Лозунги против чекушки
Перед самым Новым годом на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка был опубликован текст «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения России на период до 2020 года». Документ утвержден распоряжением премьер-министра Владимира Путина от 30 декабря и представляет собой ответ на инициативу президента Дмитрия Медведева, в прошлом году заявившего о намерении вести системную борьбу с пьянством, правда, «без дурацких запретов».
Концепция констатирует, что дальше так жить нельзя: от случайного отравления алкоголем в стране ежегодно умирает более 23 тыс. человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением выпивкой, – более 75 тыс. человек в год. Пока в структуре потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь – так называемый безводный спирт) более половины приходится на водку и ликероводочные изделия. Но в последнее десятилетие растет популярность слабоалкогольных напитков, в том числе пива. Такие напитки «производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику». К тому же «сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина)» в их составе «ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции». Как такая молодежь, перед уроками в школе или вузе сегодня не чурающаяся выпивать по баночке «Ягуара», сможет реализовать демографические надежды страны (власти рассчитывают, что к 2025 году удастся повысить коэффициент рождаемости в 1,5 раза и увеличить продолжительность жизни до 75 лет) – остается совершенно неясным.
При этом в документе подчеркивается, что россияне стали больше пить только потому, что власть в последние годы больше заботилась об «экономических интересах», а не об «охране здоровья населения». Рост потребления алкоголя в расчете на душу населения стал расти с середины 1970?х годов: на заре становления новой России среднестатистический ее гражданин выпивал 5,4 литра в год, а к 2008 году «опустился» до 10 литров. При этом с учетом нелегального алкоголя, в том числе самогона, фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год. Между тем, по оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, допустимый уровень потребления – 8 литров в год. Потребление же сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и четыре месяца у женщин.
Впрочем, с подобными оценками согласны далеко не все эксперты. «Разговоры о том, что в России ежегодно выпивают по 18 литров крепких спиртных напитков на душу населения, не выдерживают никакой критики. Эта цифра завышена и отличается от реальной в разы. Простейшие математические действия показывают, что при таком раскладе абсолютно каждый житель нашей страны, включая грудных младенцев и глубоких стариков, ежемесячно должен выпивать по шесть бутылок водки. Но это же не так!» – восклицает генеральный директор ГК «Регата» Владимир Ковалев (в состав его компании входит водочный завод «Южная столица», которое производит водку «Белая березка»). С ним согласен и председатель подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Вадим Дробиз. По его расчетам, большинство россиян выпивает ежегодно 11?12 литров. «Остается еще группа малоимущих, которые потребляют по 40 литров в год. С ними надо заниматься отдельно, а о такой сегментации в концепции не сказано», – сетует Дробиз.
Документ вообще, как и следовало ожидать, получился в большей степени лозунговым. Впрочем, вряд ли стоило ожидать другого, когда на кон ставятся столь благие цели: снижение объемов потребления алкоголя, в том числе «слабого», увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности и формирование стимулов к здоровому образу жизни. Реализация концепции разделена на два этапа. На первом (2010?2012 годы) планируется снизить как уровень потребления алкоголя на душу населения на 15%, так и популярность крепких спиртных напитков. Второй этап (2013?2020 годы) должен завершиться «ликвидацией нелегального алкогольного рынка» (сегодня его доля, по разным подсчетам, не менее половины), «снижением уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55%, а также созданием условий для дальнейшего постоянного снижения потребления».
Кроме стандартных инструментов достижения этих целей (профилактика, информационные кампании, стимулирование общественных инициатив и т. д.) в концепции установлены экономические рычаги, а также косвенные, но не менее важные направления работы. Новых инструментов нет. К примеру, предполагается снижать доступность алкоголя путем введения ограничений на его розничную продажу по месту и времени. Но такие методы (к примеру, запрет на продажу вблизи учебных заведений, а также в ночное время) уже давно действует в большинстве регионов страны. Говорится об ограничении скрытой рекламы – тоже давно действующая мера, впрочем, особо на потребление не повлиявшая. Правда, в концепции указано, что нужно полностью запретить проведение винных или пивных фестивалей, а также других пропагандирующих мероприятий. Это похвально, хоть и также не ново.
