Убийцы дисков
Пока Sony и Toshiba выясняли, чей формат дисков круче и, в частности, за кем HD-видео-будущее, на рынок пришли не имеющие громких имен компании, предложившие забыть про диски с лазерной росписью поверхности и смотреть видео высокой четкости при помощи мультимедийных плееров. Они и потеснили титанов
Бои минувших дней
История нынешнего внезапного процветания производителей компьютерного "железа" на рынке видеовоспроизводящих устройств началась в августе 2005 года, когда стало понятно, что два гиганта бытовой электроники, Toshiba и Sony, не сумели придумать общий формат для оптических дисков нового поколения. Первая в компании с японскими NEC и Sanyo торопилась разработать HD DVD, вторая же трудилась над проектом Blu-ray Disc (BD) вместе с восемью партнерами, среди которых были как европейцы Phillips, так и корейцы Samsung. У каждого консорциума были резоны настаивать на своем. HD DVD обещали ввести в строй быстрее и сделать дешевле конкурента: основная часть существовавшего оборудования для производства DVD легко переводилась на изготовление новых дисков. Blu-ray собирался брать большей емкостью (25 Гб на однослойном диске против 15 Гб у конкурента) и повышенным качеством самих носителей. Хотя первые версии BD из-за повышенной чувствительности к внешним воздействиям могли существовать только в особых картриджах, отчего многим казалось, что для HD DVD "голубенький" совсем не конкурент, к финальному релизу диски обрели разработанное TDK покрытие Durabis, которое выдерживало чистку обычными бумажными салфетками и прочее бесцеремонное обращение. Конкуренты стремились завербовать в союзники как можно больше представителей из мира кино, музыки, компьютеров, видеоигр и программного обеспечения. На сторону BD почти сразу встали 20th Century Fox, Walt Disney и Apple, конкурентов поддержали Intel, Microsoft, Warner Bros. и Universal Pictures. Попытки компании Hewlett Packard в последний момент добиться примирения между сторонами ни к чему не привели, и вскоре новая война форматов началась официально.
HD DVD-плееры и фильмы успели первыми, стартовав в Японии 31 марта, а в США — 18 апреля 2006 года. BD-проигрыватели появились в магазинах почти на три месяца позже. На другом важном плацдарме — "железа" для компьютеров и игровых консолей — стартовое преимущество также оказалось за HD DVD: Microsoft разработал дополнительное читающее устройство для своего Xbox 360 и к концу 2006-го успел продать 150 тыс. штук в США, а консоль Sony PlayStation 3 с Blu-ray-приводом только в середине ноября начала продаваться в Японии и США, в Европе она появилась и того позже, в марте 2007-го. В результате 2006-й стал годом HD DVD, который занял более 70% рынка новых носителей высокой емкости. Результаты впечатлили многих. Например, в начале 2007-го американские кинокомпании, производящие порно, единогласно постановили выпускать свою продукцию именно в этом формате; в середине года к ним присоединился ряд киностудий общего профиля (в том числе Paramount и DreamWorks, которым за поддержку HD DVD заплатили в общей сложности $150 млн).
Однако по итогам 2007-го стало понятно, что BD не только отыгрался за опоздание на старте, но и опередил конкурента. Уже к сентябрю только в США зафиксировали 2,6 млн проданных Blu-ray-дисков — у HD DVD этот показатель был почти в два раза ниже, 1,4 млн; по продажам проигрывателей BD в конце года опережал конкурента примерно в полтора раза. Эта информация не могла не отразиться на взаимоотношениях Toshiba с партнерами по консорциуму. Первыми решили поменять свои предпочтения боссы киностудии 20th Century Fox: они переметнулись в стан конкурентов в середине лета 2007-го, объявив, что у тех лучшая система защиты от копирования. HD DVD дрогнул, но устоял. Когда же в течение первой недели января 2008-го о полном переходе на Blu-ray в течение ближайших шести месяцев заявили крупнейшие американские ритейлеры Best Buy и Wal-Mart, онлайновый видеопрокат Netflix и кинокомпания Warner Bros., даже самым преданным фанатам HD DVD стало понятно, что война проиграна. За одну только январскую неделю BD-плееры увеличили свою долю американского рынка с 51,2 до 92,5% — продажи у конкурентов упали в восемь с лишним раз. В Европе, где обе новинки за первые два года своего существования продолжали уступать по продажам обычным DVD и сопутствующей технике, соотношение выстроилось тоже не в пользу HD DVD: 55 тыс. плееров и дисководов для Xbox 360 против 750 тыс. Playstation 3 с приводом Blu-ray.
