Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Аватар" повышенного спроса

За шесть недель проката "Аватар" в России собрал беспрецедентную кассу — мы оказались впереди почти всей Европы и Азии. Рекорд обеспечили массовое открытие 3D-залов и отсутствие кинопремьер, способных составить "Аватару" серьезную конкуренцию

"Аватар" уже взял или на днях возьмет самую большую кассу в истории кино. Разрыв с "Титаником" на момент сдачи этого материала — меньше $200 млн, и есть ощущение, что на момент выхода номера эту смешную сумму благодарный зритель выложит, и что-нибудь к ней еще добавит.

В российском кинопрокате синекожее детище Джеймса Кэмерона уже рекорд кассы поставило и устремилось к новым. На днях оно удвоит рекорд смещенного лидера — вышедшей два года назад из недр той же 20th Century Fox "Иронии судьбы. Продолжение" (бокс-офис — $50 млн) Начавшийся в России в декабре и все никак не спадающий ажиотаж вокруг драматических взаимоотношений землян с пандорянами некоторым образом даже удивителен. За шесть недель проката наш бокс-офис достиг $90 млн — мы вышли на второе после Франции место (данные по зарубежному для Америки рынку, то есть фактически наша касса — третья в мире), опередив страны, где рынок кинопроката больше российского. Следом за Россией с небольшим отрывом идет Великобритания, потом, с отрывом существенно большим,— Испания, Япония, Австралия.

В принципе прецеденты попадания России в лидеры по кассовым сборам были — например, для той же 20th Century Fox наша страна почему-то больше всех собрала за фильм "Макс Пэйн". Но это совсем другие деньги: мировой бокс-офис героического полицейского с трудом опередил достижение "Иронии судьбы". Если же речь идет о настоящих блокбастерах, наши результаты в лучшем случае соответствуют месту России в рейтинге кинорынков, а на сегодняшний день место наше — 8-е. Что тоже, безусловно, почетно, если вспомнить, что за десять последних лет наш рынок вырос в 25 раз.

Известно, что американские кинопроизводители во время Великой депрессии заключили картельное соглашение об обязательном хеппи-энде во всех фильмах, и во многом благодаря этому киноиндустрия была едва ли не единственной отраслью, которая тогда выиграла от кризиса. Судя по тому, что российский зритель буквально с головой окунулся в красоты мира нави, он нуждается в позитиве больше других. Но имеются и другие объяснения блестящих кассовых достижений.

"Есть большой комплекс причин, которые обеспечили такой успех "Аватару" в России,— говорит киновед Даниил Дондурей.— Первая причина — это, конечно, качество фильма. Простой сюжет в сочетании с высокими технологиями дает колоссальный результат. Вторая — главные фигуры отечественного кино, Константин Эрнст и Роман Петренко, ничего выпускать к новогодним праздникам не стали. Таким образом, отечественный продукт был представлен только "Черной молнией", которая, конечно, оттянуть зрителя от "Аватара" не сумела".

"Отечественные кинопроизводители действительно побоялись вступать в сражение с "Аватаром",— подтверждает мысль Дондурея генеральный директор компании "Леополис" Георгий Малков.— Два года назад, после успеха "Иронии судьбы. Продолжение", появилось ощущение, что предновогодний релиз — это все, что нужно для счастья. Поэтому в прошлый Новый год вышли "Стиляги", "Обитаемый остров" и "Любовь-морковь-2" — и вместе они собрали столько же, сколько "Ирония судьбы", что явилось для них по отдельности, конечно же, разочарованием. Тогда пришло понимание, что Новый год не панацея и что у "Иронии судьбы" была еще неимоверная поддержка телеканала, большой ностальгический ресурс и т. д.".

Но главную роль в сборе новым фильмом Кэмерона рекордной кассы, пожалуй, следует отвести не пораженческим настроениям кинопроизводителей, а всепобеждающей вере в "Аватар" владельцев кинотеатров. Некоторые из них, можно сказать, поставили на "Аватар" последнее — и не проиграли.

