Дурь на выдумки хитра
В середине января курительные смеси, несколько лет находившиеся в свободной продаже, были признаны наркотиком, и теперь за их распространение полагается уголовная ответственность. Однако вместо них на рынок уже просачивается некий "заменитель кокаина". И можно почти не сомневаться, что когда запретят и его, появится что-то новое и тоже вполне легальное
Как Онищенко спайс пропиарил
Начало 2010 года ознаменовалось в России признанием веществ, входящих в так называемые курительные смеси (спайс), наркотическими, что автоматически подразумевает уголовную ответственность за распространение таких миксов. А ведь с середины 2000-х, когда спайс начал приходить в Россию, и вплоть до изданного главным санитарным врачом Геннадием Онищенко в апреле 2009 года постановления об усилении надзора за реализацией курительных смесей — в связи с тем, что они "содержат ядовитые компоненты и представляют потенциальную опасность для человека", это был вполне легальный товар. В 2008 году на него даже выдали государственные санитарные сертификаты, правда, как на "ароматические смеси". Хотя, вполне возможно, что на сертификацию были представлены совсем иные составы, нежели поступившие в итоге в продажу. Когда Роспотребнадзор опомнился, распространение спайса достигло впечатляющих масштабов: если в столице розничные продажи осуществлялись курьерской доставкой, то в регионах пакетики спайса продавались в уличных ларьках и даже автоматах. Кстати, случайно так совпало или громкая запретительная кампания невольно стала рекламной, неизвестно, но, по наблюдениям самих торговцев спайсом, бум продаж начался непосредственно после запрещения Роспотребнадзора.
По данным от нашего анонимного источника, оборот раскрученного интернет-магазина в Москве составлял до 15 млн рублей в месяц. Магазин торговал через несколько сайтов (до 200 тыс. руб. в месяц за раскрутку), оплачивал аренду небольшого склада и работу персонала (3-4 диспетчера, 8-10 курьеров, "почтарь" — отправитель посылок по почте в провинцию). Некоторые платили 50-200 тыс. руб. в месяц за "милицейскую крышу". Чистая прибыль хозяина такого бизнеса составляла до 90% гигантского оборота.
Итак, что такое эти миксы? Само слово "спайс" (spice) — оригинальное название продукта, который продает британская компания The Psyche Deli. И все популярные миксы трав (Spice Diamond, Spice Gold и т. д.) являются их детищем. Формально в состав смеси входят травы, пропитанные синтетическим каннабиоидом (синтетической марихуаной).
Применяемый до последнего момента и запрещенный сейчас в Европе и России синтетический каннабиоид JWH-018 был изобретен в 2005 году ученым Джоном Хафманом (John W. Huffman) из университета в Клемсоне (США) и назван по его инициалам. Как заявлял сам Хаффман, соединение было создано как средство для изучения воздействия наркотических веществ на нервные рецепторы.
Но вернемся к курительным смесям. Как рассказал писатель Сергей Решетников, автор пока неизданной книги "Спайс", фирменный товар от компании The Psyche Deli в Россию не поставлялся, более или менее качественные миксы орошались в Прибалтике, а иные так просто в России. Соответственно, ни о каком единообразии ни состава порошка, ни концентрации пропитки речь идти не может. Видимо, этим частично и объясняются различные реакции употребивших. По наблюдению Станислава Мохначева, руководителя отделения клинических исследований наркоманий Национального научного центра наркологии Росздрава, каннабиоид не дает таких галлюцинаций, какие возникали у некоторых куривших спайс. Зато сильный галлюциноген "шалфей предсказателей" — запросто. В фирменных миксах The Psyche Deli указан состав и есть уведомление: "Все компоненты обладают слабо выраженной психоактивностью и ни вместе, ни сами по себе не могут оказывать заметного психотропного влияния при курении". Но что за ингредиенты входят в "коктейли тети Клавы", продававшиеся в России, можно только гадать. Возможно, в иных миксах каннабиоида вовсе не было, зато были сильные галлюциногены.
Технология изготовления нюхательного порошка аналогична той, что применяется при производстве курительного микса: некая измельченная основа пропитывается тем же JWH
Те же смеси, только в профиль
Для торговцев, привыкших вести бизнес на грани, но не вступая в зону уголовной ответственности, законодательные ограничения создали существенные проблемы. Хотя не сложно догадаться, что просто так от гигантских прибылей никто не откажется. Пока рынок еще лихорадит: в январе указанные на раскрученных сайтах телефоны молчали, а иные интернет-страницы просто не открывались, однако сейчас начинается некоторое оживление. Еще в начале года Сергей Решетников предсказывал, что на смену спайсу придут пилюли и нюхательные порошки — "заменитель кокаина", кстати, более сильные по воздействию. Так и произошло: сегодня в интернете встречаются такие предложения. Их состав торговцы не раскрывают, но уверяют, что все вещества, входящие в смеси, по российским законам наркотическими не считаются. На самом деле технология изготовления нюхательного порошка аналогична той, что применяется при производстве курительного микса: некая измельченная основа пропитывается тем же JWH.
Проснулись и торговцы сырьем, которые теперь вместо запрещенного JWH-018 предлагают JWH-250. Заметим, что JWH-250 был идентифицирован в миксах, продающихся в Европе, уже почти год назад. Чуть измененный состав позволил вывести новую пропитку из запрещенного списка. Видимо, когда и его запретят, производители вновь подправят формулу.
От благодушия к запретам
Как показывает история, большинство дурманов рано или поздно попадают под запрет. Завезенное из Латинской Америки в Европу в 1960-х годах растение Salvia divinorum ("шалфей предсказателей") довольно долго не обращало на себя внимания властей. Однако когда его начали использовать за пределами узких групп мистиков-эзотериков, а также по мере наблюдения за последствиями от его употребления "шалфей предсказателей" стали запрещать. "Главный активный химический компонент Salvia divinorum, сальвинорин A,— сильнейший галлюциноген, по своему действию сопоставимый с ЛСД,— утверждает Станислав Мохначев.— Употребляется преимущественно путем жевания свежих листьев и курения высушенных. Прием сальвинорина вызывает сильные зрительные галлюцинации с появлением ярких, как правило, двухмерных объектов, дереализацию и деперсонализацию, неконтролируемый истерический смех. В отдельных ощущениях эффект от употребления похож на действие кетамина и ЛСД, но в целом оценивается как уникальный. Особенностью этого наркотика является крайне низкая пороговая доза — 100-200 микрограмм. Распространение сальвинорина А за последние годы ограничено или запрещено в Австралии, Дании, Италии, США, Финляндии, Норвегии, Швеции, а теперь и в России. Однако в остальных странах такого запрета нет".
Еще несколько лет назад в Европе, в частности в Германии, абсолютно легально в тематических магазинах продавались препараты с наркотическим стимулятором эфедрином. Кстати, три года назад эфедрин продавали в Белоруссии через интернет, так же, как недавно у нас спайс,— нелегально, но не чувствуя особых рисков. Сегодня все некогда популярные сайты прикрыты.
В США года три назад запретили популярные "сушки для похудения", содержащие убойную смесь эфедрина, кофеина и энергетика гуарана. Тогда же в Японии исчезли из открытой продажи популярные галлюциногенные грибы пинки, по действию превосходящие даже голландские. Да и в самой Голландии продажу большинства видов грибов запретили.
Многие наркотики, не будучи до конца изучены, начинали свой путь в качестве лекарств, свободно продаваемых в аптеке
Аптека как дилер
Многие наркотики, не будучи до конца изучены, первое время свободно продавались в аптеке в качестве лекарств: начиная от коки, входящей в первый состав "Кока-Колы", и заканчивая героином, который рекомендовался как средство от кашля. Как выяснилось, синтетический героин (синтетические опиаты) и по сей день входит в состав многих рецептурных и даже свободно продаваемых противокашлевых препаратов. "В свободной продаже есть препараты, которые даже рекламируются по телевизору, но их давно употребляют наркоманы,— рассказывает Леонид Гедько, замдиректора АНО "Нарконон СНГ".— У таких наркоманов ломки часто страшнее, чем у героиновых, а реабилитация протекает сложнее". Содержание наркотика в лечебной дозе (1-2 таблетки) совершенно незаметное, зато если выпить за раз сотню таблеток, эффект будет сравним с полноценной дозой героина. Некоторые препараты используют как сырье для "вываривания" содержащегося наркотика.
По наблюдениям экспертов, иные аптеки делают на наркоманах половину оборота — ну как они будут требовать рецепт? При этом ужесточение контроля за рецептурным отпуском — единственно возможный путь решения проблемы, так как запрет продажи ведет к нежелательным последствиям. Недавно был запрещен любимый наркоманами трамал, в результате без обезболивающего оставили страдающих ревматоидным артритом. Важно отметить: по статистике врачей-наркологов, "аптечные" наркоманы составляют существенный процент их пациентов.
Весьма интересный сектор представляют собой БАДы для похудения. В состав некоторых "тайских таблеток" в качестве активного вещества входил запрещенный амфетамин — наркотический психостимулятор. Прием таких препаратов действительно дает снижение веса, однако, во-первых, после окончания приема вес мгновенно набирается, а во-вторых, их длительный прием вызывает расстройства психики.
Наркотический заговор?
Как ни странно, но на фоне запрещения грибов и эфедрина во многих странах легализуется марихуана. В частности, сегодня помимо традиционной Голландии она разрешена в Австралии, ЮАР, Канаде. В некоторых штатах США тоже скоро марихуана будет разрешена не только для медицинских целей, как сейчас. В Таиланде, где за торговлю наркотиками положена смертная казнь, по отзывам туристов, марихуана без всякого преследования со стороны властей продается в особых барах, которые легко найти по вывешенному над ними трехцветному растаманскому флагу. В Чехии с 1 января 2010 года повысили размер доз наркотиков, которые можно хранить без уголовных последствий — до 4 таблеток экстази,15 г марихуаны, 5 г гашиша и 1 г кокаина.
Обычно врачи-наркологи указывают, что марихуану, спайс и прочие легкие дурманы необходимо запретить, поскольку высока вероятность того, что употребляющий их человек впоследствии перейдет на более тяжелые наркотики. Кроме того, против марихуаны и полицейская статистика разных стран: многие преступления совершаются обкурившимися. Наиболее же типичные контраргументы говорят о том, что множество людей годами курит марихуану и ни на что более тяжелое не переходит. А что касается преступлений, то, мол, в состоянии алкогольного опьянения их совершается еще больше. Плюс к этому ведутся давние споры о вреде марихуаны для организма: одни исследования говорят о серьезном пагубном воздействии на психику, другие, наоборот, утверждают, что воздействие не столь опасно, как об этом кричат: мол, никотин в табаке куда страшнее.
Этим дискуссиям уже около века, однако сегодня создается впечатление, что защитники легких наркотиков медленно, но верно побеждают. Леонид Гедько считает, что число наркоманов в мире, в том числе в развитых странах, неуклонно растет, постепенно вытесняя даже алкоголиков: "Высокий уровень жизни вовсе не подразумевает, что человек счастлив. Соответственно, и в благополучных странах люди ищут радости в наркотиках и алкоголе. Вот только новое поколение все больше выбирает наркотики как более социальный вариант, в отличие от алкоголя, который сразу заметен, под наркотиком можно прийти в офис и работать. Даже в России, где очень сильны алкогольные традиции, есть места, где наркотики начинают теснить алкоголь".
Теоретически, точно так же, как производители, допустим, кофе, назначают гранты и заказывают научные исследования с предсказуемым результатом, доказывающим не только безвредность, но и полезность своего продукта, так и мировая наркомафия может вкладывать деньги в научную защиту легких наркотиков. Да и не только научную. Обратили внимание, что во многих новых фильмах положительный герой курит травку? "Рынок наркотиков сравним с рынком нефти, и эти объемы дают возможности для многого,— комментирует Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино".— Но не думаю, что курение травки на экране — это следствие какого-то тайного пиара. Кинематограф весьма чувствителен к окружающей действительности, соответственно, отражает реальные жизненные сюжеты. При этом, будучи людьми свободными, авторы фильмов не идут на поводу у сторонников замалчивания, считающих, что если "это не показывать, то его и не будет"".
АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ, МАРИНА ТАРАБРИНА
КоммерсантЪ-Деньги
|