Юний Давыдов: Убойный самоPR
Юний Давыдов
На выставке «Дизайн и Реклама» я прочитал хамский мастер-класс на тему «Убойный самопиар». Потом ко мне подошел приятель, которого я последний раз видел лет 20 назад – вместе служили на границе. Еле его узнал – лысый, плотный, мощный кабан, начальник службы безопасности в каком-то торговом центре.
«Че-то я, мля, ни фига не понял! Ты теперь че, типа самый умный?!» – спросил меня Вася Чупов, старший сержант погранвойск по кличке «Чупатый».
«Теперь типа да» – ответил я, рядовой погранвойск по кличке «Артист».
В СССР секса не было. Самопиара тоже. Просто в этих словах слишком много личного. Но ничего личного в тоталитарном обществе быть не может, должна быть ровная народная масса, которая движется за некой всеобщей личностью. И до сих пор наши мамы, учителя, начальники и Чупатый учат нас: «Будь проще, не привлекай внимания, не вылазь!».
Нет, коллеги, нам так жить нельзя. Демократия – общество выскочек, а уж рекламная тусовка – вообще сплошные понты. И самопиар в нашем бизнесе просто необходим!
БРАЧНЫЕ ТАНЦЫ
Самопиар – это не хорошо и не плохо, это естественно. Чем бы мы не занимались (чистим зубы по утрам, покупаем розы подружке, давим прыщик на носу, читаем мастер-класс), мы всегда занимаемся рекламой себя. Любой наш поступок можно трактовать, как самопиар. И это нормально, это – инстинкт. Ведь все мы еще совсем недавно прыгали по деревьям, плавали и летали! Да, сегодня мы уже научились всяким квантовым механикам, но мы по-прежнему – самцы и самки.
А чего вообще ради мы, мужики, затеваем войны, качаем нефть, строим дома?! Это же наши брачные танцы! Мы стремимся показать самкам, что мы крутые и сильные самцы.
Вспомните сказочную птицу павлина. Он не умеет писать статей, но у него прикольный хвост. Чтобы привлечь внимание самки и спариться с ней, он распускает свой волшебный хвост, как знамя. Без этого самопиара никакой он не павлин, а просто тупой синий индюк.
Так и у людей. У всех! Оглянись, читатель – у тебя тоже сзади торчит павлиний хвост.
ЗУБЫ РЕКЛАМЫ
Меня и мое агентство обвиняют в самовлюбленности. Хм… Люди, выдвигающие подобные обвинения, ничего не смыслят в природе рекламы. Ведь нашей сфере бизнеса профессиональный самопиар необходим! Мы должны отращивать персональный, уникальный, драгоценный хвост. Если я не умею продавать себя, я не умею продавать вообще!
Представьте: вы сели в зубоврачебное кресло, вошел дантист, пожал вам руку и улыбнулся… кривыми, гнилыми зубами! Вы будете у него лечиться?
Зубы дантиста, кожа косметолога, офис дизайнера – это их визитные карточки, рекламные образцы профессиональной деятельности. Профессия рекламщика отличается от остальных лишь тем, что реклама и есть наш продукт. Значит, на саморекламу ложится колоссальная нагрузка. Самопиар для нас – как зубы для дантиста. Пиаря себя перед клиентом, мы демонстрируем свое умение пиарить его товар.
ЦЕНА ГУДВИЛА
Недавно я ради интереса решил выяснить, сколько же сегодня стоит бренд R&I GROUP. Я пригласил специалистов, которые занимаются оценкой бизнесов, они два месяца работали, а потом сказали удивительную вещь – точной цены не существует. Они сообщили мне «вилку», причем разница составила почти 1 300 000 у.е.
А знаете, почему? Потому что в отличие от свинофермы или нефтяной скважины основную стоимость рекламного агентства составляет его goodwill, т.е. репутация. Ну, действительно, что мы имеем такого ценного?! 77 компьютеров, 9 автомобилей, 4 итальянских унитаза… Это чего-то стоит, конечно, но, если разобраться, ничтожно мало.
А еще у нас 13 лет опыта, классная команда, долгосрочные контракты с крупными клиентами. Ну да, тоже каких-то денег стоит. Но все это, по большому счету, очень относительно. Ведь мои сотрудники и клиенты мне не принадлежат. Все отношения в нашем бизнесе держаться на людях. Сотрудники могут уйти. Потеряю сотрудников – уйдут клиенты.
Нет, самое ценное для любой рекламной структуры – goodwill. Точной оценки репутации не существует (потому у оценщиков и получилась такая большая «вилка»), но именно goodwill составляет 40-60 % стоимости нашего бизнеса.
А что такое goodwill? Плод самопиара!
ДВИГАЯ СЕБЯ
Сегодня только в Москве каким-то образом существует более 600 рекламных агентств! Москва – огромный гипермаркет услуг. И вот идет клиент с тележкой мимо секций «Дизайн», «Наружка», «Телевизор», «Пресса», «PR», «Сувенирка» и т. д. А на полках бесконечными рядами стоят рекламные агентства, как шеренги пивных бутылок. Стоят, конкурируют…
Каждый хочет, чтобы клиент именно его положил в тележку.
Есть такая стратегия – ничего для этого не делать, просто тупо ждать. В конце концов, клиентов много, кто-то да купит. Отсутствие самопиара можно частично компенсировать трудолюбием. Но тогда вы вечный середняк, один из 600. Хитом продаж не станете никогда.
Кто-то снижает на себя цену, и его часто покупают. Но он дешевый.
Кто-то, наоборот, завышает свою цену. И он дорогой. Но его редко покупают.
Чтобы вас покупали часто и дорого, вы должны стать уникальным.
Если у вас уникальности нет, вы должны ее придумать.
Двигайте себя!
Юний Давыдов
Опубликовано в журнале «Рекламные технологии».