Гибко и красиво
Сетевой маркетинг закончил кризисный год в плюсе. В 2010 году его представители ожидают еще лучших результатов. Потребительский спрос начал расти
Оборот компаний — членов Ассоциации прямых продаж (объединяет 13 компаний, включая Avon, Oriflame, Herbalife и др.) в 2009 году в России увеличился на 4,2%, до 103,5 млрд рублей, сообщила сегодня президент ассоциации Тамара Шокарева. Для сравнения, по последним данным Росстата, оборот розничной торговли в стране за 11 месяцев снизился на 5,7%.
«На фоне падения розничного товарооборота в период кризиса наши итоги года можно расценивать как отличный показатель, продажи выросли даже в долларовом выражении», — отмечает Шокарева. Она объясняет это гибкостью компаний, работающих по методу прямых продаж, ростом числа дистрибуторов и грамотной ценовой политикой.
Наибольший рост, по ее словам, продемонстрировали продажи одежных аксессуаров и товаров для здоровья. Выручка производителей парфюмерии и косметики (на этот сегмент приходится 3/4 продаж ассоциации и 30% всего российского рынка) увеличилась на 5,4%.
«Это много, — отмечает глава компании “Рид-СК” (занимается организацией профессиональных выставок Intercharm) Анна Дычева-Смирнова. — Весь косметический рынок вырос примерно на 8%. Но в обычной розничной торговле больший процент роста пришелся на косметические товары первой необходимости — зубную пасту, мыло, шампуни. Для декоративной косметики, которая составляет большую часть в косметических продажах сетевого маркетинга, 5% — это очень хороший результат».
В Mary Kay рассказали, что стимулировали продажи «новыми инструментами ведения бизнеса». «Мы представили много спецпредложений по более приемлемым ценам. Изменили состав и цену косметических наборов», — говорит глава Mary Kay в России Алла Соколова.
Шокарева добавляет, что расфасовка многих товаров была уменьшена и таким образом снизилась цена. В среднем же косметическая продукция сетевых компаний за год подорожала на 10%, в то время как многие их конкуренты увеличили стоимость на 20%.
Основатель и президент компании Faberlic Алексей Нечаев сообщил, что количество покупок увеличилось больше, чем выручка, из-за смещения спроса в более низкие ценовые сегменты. Выручка Faberlic, по его словам, в минувшем году увеличилась на 15%.
По мнению Шокаревой, выдержать кризис удалось еще и по причине гибкости метода прямых продаж. «У нас больше маневренности по сравнению со стационарной торговлей. Нет расходов на содержание магазинов, комиссионные продавцов и менеджеров зависят от объемов продаж, транспортные расходы также коррелируют с динамикой торговли. Складские помещения используются только для продукции, которая будет реализована», — говорит Шокарева.
Свою роль сыграло и увеличение числа дистрибуторов на 6,5%, до 4,7 млн человек. «Больше людей в кризис заинтересовались дополнительным заработком. Даже в Москве, которая никогда не отличалась большой численностью занятых в сетевом маркетинге, число дистрибуторов существенно увеличилось», — рассказала Шокарева.
«В отличие от прошлых лет сейчас люди воспринимают работу в компаниях прямых продаж как профессию, свой бизнес», — поясняет Нечаев.
По мнению участников рынка, в нынешнем году рост продаж может составить 10% и более. Так, например, генеральный директор ООО «Никкен» (производит инновационные товары для дома, спорта и здоровья) Виталий Змеев отмечает, что уже в первые дни нового года продажи его компании выросли на 56–70% по разным регионам.
Аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима считает, что в этом году потребительский спрос должен вырасти. «Однако ожидать относительно стабильного роста продаж не следует раньше второго полугодия», — предупреждает Сулима. В то же время российские производители настроены оптимистично. Так, Faberlic, имеющая завод в Москве, намерена расширять собственное производство.
Екатерина Шохина
Журнал "Эксперт"