекали друзей, работали по взаимозачету, в рассрочку, а иногда удавалось и просто “за идею”. Там, где корпорации платят сотни тысяч евро за услуги агентств, мы находили непосредственных исполнителей из тех же агентств и предлагали работать напрямую. Наш проект нравится людям, они с удовольствием включаются в работу на тех условиях, которые мы в состоянии предложить». Поисковая оптимизация и взаимовыгодное сотрудничество с известными дизайнерами, участие в выставках и фестивалях — все эти каналы в HalfBag давно изучены и внедрены.
Продвижением компании Юрий занимается сам: рекламные материалы, визитки, сайт — на многом удалось сэкономить благодаря его опыту, накопленному в ходе работы в сфере рекламы и брендинга (Юрий ранее занимался разработкой фирменного стиля, созданием логотипов для крупнейших отечественных и зарубежных компаний). Необходимость на всем экономить заставила Дмитрия взять в руки давно пылившийся фотоаппарат. На пару с Юрием он до ночи снимал сумки для сайта, не имея ни малейшего представления о том, как это надо делать. С недавнего времени для фотосессий партнеры стали привлекать друзей: для них участие в съемках — интересный опыт. «А вот профессиональные модели с кучей косметики — это не для нас. Да и бюджет целее будет», — шутит Дмитрий.
Вообще, в HalfBag каждый — и чтец, и жнец, и на дуде игрец: существует разделение обязанностей, но в компетенции каждого все равно огромный фронт работ. Дмитрий отвечает за дизайн самих сумок, поиск новых материалов, фурнитуры, налаживает взаимоотношения с подрядчиками. На Юрии — брендинг, привлечение новых дизайнеров, развитие интернет-ресурса. «Мы, конечно, часто советуемся, обсуждаем многое совместно, — говорит Дмитрий. — Но каждый знает свою “территорию”, и мы полностью доверяем друг другу». Помимо двух совладельцев в компании работают еще несколько человек: клиент-менеджер, программист, водитель, работник склада. Штат минимален: все дизайнеры — фрилансеры. Управляющего в HalfBag нет — по мнению предпринимателей, проект еще слишком молод для того, чтобы доверить его третьему лицу. Но о найме профессионального управленца Юрий и Дмитрий все же иногда задумываются: им хотелось бы навести порядок в документации, разобраться со складским учетом, магазинами, упорядочить финансовые расчеты. Если это будет делать специалист, сами предприниматели смогут сосредоточиться на том, что удается им лучше, чем другим, — на новых идеях.
О пользе финансовых потрясений
Юрий и Дмитрий запустили свой проект в самом начале кризиса. Однако они застали время относительного финансового благополучия, когда крупные сети не готовы были работать с новыми поставщиками: чтобы договориться с ними о сотрудничестве, требовались месяцы. «Теперь почти все готовы к совместным проектам, к уступкам, даже взаиморасчетам, — рассказывает Юрий. — Например, одна крупная сеть, продающая гаджеты, музыку и сувениры, год назад ясно дала понять, что наш товар им неинтересен. А теперь сами пишут, звонят, предлагают работать вместе. Открылись двери в новые сети. В то же время магазины неохотно берут товар оптом, просят его на реализацию», — замечает Юрий. Проблему частично решает собственный интернет-магазин. Если в плане реализации стало полегче, то с подрядчиками отношения осложнились. В связи с кризисом многие перешли на новый режим работы — мягко говоря, щадящий. От крупных проектов с хорошим уровнем качества подрядчики отказываются, отдавая предпочтение ширпотребу и второсортной рекламной продукции.
Одно из будущих направлений работы компании — сотрудничество с корпоративными клиентами. «Несколько крупных компаний уже покупали оптом наши сумки в качестве сувениров для сотрудников, — говорит Дмитрий. — Хотелось бы наладить контакт с теми, кто заказывал бы продукцию со своими логотипами и специально разработанными фирменными принтами». В ближайшее время HalfBag запустит онлайн-проект — площадку для дизайнеров, где любой желающий сможет разместить свои принты на конкурсный отбор. «Будем работать над увеличением посещаемости сайта, расширять коллекцию, подумаем над изготовлением принтов по индивидуальным заказам, есть идеи с вечеринками и акциями под эгидой HalfBag, — говорит Юрий. — Сейчас нельзя останавливаться: не позволяет ни ситуация на рынке, ни возраст проекта — все-таки он еще молодой, находится на этапе стартапа и нуждается в постоянном участии с нашей стороны».
Затраты на производство довольно велики, а доход почти полностью реинвестируется. «Первые восемь месяцев мы вообще не выводили деньги из бизнеса, все вкладывали в развитие, — говорит Юрий. — Было тяжело. Сначала мы этот проект не рассматривали как постоянный серьезный бизнес. Я в первые полгода совмещал его с работой в брендинговом агентстве. Потом понял, что разорваться невозможно, и решил сосредоточиться на HalfBag». Сейчас появилась прибыль, но она все еще очень скромна. Юрий признается, что получает от проекта сегодня в два-три раза меньше, чем тогда, когда работал по найму. «Мой опыт подсказывает, что производство в России — не самый прибыльный бизнес, — добавляет Дмитрий. — Производители зарабатывают на своей продукции гораздо меньше продавцов, сталкиваясь при этом с куда более серьезными проблемами. В общем, заработать сразу много и без труда, имея бизнес, подобный нашему, не получится — и это надо иметь в виду, выходя на рынок».
Инга Коростылева
Д Штрих