Старые песни по-новому
Цифровые носители теснят механические
Звукозаписывающие компании уже не могут игнорировать тенденцию перераспределения продаж музыки - цифровые носители теснят механические. Однако нужную композицию в России проще купить через мобильный телефон, чем легально скачать из Интернета, несмотря на примеры онлайн-звезд. Всему виной - пираты и слишком алчные правообладатели.
Новая группа Сергея Шнурова "Рубль" решила распространить свой альбом в Интернете сразу после выхода, сопроводив его надписью "Пиратское распространение приветствуется". Так поступают многие музыканты, самостоятельно "заливая" свой контент на известные нелегальные ресурсы, некоторые даже готовы платить, чтобы поднять собственные песни повыше в рейтинге. "Начинающие исполнители думают, если они будут на первом месте такого ресурса, то станут звездами", - рассказывает генеральный менеджер EMI/GALA Records Сергей Балдин. Дело в том, что время от времени Интернет позволяет "раскрутить" новую звезду. Можно вспомнить Петра Налича, Николая Воронова или рэпера Сяву. Однако продавать музыку через цифровые каналы удается пока не всем. По расчетам экспертов информационного агентства InterMedia, общий объем легальной реализации музыки в рознице в 2008 году составил $438 млн, из которых 91% - это продажи на физических носителях ($400 млн в рознице) и только 9% ($38 млн) - на цифровых (онлайновые и мобильные загрузки). Впрочем, ситуация начала постепенно меняться.
ПОИСК ТАЛАНТОВ Популярные интернет-исполнители действительно могут неплохо заработать, но при условии дальнейшей раскрутки на радио и ТВ. Поэтому рекорд-компании и музыкальные издательства активно используют Сеть для поиска новых талантов. Например, после того как 3 млн человек посмотрели ролик Петра Налича на YouTube, компания EMI/GALA Records договорилась с ним о совместной работе. Но так происходит не со всеми, например, рэпер Сява так и не стал офлайн-звездой. "С ним мы тоже сотрудничали в плане продаж через мобильные телефоны. При этом на радио и на центральном телевидении его не было. Он снялся в двух видеоклипах на втором плане и в паре шоу, но не более того", - рассказывает Сергей Балдин. По словам управляющего акционера фирмы грамзаписи "Никитин" Алексея Никитина, известные исполнители Петр Налич, Ноггано и рэпер Сява стали популярными, разместив видео на YouTube и подобных видеопорталах, но основной доход эти музыканты все равно получают от концертной деятельности. "Чтобы не стать очередной однодневкой, артист должен активно работать, и в него нужно много вкладывать: делать качественные аранжировки, снимать видео", - говорит эксперт. Без продаж альбомов также не обойтись. "Для многих певцов и лейблов выпуск CD - некое подтверждение того факта, что вы артист. Это как мы видим книгу Чехова и понимаем, что он писатель", - отмечает главный эксперт InterMedia Александр Тихонов.
Пока никто CD выпускать не прекращает, и некоторые на этом хорошо зарабатывают. К примеру, Григорий Лепс продал права на выпуск твердой копии своего альбома за $1 млн. Однако, по данным экспертов, при этом сегмент CD привлекателен главным образом для консервативной публики в возрасте старше 40 лет, тогда как аудитории 12 - 29 лет все чаще более интересны цифровые продажи. Например, по словам Сергея Балдина, EMI/GALA Records после подписания контракта с популярной в Сети группой "Инфинити" выпустила пластинку, реализация которой принесла около $80 000, но в мобильных сервисах песня "Где-то" из этого альбома была продана в количестве более 1 млн экземпляров на сумму свыше $600 000.
Игнорировать цифровые носители не могут и уже состоявшиеся российские артисты. Как говорит Алексей Никитин, многие из них записывают песни, изначально ориентированные на интерактивные продажи, - с "хуковыми" припевами, позволяющими треку лучше продаваться в формате RBT (услуга Ring Back Tone, когда звонящий слышит вместо гудка сорокасекундный фрагмент музыкального произведения). По словам Сергея Балдина, 90% в российском репертуаре EMI/GALA Records составляют цифровые продажи (в первую очередь мобильный контент) и только 10% - "механика", в классическом зарубежном каталоге EMI, наоборот, доминирует "механика". В связи с этим участники рынка не сомневаются в том, что в среднесрочной перспективе компании, строящие свой бизнес исключительно на продажах CD, вымрут, если не предпримут каких-то радикальных шагов.