Все это привело к тому, что в феврале 2008-го Toshiba официально объявила об отказе от своего формата: сворачивались все работы по дальнейшей его разработке и улучшению, останавливалось производство плееров и рекордеров. Тотчас же от формата поспешили отказаться Universal и Microsoft. Месяцем позже самораспустилась HD DVD Promotion Group, в лучшие годы включавшая более 60 компаний и 70 ассоциированных членов. Последние устройства были отгружены продавцам в марте; последний релиз голливудского мейджора в этом формате случился в конце мая, последний крупный видеорелиз — шестая часть японского аниме-сериала Freedom — состоялся в июне. Победа Blu-ray над HD DVD оказалась тотальной — в отличие от войны видеоформатов не такого уж далекого прошлого, когда VHS-кассеты хоть и победили, но не смогли полностью уничтожить формат Betacam, взятый на вооружение профессионалами. Закономерным финалом этой истории стало датированное августом 2009-го официальное заявление Toshiba о намерении вступить в организацию Blu-ray Association и заниматься наравне с остальными ее членами продвижением и развитием стандарта.
Забег темных лошадок
От войны между BD и HD DVD сильнее всего, понятно, пострадали те, ради кого это все затевалось,— потребители. Новость о том, что производители дисков для видео высокой четкости не сумели договориться, вызвала единодушное разочарование. С этим пытались бороться, но предлагали паллиативные меры: то компания LG выпускала на рынок видеоплеер, способный работать с обоими стандартами, но стоивший при этом более $1200, то американские исследователи, работающие на Warner, придумывали, как записать на один диск и HD DVD- и BD-составляющие, но в серию новинка не пошла. Разумеется, капитуляция Toshiba прекратила мучения клиентов, принужденных выбирать между двумя примерно одинаковыми вариантами, но оказалось, что за два года торговой войны уставшие ожидать ее результатов любители HD-видео увлеклись воспроизводящими устройствами из сопредельной области — мультимейдиными плеерами, изготовлением которых занимались либо вовсе никому не известные фирмы, либо компании—производители компьютерного "железа".
Первые новости о новой категории портативных устройств для воспроизведения видео появились в ноябре 2004 года. По сути, это были внешние дисковые накопители, снабженные медиапроцессором для обработки видео- и аудиосигналов и разъемами, облегчающими коммутацию устройства как к компьютеру (LAN и USB), так и к телевизору или аудиосистеме (композитные, S-Video, SPDIF и другие выходы). Одним из пионеров направления стала корейская компания Dvico, разработавшая серию плееров TViX: ее устройства отличались повышенной совместимостью с разнообразными форматами файлов и способностью выводить обычное (4:3) и широкоэкранное (16:9) изображение. Разработка корейцев оказалась настолько удачной, что их плееры не только успешно внедрились на европейский и российский рынки, но и некоторое время возглавляли чарты продаж в Японии.
В течение почти трех лет, как раз пришедшихся на пик войны форматов, подобные мультимедиаплееры оставались сугубо нишевым продуктом. В июле 2007-го стало известно о том, что продукция линейки TViX успешно прошла сертификацию на соответствие стандарту Dolby Digital, который используется в домашних Hi-Fi-кинотеатрах, и выразила готовность получить сертификаты о соответствии самых значимых международных стандартов в области аудио и видео. К концу года в мировую продажу поступили плееры с поддержкой видеоформатов высокой четкости, бывших до той поры прерогативой HD DVD и Blu-ray; тогда же обозначился тренд — делать из таких плееров домашний сервер с беспроводным подключением и доступом в интернет, предназначенный для хранения и воспроизведения самого разного медиаконтента, от фотографий до фильмов в разрешении 1920х1080 пикселей. Последние добывались исключительно через интернет (и практически всегда с пиратских ресурсов), что в известной степени повлияло на постепенный отказ потребителей видео высокой четкости от физических носителей, какой бы корпорацией они ни выпускались. Кстати, на то, что последняя война форматов больше всего бонусов принесла онлайн-распространению медиапродукции, еще в декабре 2007-го обратил внимание кинорежиссер Майкл Бэй ("Трансформеры", "Скала", "Перл-Харбор"): он обвинил Microsoft в том, что тот поддерживает HD DVD вовсе не затем, чтобы одержать победу над Blu-ray, а чтобы "запутать ситуацию на рынке и тем временем усовершенствовать свою службу распространения контента через интернет". Но этот возглас если и был услышан, то именно теми, кто выпускал сетевые медиаплееры: за 2008 год в этом сегменте рынка появилось наибольшее количество достойных новинок, причем лидирующие позиции постепенно стали захватывать производители, специализирующиеся на компьютерных комплектующих, в частности Western Digital и Seagate, а также корейские и китайские компании, вне сегмента практически никому не известные.