Где-то между Тындой и Москвой
В городе Тында, несколько заброшенном со времен строительства БАМа, в драматическом театре "Гилюй" просмотром "Аватара" открылся зал Digital 3D. Деньги на новое оборудование (6,5 млн руб.) дал губернатор — "чтобы отвлечь молодежь от алкоголя и наркотиков".

Кроме Тынды к премьере "Аватара" обзавелись 3D-залами Курган и Усолье-Сибирское. Города покрупнее Пермь и Уфа встретили мировую премьеру с пропорциональным размахом, открыв собственные залы IMAX с экранами в несколько десятков метров и соответствующим дорогостоящим оборудованием. До того IMAX были только в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Всего, по подсчетам компании "Невафильм", с декабря 2009 года по настоящее время открылось 150 цифровых кинозалов. В итоге таких залов в России стало 355.

Хотя первые 3D-залы появились в нашей стране еще в 2006 году, до настоящего времени этот бизнес, по сути, был развит слабо. Из крупных сетей стереозалы в каждом кинотеатре имеют только "Синема-парк", "Люксор" и "Киностар". Несколько залов оборудовали также "Каро-фильм" и "Формула кино". Остальные до прихода "Аватара" легко обходились без экзотики.

"Примечательно, что цифровые залы открывали и крупные сети. и независимые кинотеатры,— говорит ведущий аналитик "Невафильма Research" Ксения Леонтьева.— Вторых было даже больше, потому что речь идет о достаточно серьезных инвестициях (оборудовать каждый зал 3D стоит €100 тыс.). Отдельным кинотеатрам деньги на один зал было найти проще, и, найдя их к премьере, они, конечно же, не прогадали".

Как сильно не прогадали 3D-кинотеатры с "Аватаром", можно судить по тому, что примерно половину выручки фильма обеспечили именно они, притом что цифровых кинотеатров в шесть раз меньше, чем обычных, а загрузка у тех и других была одинаково высокой.

Цены на билеты в 3D обладатели модной новинки назначают волюнтаристски. По данным компании "Невафильм Research", в тех городах, где эти залы только что и в единственном числе появились, цена на "Аватара" в 3D превосходила его же в пленочном варианте в два раза. А в среднем — в полтора. Так, в новогодние праздники цены на билеты в московских кинотеатрах выросли процентов на сорок, и билетов катастрофически не хватало. Кое-где появились спекулянты — у кинотеатра "Октябрь", например, был замечен гражданин, предлагающий отправиться в кинопутешествие на Пандору за 1000 руб.

Так или иначе, зритель за ценой не постоял. 3D-кинотеатры фактически с декабря и поныне загружены на 100%. В праздничные дни билеты покупались задолго до сеанса, а в кинотеатры IMAX трудно попасть до сих пор.

""Аватар" — это в принципе новая эра в кинематографе,— говорит главный редактор журнала "Кинобизнес сегодня" Александр Семенов. — Но для нашей страны — особенно новая. Большая часть людей, отправившихся на фильм, впервые оказывалась в 3D. И этим можно объяснить успех. Ведь небывалую кассу любому фильму делают те, кто идет смотреть фильм повторно. Именно это произошло в России: все хотели смотреть "Аватар" в цифровом зале, но кому не хватило билетов, те шли в 2D, а потом все равно в 3D, а некоторые еще и по третьему разу отправлялись в IMAX. Лично для меня IMAX — это уже слишком, но посмотрите, что творится: в эти кинотеатры не попасть на сеансы "Аватара" даже в 6.30 утра!"

Объем спасет мир
На рынок кинопроката вернулась вера в светлое будущее, заметно утраченная в кризис. Хорошей новостью для кинопроката в этот период был рост посещаемости кинотеатров: по данным Holywood com, в России он оказался наибольшим среди европейских стран — целых 5%. Но рынок подкосил валютный курс.

Как сообщает журнал "Кинобизнес сегодня", за прошлый год кассовые сборы российского кинопроката в долларовом исчислении уменьшились на 11% ($735,7 млн против $830 млн в 2008 году). Прокатчики должны 50% сборов отчислять дистрибуторам, в основном иностранным, так что расчеты в иностранной валюте все-таки более показательны.