В ОБЩЕМ ТЕЧЕНИИ "Большая четверка" мейджоров (Universal Music Group, Sony BMG Music Entertainment, EMI Group, Warner Music Group), контролирующая около 75% мирового музыкального рынка, уже заинтересовалась цифровым контентом. "Этот процесс активизировался примерно два-три года назад, когда объемы продаж на физических носителях стали сначала постепенно, а потом все быстрее и быстрее снижаться", - говорит Сергей Балдин. Другого выхода у лейблов просто не было. "По всему миру мы наблюдаем тенденцию отмирания продаж на физических носителях. Продажи альбомов через мобильные порталы и цифровые площадки превышают 50%, доходя в отдельных случаях до 70%", - отмечает Алексей Никитин. Среди самых продвинутых в этом отношении стран эксперты называют Южную Корею и Японию. В частности, в последней уже наблюдается паритет между цифровыми продажами и продажами на твердых носителях. А в Южной Корее, по мнению Сергея Балдина, цифровые продажи могут в ближайшее время приблизиться к 100%, полностью вытеснив "механику". Однако пока о компенсации падения "механики" ростом "цифры" даже в западном мире речи не идет. Так, в США в 2009 году было продано 256 млн альбомов (против 297 в 2008-м), в то время как цифровых треков - 884 млн (против 795 млн в 2008-м). При этом нужно также учитывать, что трек - это всего одна песня. В мире уже сложилась практика, когда все права (на выпуск пластинок, концерты, рекламу, цифровые продажи) консолидируются в одних руках. К примеру, крупная концертная компания Life Nation стала заниматься и рекорд-бизнесом, а рекорд-лейблы, наоборот, "прихватывают" концерты. Такая модель уже начала действовать и в России. К примеру, контракт Романа Кенги с Universal Music включает в себя все составляющие работы с артистом.
С западным рынком нашу страну роднит общая тенденция падения продаж на физических носителях, однако есть и отличия. "В США и Европе в 2009 году, по сравнению с 2008-м, при снижении продаж музыкального контента на твердых носителях заметен устойчивый рост реализации цифрового контента. По разным источникам, до 50% в Европе, что составило 25% от продаж всей европейской музыкальной индустрии, и до 30% в США - 35% от дохода музыкальной индустрии США в целом", - рассказывает генеральный директор компании "Креатив Артс Медиа" Сергей Шевелев. По его словам, в России ситуация несколько иная. Цифровые продажи все-таки растут, но только за счет мобильного контента. По подсчетам экспертов, за 2009 г. рынок мобильного музыкального контента вырос примерно на 30% в долларовом эквиваленте и в 2010-м подрастет еще примерно на столько же. Как полагает Сергей Балдин, речь идет примерно о $400 - 500 млн в год, притом что общий объем рынка дополнительных сервисов для мобильных телефонов оценивается приблизительно в $1 млрд в год. Примерно половину платежей пользователей забирает сотовый оператор, оставшиеся деньги делятся в среднем пополам между правообладателем и контент-провайдером.
Наиболее популярной является услуга Ring Back Tone, когда звонящий слышит вместо гудка сорокасекундный фрагмент музыкального произведения. Если рингтон пользователь может себе поставить любой, то рингбэктон невозможно скачать в Интернете, его предоставляет только сотовый оператор. По оценкам Александра Тихонова, уровень пиратства в сегменте RBT минимален - 2-3%. "Мы считаем наиболее перспективным развитие и продвижение сервисов, находящихся на стыке между мобильным телефоном и высокоскоростным Интернетом", - рассуждает Сергей Балдин. По его словам, когда у клиента постоянно будет телефон с доступом к Интернету со скоростью 10 Мбит в секунду и аппарат будет обладать памятью в 10 - 20 Гбайт, компьютер покажется анахронизмом. "В свою очередь, когда мобильный оператор будет предоставлять трафик в Интернете и при этом зарабатывать на музыке, предполагаю, что на сайты, предоставляющие пиратский музыкальный контент, с этого телефона нельзя будет зайти - контролирует трафик заинтересованное в продаже музыки лицо, получающее более 50% маржи с трека", - добавляет эксперт. К примеру, телефоны Nokia X6 и 5230 уже укомплектованы годовой подпиской на музыкальный сервис Comes with Music, дающий бесплатный доступ к 20 000 российских и более 3 млн зарубежных композиций. Операторы сотовой связи "дерзают" и на большее, делая попытки создания интернет-магазинов. Уже функционирует Omlet.ru от МТС, продающий музыку и кино. В феврале ожидается запуск такого ресурса от "Мегафона". В свою очередь у "Билайна" пока есть ресурс только для скачивания мобильного контента, и, по данным "Ко", с интернет-пользователями оператор будет работать через подрядчика. Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что потенциал продаж мобильного контента не бесконечен. Рано или поздно рекорд-компаниям в России придется научиться зарабатывать в Интернете напрямую.