Экономические рычаги также стандартны. И все они в большей степени направлены на борьбу с теневым рынком. Так, планируется и дальше ужесточать требования к розничной продаже алкоголя, увеличивать акцизы на этиловый спирт и алкогольную продукцию, а также продолжить установление минимальных розничных цен на алкоголь. С 1 января 2010 года Росалкогольрегулирование уже ввело минимальную цену на водку в розничной продаже – 89 рублей за самые ходовые «пол-литра» (0,7 литра теперь обойдутся минимум в 124,6 рубля, а литр будет стоить не менее 178 рублей). «Введение этой меры лишает теневую продукцию ее основного конкурентного преимущества – низкой цены и будет способствовать увеличению бюджетных поступлений», – отмечал в интервью «Интерфаксу» представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. «Если еще пять лет назад доля контрафактной продукции в общем обороте крепкого алкоголя в РФ занимала не более 3?4%, то в текущем году достигла 15?17%. Речь идет не о нелегальной продукции, с которой не платятся акцизы, а о продукции, которая копирует известные марки. Одними из первых с проблемой подделки дизайна собственной продукции столкнулись украинские производители, затем – ведущие „водочники” России, а в 2008?2009 году – и наш завод. На рынке стали появляться копии нашей „Белой березки”. Мы насчитали 24 такие марки, и это не предел. Весьма показательной стала февральская выставка „Продэкспо-2009” в Москве. На 25% ее стенды были завалены контрафактной продукцией. Компании не просто открыто выставляли свои копии известных торговых марок, а широко рекламировали их», – ужасается Владимир Ковалев.
Но, конечно, главные инструменты борьбы с пьянством к собственно алкогольному рынку никакого отношения не имеют. Россиянам необходимо «светлое будущее», мысль о котором заставляла бы их жить, а не искать истины в стакане с водкой. «А сейчас этого нет, мы оскотиниваемся со страшной силой, необходимо поднимать нравственный уровень населения», – комментировал концепцию депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга, экс-глава питерского ГУВД и член правления общественной организации «Европейские города против наркотиков» Аркадий Крамарев. Кстати, об этом же говорил еще летом и Дмитрий Медведев: «У людей должно появиться желание и возможность вести нормальный, полноценный, здоровый и трезвый образ жизни. И, конечно, все это может происходить – это аксиома! – только на основе нормального уровня жизни, нормальных стандартов жизни в нашей стране. В бедной стране пьянство не победить».
Поэтому в концепции указана необходимость разработки программ по привлечению молодежи к занятиям физкультурой и спортом, а также по развитию новых форм досуга, исключающих традиционное «бухалово». Все это ляжет на плечи регионов. Там же будут запущены программы, направленные на профилактику злоупотребления алкогольной продукцией «с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций)». Говорится в концепции и о повышении трудовой занятости населения на местах, особенно в сельской местной, где зачастую без водки жить совершенно невозможно. Действительно, как подсчитали эксперты Центра исследования федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА), чтобы концепция привела к ожидаемым результатам, придется «всех наших маргиналов отправить на погост либо отучить от алкоголя», а «каждого нормального потребителя заставить сократить свое потребление не менее чем на 30% в среднем». Несмотря на все эти недостатки, эксперты отмечают, что определенных успехов в излечении россиян от пьянства все-таки достигнуть можно. «У нас все время представляют потребителя алкоголя как малого ребенка. Но это не так – не только бизнес, но и сам потребитель должен нести ответственность. Наконец, необходима мощная социально-экономическая молодежная политика, так как перспективы молодежи – это образование, нормальная работа, жилье и семья», – уверен Вадим Дробиз. По оценкам ЦИФРРА, ликвидировать нелегальный рынок тоже полностью не удастся. Ведь во многих случаях производство нелегального алкоголя патронируют и сотрудники правоохранительных органов, и руководство регионов. Но про это в концепции ничего не сказано.
Александр Попов
Журнал "Эксперт"