Таким образом, рост посещаемости все же не позволил кинотеатрам развиваться теми темпами, что были запланированы раньше. "Многие кинотеатральные сети отказались от планов строительства современных мультиплексов, а государственная программа по развитию цифрового кинопоказа в небольших городах так до сих пор и не разработана. А это значит, что в ближайшие год-два рассчитывать на значительный рост кассовых сборов в России невозможно",— говорит генеральный продюсер компании "ВайТ Медиа" Тимур Вайнштейн.

Продюсерские компании имеют основания ругать инфраструктуру российского кинопроката. Если в США, например, 32 тыс. кинозалов, то в России — около 2 тыс. (население России, как известно, меньше всего в два раза). Понятно, что в кризис сильно сократить этот разрыв не удастся. Но вовсе не с экстенсивным развитием связывают надежды на рост деятели кинобизнеса. Ставка — на дорогой продукт, то есть на поступательное и неотвратимое развитие 3D.

"Количество патентов и разработок, которые были внедрены в ходе съемок "Аватара", забросило его далеко вперед по отношению к сегодняшнему кино. Конечно, фильмы эпохального значения появляются не чаще чем раз в 10-12 лет, но благодаря этим разработкам сейчас уже есть возможность и желание у многих компаний снимать что-то подобное",— говорит глава компании "Базелевс" Никита Трынкин.

"После просмотра "Аватара" российский кинозритель совершил скачок в качестве восприятия кино,— продолжает Трынкин.— Можно надеяться, что фильм, с одной стороны, создал долговременный интерес к стереокино, которого будет появляться теперь все больше, а с другой — возродил интерес к блокбастерам, который, казалось, затухал".

За новыми проектами дело не станет. "Я думаю, что западные, во всяком случае, стереофильмы 2010 года не будут бледным подобием "Аватара", они должны быть хороши и сами по себе. Во всяком случае ожидается, что фильм "Трон. Наследие" Джосефа Косински будет не хуже. Успех обеспечен также "Шреку-4" и "Алисе"",— утверждает генеральный директор продюсерской компании "Леополис" Георгий Малков.

Даже российский продюсер мечтает о 3D, причем проекты здесь самые неожиданные. Для начала "Централ Партнершип" планирует снять объемный мистико-фэнтезийный триллер "Темный мир" (режиссер Антон Мегердичев). Дальше — больше. "Вий" от Russian Film Group, который еще не увидел свет в традиционном исполнении, уже интригует сообщениями о грядущем переводе в 3D. И даже создатели фильма "Любовь в большом городе", не самого объемного по содержанию, подумывают о создании 3D-версии продолжения своей картины, правда, не второй части, которая выходит в этом году, а третьей, если вторая соберет нужную кассу. "Разница между производством второй части и третьей в этом случае составит $1 млн",— сообщает Георгий Малков.

Немаловажным является тот факт, что 3D в большой степени спасает от пиратов (как ни крути, волшебная технология реализуется во всей красе только на большом экране, и чем он больше, тем сильнее ощущения). Так, компания Fox очень спокойно отреагировала на появление "Аватара" в различных торрент-трекерах, хотя количество скачиваний с этих сетевых ресурсов весьма велико.

Именно с развитием цифрового кино связываются самые оптимистичные прогнозы. "Через год оборот рынка кинопроката преодолеет планку $1 млрд",— предрекает Даниил Дондурей, отмечая, что для этого нужно строить кинотеатры не только в городах-миллионниках, в которых уже наблюдается относительное насыщение, но и в малых городах. Кстати, пример Тынды и Усолья-Сибирского показывает, что высокие технологии уже не остановить.

Растет вместе с тем интерес и к домашним 3D-технологиям. Денис Кузнецов, руководитель компании "3D Лига", занимающейся одноименным оборудованием, сообщил, что с начала года посещаемость сайта компании выросла в четыре раза. Продажи, правда, не выросли, поскольку 3D-релизы в виде дисков Blu-ray (на этом носителе стереокино внедряется в домашний обиход) должны появиться в России только летом. На первых дисках ожидаются "Осадки в виде фрикаделек" (Cloudy with a Chance of Meatballs) — это уже известный компьютерный мультфильм.

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА



КоммерсантЪ-Деньги
26.01.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов