Репутация вместо сертификации
15 февраля обязательная сертификация пищевой и косметической продукции сменилась не менее обязательным декларированием. Многие СМИ опасаются, что качество товаров теперь ухудшится, хотя значительная часть сертификатов были липовыми. Однако ситуация изменится скорее в лучшую сторону. Пусть и не в ближайшее время
Трудности перехода
О том, что обязательная сертификация продуктов питания и косметики будет заменена декларациями о соответствии, стало известно еще в декабре прошлого года. Однако вступление в силу соответствующего постановления правительства (15 февраля 2010 года) вызвало шквал возмущенных комментариев от защитников прав потребителей.
"В обязательной сертификации участвовал сертифицирующий орган,— говорит Надежда Головкова, председатель Московского общества защиты прав потребителей.— Но и тогда ситуация была скверной: качество трети продукции не соответствовало документации. Сейчас в декларации производитель может написать о своей продукции практически что угодно, и я предполагаю, что две трети товаров не будет соответствовать тому, что заявлено в декларации".
Но есть мнение, что хуже вряд ли будет. По словам директора компании "Ростест" Алексея Медникова, сертификат и декларация — это два вида обязательного подтверждения соответствия требованиям нормативных документов. Сертификаты выдают (в случае с косметикой и едой — выдавали) фирмы, аккредитованные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Если верить сайту агентства, в Москве таких организаций более 100, а по всей России — несколько тысяч. При этом, как считает Медников, большинство контор — фиктивные, без испытательных центров и собственных специалистов. И необходимые производителю бумаги безо всяких испытаний выдаются за деньги. По закону, когда случаются проблемы с сертифицированной продукцией, ответственность несет не только производитель, но и контора, выдавшая сертификат. Вот только еще ни разу не было, чтобы к ответственности привлекли аккредитованный орган сертификации, отмечает эксперт.
Получается, что, хотя де-юре ответственность за безопасность продукции была поделена, де-факто ее нес производитель. Теперь он будет нести ее и де-факто, и де-юре безраздельно (опять же в части продуктов питания и косметики).
Председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова отмечает, что после вступления новых правил в силу возникла неразбериха. В магазинах не знали, можно ли после 15 февраля продавать продукцию с сертификатами с неистекшим сроком действия, и отказывались закупать товар без декларации о соответствии. "Никто не дал производителям и рознице разъяснений,— жалуется Пучкова.— Меры были абсолютно неподготовленными".
Аналогичные проблемы 15 февраля возникли у импортеров мяса — только не с попаданием в розничные сети, а прямо на границе. "До 14 февраля импортерам мяса было достаточно оформить ветеринарный сертификат,— объясняет Максим Синельников, руководитель отдела развития Национальной мясной ассоциации.— Теперь поставщикам мяса необходимо срочно оформлять декларации". Мясо застряло на границе на день, затем импортерам разрешили ввозить его по старым документам, чтобы не было мясного коллапса.
"Мы считаем, что можно было избежать этой ситуации, так как нет необходимости оформлять декларацию во время таможенного оформления груза,— говорит Синельников.— Оформить декларацию вполне можно было бы и после таможенной очистки, так как декларация необходима не таможенным органам, а для введения продукции в оборот". Представитель Национальной мясной ассоциации в принципе не против введения системы декларирования с увеличением штрафов для недобросовестных производителей и импортеров, однако сомневается, что даже очень большие штрафы будут работать. "Можно сделать штраф в миллиард рублей, и при этом будут те, кому можно заплатить три копейки, чтобы не платить этот штраф",— отмечает эксперт.