Медиатанковая атака
Если 2006-й был годом HD DVD, 2007-й и основная часть 2008-го — годами Blu-ray, то 2009-й, вне всякого сомнения, стал годом победивших медиаплееров. По данным пресс-секретаря "М.Видео" Надежды Киселевой, рост продаж мультимедийных проигрывателей в магазинах компании в течение второго полугодия 2009-го ежемесячно составлял более 50%, и в данный момент их продается в два с лишним раза больше, чем Blu-ray-плееров. Похожие цифры демонстрируют другие ритейлеры бытовой электроники в России, а также европейские и азиатские продавцы; Северная Америка на подходе — точных показателей пока нет, но, судя по состоянию каталога онлайн-магазина Amazon.com, его клиенты все чаще останавливают выбор на медиаплеерах, игнорируя BD-технику.
Мультимедийные проигрыватели неустанно прогрессируют, подгоняя "железную" начинку под текущие требования. Их модельный ряд чрезвычайно разросся и способен удовлетворить как людей с тощим кошельком и скромными запросами, так и тех, кто хотел бы устроить домашний кинотеатр для просмотра кино в FullHD и заодно организовать дома полноценный медиасервер. Первым предназначаются плееры без жесткого диска, воспроизводящие HD-видеофайлы с внешних носителей, цена такого устройства вполне может составить всего $50. Вторые наверняка будут привлечены устройствами из категории Networked Media Tank (NMT), которые не только понимают все известные форматы файлов, умеют общаться по Wi-Fi и способны работать в качестве хранилища медиа, но и активно пользуются интернетом: обновляют по сети видеокодеки, занимаются закачкой медиановинок при помощи предустановленного торрент-клиента (и никого, заметьте, не пугает то обстоятельство, что 99% торрентов заполнено контрафактным контентом), умеют подключаться к популярным онлайновым видеосервисам наподобие YouTube, позволяя смотреть тамошние ролики по телевизору; при этом цена достойного агрегата колеблется в диапазоне $300-450 — сколько стоит средний BD-проигрыватель, даже близко не сравнимый с NMT по функциональным возможностям. Еще одним несомненным достоинством медиаплееров является то обстоятельство, что их производители внимательно прислушиваются к мнению покупателей: благодаря давно и надежно установленной связи "железячников" и их клиентов, всегда готовых сообщить о недостатках техники и собственных к ней претензиях, мультимедийные проигрыватели развиваются заметно эффективнее большинства прочих бытовых электронных устройств. Например, не в последнюю очередь благодаря обратной связи подключение таких плееров и их последующее использование перестало быть заданием, требующим известной компьютерной грамотности, и сравнялось в простоте с прочими образцами воспроизводящей техники.
Любопытна реакция на происходящее компании Sony: с одной стороны, ей вроде нечего опасаться, поскольку отличные продажи Blu-ray обеспечиваются консолью Playstation 3. С другой — результаты корпорации в сегменте проигрывателей настолько скромны, что ей приходится включаться в общее соревнование на правах догоняющего. Пока получается довольно посредственно: новинка от Sony — медиаплеер без жесткого диска SMP-U10, выпущенный в конце прошлого года, при стоимости почти $100 умеет ровно столько же, сколько стоящие в два раза меньше конкуренты, зато не умеет гораздо больше: не понимает mkv-файлы (формат, стремительно набирающий популярность среди поклонников видео высокой четкости), знает только файловую систему FAT32, что делает невозможной работу с файлами более 2 Гб (а качественный фильм в HD может весить и все 8 Гб). И пусть качество сборки и дизайн, как всегда у Sony, на высоком уровне — пользователи ставят плееру в интернет-магазинах полторы звезды из пяти и идут покупать свежачок от Western Digital или IconBit. Сколько времени и усилий потребуется Sony для того, чтобы понять, что ее возлюбленный Blu-ray сам стал нишевым продуктом, а массовый покупатель все активнее голосует кошельком за технику, работающую с HD-видео без оптических носителей, похоже, выяснится уже очень скоро.
ВЛАДИМИР БОРОВОЙ
КоммерсантЪ-Деньги |