ПРОТИВ ПИРАТА НЕТ ПРИЕМА Развивать легальные продажи музыки в Интернете сложнее, чем работать с мобильными операторами: все дело в высоком уровне пиратства и стоимости прав. "Вся эта музыка доступна бесплатно. То есть можно заплатить 12 руб. за мировой трек и 6 руб. за русский, а можно и вообще обойтись без расходов. Если округлить, то сейчас на 10 легальных сайтов приходится 100 пиратских только в доменной зоне .ru", - констатирует Александр Тихонов. По мнению Сергея Шевелева, в последнее время произошло даже некоторое ухудшение: если до кризиса mp3-магазины открывались, то теперь они могут начать закрываться. По словам эксперта, чтобы конкурировать с пиратами, нужно собрать 5 млн треков, а это нереально. Как рассказывает Сергей Балдин, однажды EMI/GALA Records провела акцию, предложив скачать альбом Налича бесплатно и при желании заплатить, сколько люди сочтут нужным. В итоге сборы составили около 10 000 руб. Однако легальные цифровые музыкальные интернет-магазины в России существуют, хотя их можно пересчитать по пальцам.
Легально через свои интернет-магазины, по данным InterMedia, музыку продают "Стереокиллер", Fidel Solutions, Soundkey, Muz.ru, "Аймобилко", ETracks, "АКАДО.Музыка". И по утвержденияю гендиректора "Стереокиллера" Сергея Бобза, ни один законный ресурс по продаже музыки в Интернете пока не окупается. В 2007 г. Warner Music, Sony BMG, ФГ "Никитин", концерн "Союз" и промышленная группа Леонарда Блаватника Access Industries учредили цифровую платформу Digital Access, которая должна была заниматься оптовыми продажами аудиотреков, рингтонов и рингбэктонов, в том числе в Интернете. Проект был запущен, однако впоследствии, по словам Алексея Никитина, акционеры приняли решение его свернуть. По данным "Ко", в настоящий момент Digital Access планируется развивать как ресурс по распространению легального видео. В свою очередь "Стереокиллер" сейчас находится в поиске нового инвестора. "Основная проблема заключается в том, что правообладатели просят очень существенные минимальные гарантии. Общий размер годовых платежей, которые мы платим и иностранцам и русским за все каталоги, приближается к $1 млн", - говорит Сергей Бобза. При этом плату вперед берут как западные, так и российские правообладатели, хотя суммы у последних гораздо скромнее.
В прошлом году самая осторожная в отношении нашего рынка компания Warner Music International (WMI) заключила с фирмой грамзаписи "Никитин" эксклюзивное лицензионное соглашение о распространении цифрового контента WMI. По данным источников "Ко", лицензия каталога западной музыки на год стоит около $100 000. Зачастую авторские и смежные права находятся в руках разных издательств и фирм, поэтому нужно заключить 2-3 договора на каждый трек. Особенно это мешает при работе с отечественными рекорд-лейблами. "Рынок у нас, к сожалению, настолько фрагментирован, что на руках у рекорд-лейблов находится не больше 30% прав. Все остальное - у индивидуальных артистов и авторов, поэтому права очень сложно собирать", - сетует Сергей Бобза.
Развитию легального распространения музыки в Интернете, по мнению экспертов, препятствует еще и то, что ситуация с музыкальными правами очень слабо прописана в Гражданском кодексе (ГК). Сейчас есть несколько проектов изменений в ГК. Один из них подготовил Совет по кодификации при Президенте РФ совместно с Исследовательским центром частного права. Другой - рабочая группа комиссии по культуре Общественной палаты РФ. В обоих проектах речь в основном идет о том, чтобы ввести дополнительные обязанности для интернет- и сервис-провайдеров по контролю за распространением контента. Однако когда удастся внести поправки, пока не понятно. "Если у нас не существует особенных препон тому, чтобы существовал безлимитный, бесплатный доступ к музыке, значит, это кому-то выгодно. Музыка, как и кино, является "тяжелым" контентом, создающим огромный интернет-трафик. Кто-то зарабатывает на трафике", - говорит Сергей Балдин. По его словам, для исправления ситуации нужно заинтересовать людей, контролирующих трафик, в том, чтобы им было выгодно продавать музыку. Однако, по мнению Александра Тихонова, чем хуже будут обстоять дела с продажей твердых копий, тем быстрее и жестче правообладатели станут отстаивать свои права в Интернете. Другого выхода просто нет.
К примеру, по неофициальной информации, в ближайшее время в России все-таки появится сервис iTunes: на продажи через этот ресурс приходится, по разным сведениям, от 70% до 80% всех цифровых продаж в мире. Сам факт удобного предоставления огромного музыкального каталога позволит компании заиметь большое количество покупателей.
АНАСТАСИЯ МАРКИНА
Журнал "Компания"
|