У производителей алкоголя тоже были трудности с попаданием в розницу 15 февраля, но им повезло больше. Исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Михаил Блинов по совместительству является председателем экспертного совета по регулированию алкогольного рынка при Госдуме. На его официальные запросы с требованием разъяснить порядок действия новых правил профильные ведомства отреагировали оперативно. "Продукция, на которую ранее были получены сертификаты соответствия, может быть в обращении до истечения срока действия сертификатов или срока годности продукции",— указывает Михаил Блинов, ссылаясь на разъяснительные письма из Минпромторга и Федерального агентства по техрегулированию. Смена сертификатов на декларации ничего на алкогольном рынке, где половина водки — нелегальная, не изменит, полагает эксперт, там хватает и других инструментов регулирования, которые, правда, работают не очень эффективно.
Бумажное разнообразие
17 февраля компания "Nielsen Россия" обнародовала результаты своего глобального онлайн-исследования, по результатам которого Россия оказалась в числе стран, где население менее всего удовлетворено качеством и уровнем безопасности продуктов питания. Только 32% потребителей уверены, что продовольствие, которое они покупают в магазинах, безопасно. "Большинство российских потребителей согласны, что ведущая роль в контроле безопасности продукции должна быть у производителя",— отметил Дуайт Уотсон, генеральный директор "Nielsen Россия". Как показало исследование Nielsen, семь из десяти (71%) опрошенных россиян считают, что обеспечение безопасности продовольствия — обязанность прежде всего производителей. 25% считают, что контроль безопасности продуктов питания — дело государства, и лишь 4% — что это зона ответственности ритейлеров.
Хотя ответственность теперь целиком на производителе, это не означает, что бизнес на сертификации загнется. Дело в том, что декларацию о соответствии необходимо подкрепить "доказательной базой", например протоколами испытаний продукции. Формально предприятия могут организовать и зарегистрировать собственные лаборатории и использовать их протоколы испытаний при оформлении декларации, однако, как отмечает представитель одного из крупнейших в России производителей безалкогольных напитков, специалист по правовому регулированию, процедура аккредитации испытательных лабораторий в России крайне затруднена, без посредников не обойтись.
Корреспондент "Денег" обзвонила десяток аккредитованных компаний, занимающихся сертификацией, представляясь хозяйкой пекарни. Оказалось, что из десяти фирм только две занимаются оформлением деклараций для продуктов питания. В компаниях "Сертпромэкспертиза" и "Экотест-М" меня заверили, что никакой существенной разницы между сертификацией и декларацией нет, в обоих случаях нужно проводить испытания продукции — правда, декларирование обойдется мне раза в два дешевле. Точную сумму представители компаний назвать не смогли — зависит, мол, от количества наименований продукции и сложности исследования. Декларация составляется после проведения испытаний, потом документ регистрируется в течение семи дней в специальном реестре, который ведет Федеральное агентств агентство по техрегулированию.
Самоконтроль
Главные опасения у экспертов и общественности вызывает то, что наказание, которое может понести производитель за невыполнение задекларированных обещаний, минимально: что такое для юрлица штраф 50 тыс. руб.?
16 февраля первый вице-премьер Виктор Зубков на заседании президиума правительства пообещал увеличить штрафы за производство некачественной продукции. "Минпромторг готовит поправки в КоАП,— заявил Зубков.— Штрафы планируется повысить в десять раз". Такие поправки могут быть внесены в законодательство до 1 апреля.
Андрей Нагибин, председатель правления организации "Зеленый патруль", считает, что это адекватные меры. "Штраф 500 тыс. руб.— большая сумма для малого предприятия,— говорит Нагибин.— Для крупных производителей это не очень серьезные деньги, но они дорожат своими брендами и, как правило, сами уделяют большое внимание качеству своей продукции: у них есть собственные отделы контроля качества, они проходят добровольную сертификацию, в том числе международную".
Крупные производители это подтверждают. "Лаборатории по контролю качества в обязательном порядке присутствуют на всех предприятиях PepsiCo и осуществляют постоянный мониторинг поступающего сырья и производимой продукции,— говорит директор по коммуникациям PepsiCo Russia Александр Костиков.— У компании есть собственные глобальные стандарты в области качества, которые по многим показателям строже государственных".
"На нашем предприятии есть лаборатории по контролю качества,— рассказывает Игорь Букатов, директор по маркетингу ЗАО "Микояновский мясокомбинат".— Наши внутренние стандарты качества во многом более жесткие, чем требования, содержащиеся в принятых сейчас нормативах. Отмена сертификации ничего существенно не меняет — мы не будем корректировать свои стандарты качества".
Ритейлеры тоже гордятся своими системами контроля. Например, в "Азбуке вкуса" еженедельно проводят выборочную проверку товара, представленного в супермаркетах сети. "Бактериологический и иные анализы мы проводим как самостоятельно, так и в лаборатории, аккредитованной при Роспотребнадзоре,— рассказывает Андрей Голубков, пресс-секретарь "Азбуки вкуса".— Наши внутренние стандарты гораздо жестче тех, что предъявляются контролирующими органами".
"Мы исполняем программу производственного контроля и, по сути, мониторим качество от переговорной до момента пробития чека",— вторит ему пресс-секретарь "Седьмого континента" Влада Баранова.
С менеджерами дорогих сетей солидарны их коллеги из супермаркетов экономсегмента. "У нас в компании свои стандарты и система контроля качества. Для нас это очень важный вопрос, поскольку мы занимаемся доставкой товаров и наши клиенты всегда имеют возможность отказаться от товара, который мы им привозим,— говорит Сергей Беззубцев, директор по PR интернет-гипермаркета "Утконос".— Будет продукция сертифицирована или нет, она должна пройти наши тесты, и у нас требования жестче".
Прицел на ВТО
Когда 1 декабря прошлого года был утвержден список товаров, для которых сертификаты заменены декларированием, Владимир Путин заявил, что после вступления в силу этого постановления доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, снизится с 78 до 54%, что, по словам премьера, разбюрокрачивает процедуру. Возможно все же, что это не столько забота о бизнесе, сколько политический задел на будущее. По мнению заместителя руководителя одной из фирм, занимающихся сертификацией, систему декларирования разрабатывали, имея в виду вступление в ВТО: в Европе такая система действует давно. Россия, решив заменить для части продукции обязательную сертификацию декларированием, таким образом, демонстрирует, что постепенно приводит свою систему товарной безопасности в соответствие с европейской.
Эксперты полагают, что если замена сертификации декларацией и облегчит бизнесу существование, то лишь в будущем, когда упростится процедура аккредитации собственных лабораторий предприятий. Сейчас, по словам специалистов, получение всевозможных разрешений для выпуска новой продукции занимает не меньше полугода даже у компаний с мировым именем, у которых научно-техническая база для исследований лучше, чем у отечественных институтов.
Специалист по правовому регулированию из крупной компании, попросивший не упоминать его имени, рассказал "Деньгам" об общении с экспертом из немецкого аналога Роспотребнадзора. Нашему специалисту потребовалось два часа, чтобы растолковать немцу процедуру госконтроля качества продукции еще до вывода ее на рынок — всю эту волокиту со справками санитарных и прочих служб. "А потом немец объяснил мне их систему за пять минут,— улыбается эксперт.— Она сводится к тому, что государство выдает производителю кредит доверия, но если после попадания продукта на прилавок выявятся проблемы с качеством, штрафы будут такими, что могут обанкротить предприятие. И это лучший стимул для производителя самому следить за качеством".
В Европе процедура вывода продукта на рынок значительно проще с бюрократической точки зрения, подтверждает Елена Кузнецова, эксперт по сертификации компании "Эталон-групп": для 90% товаров нужна декларация, а не сертификация, при этом оформить декларацию проще, чем у нас, а контроль качества и безопасности продукции на европейском рынке строже. В России, говорит эксперт, потребитель должен доверять прежде всего собственным носу и глазам. По крайней мере, пока не ужесточены санкции в отношении нарушителей, а главное, пока не создана система, когда недобросовестный производитель не может договориться с контролером.
АНАСТАСИЯ КАРИМОВА
КоммерсантЪ-Деньги |