Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Родильное разделение

Рынок коммерческих родов в нашей стране развивается очень медленно. Частных игроков на нем крайне мало, а бизнес, который пытается внедриться в структуру государственных роддомов, пока не в состоянии конкурировать с параллельно существующим черным рынком

Первый частный
Частных роддомов в России — перечесть по пальцам. Даже в Москве он такой один. Самый, конечно, дорогой, но уж и самый, конечно, лучший.

"По уровню медицинского оборудования Перинатальный центр на Севастопольском входит в десятку лучших в Европе,— утверждает директор компании "Синопсис консалтинг и исследования" Елена Емельяненко (компания специализируется на медицинском маркетинге).— А в России аналогов ему нет".

Тех, кто создавал этот центр и работает в нем, сравнения мало тревожат. "Этот центр не срисовывали с западных. Ездить и сравнивать некогда, но я думаю, что он и вправду лучший,— рассказывает заместитель руководителя центра Екатерина Херсонская.— Недавно наш директор был в клинике в Ницце. Клиника прямо на набережной Круазетт, из родильного отделения море слышно. Это хорошо. А в остальном — в подметки нашей не годится".

Рожать в Перинатальном центре на Севастопольском за последние годы стало не менее желанно и престижно, чем в Нью-Йорке (в Лос-Анджелесе, в Тель-Авиве и т. д.).

"Кое-что из того, что мы имеем, есть и в других роддомах,— рассказывает Херсонская.— Например, сейчас уже во многих роддомах есть детская реанимация. В некоторых есть отделения послереанимационного выхаживания. Кое-где разрешено матери лежать в палате с ребенком. Но нигде нет всего этого под одной крышей. А если мы говорим, например, об отделении послереанимационного выхаживания, то какая это боль для матери оставлять там ребенка одного и уходить домой на ночь! У нас этого не происходит: если мать хочет находиться с ребенком, она находится с ним всегда. А если нужна помощь, она тоже всегда будет предоставлена".

Но есть в Перинатальном центре то, чего нет в других роддомах — ни в наборе, ни по отдельности. Прежде всего это сервис. Здесь у центра есть заведомое преимущество: здание построено четыре года назад, в то время как самый юный конкурент закладывался в 1980-е, а строились в прежние годы роддома не гедонизма ради. С современными стандартами можно было и развернуться. В каждом номере туалет и душ, комнаты для родственников, итальянские кроватки для малышей, еда ресторанного уровня. Контракт подешевле — значит однокомнатный номер и пост на этаже. Подороже — трехкомнатный и круглосуточное дежурство сестры.

Но есть эксклюзив и помимо сервиса. Например, домашние кардиомониторы с передачей данных через интернет, которые используются для наблюдения во время беременности. Или аппарат Cell Saver, с помощью которого во время родов проводится аппаратная реинфузия собственной крови. То есть с помощью этого аппарата неизбежную в родах кровопотерю снижают, возвращая женщине ее же собственную, обогащенную эритроцитами кровь.

Несмотря на заоблачные цены (контракт на роды от 95 тыс. до 625 тыс. руб.), бизнес процветает, и снижение темпов роста рождаемости в России на Севастопольском не отразилось. "На самом деле спад бэби-бума не коснулся Москвы,— знает главный гинеколог Москвы и руководитель центра Марк Курцер.— Москва в 2009 году по количеству новорожденных выросла на 12% относительно 2008-го. А наш центр тоже вырос, но поменьше чуть-чуть. В 2009 году 2869 детей родилось, в 2008-м — 2852".

"В Перинатальном центре полная загрузка, и это показывает, что с точки зрения бизнеса этот проект состоялся как очень удачный",— говорит Елена Емельяненко.

Бизнес и роды
Рожали за деньги в нашей стране, строго говоря, всегда. И речь не идет, конечно, о символических пятерке за мальчика и трешке за девочку, которые вручались при выписке в советское время и которые теперь превратились в такие же почти символические 500 и 300 соответственно рублей. Договориться с хорошим врачом в советское время тоже стоило денег или подношений или услуг. Официально коммерциализироваться этот сектор услуг стал тоже довольно рано. В конце 1980-х появились законы, обеспечившие условия для первых "хозрасчетных" родов: первые коммерческие компании (например, "Здоровое поколение") заключали договора с обычными роддомами об оказании дополнительных услуг. Постепенно компании богатели, вкладывали кое-какие деньги в ремонт этажей или отдельных палат, и услуги становились дороже. Сейчас таких компаний несколько, и каждая имеет договора с несколькими роддомами: "Здоровое поколение" — с семью, "Евромед" — с четырьмя. Помимо того, сейчас уже абсолютно все роддома Москвы ввели контрактную систему — женщины, заключившие контракты, рожают вместе с остальными, но затем помещаются в более комфортные палаты. Роддома ввязались в некое подобие конкуренции, придумывая собственные "фишки" в этом рутинном в общем-то деле. Одни предлагают элитные роды с палатами-люкс; другие не имеют таких палат, но пускают на роды мужа; третьи берут прогрессивными взглядами: свободное поведение в родах — хочешь, стой, хочешь, ходи — и пропаганда грудного вскармливания. Среди государственных наиболее востребованы роддом на Севастопольском (ЦПСиР — не путать с Перинатальным центром, это разные учреждения) и ЦКБ — они, собственно, и стали ценовым ориентиром для прочих.

Но все это Москва. В других регионах картина иная: коммерция не проникла еще так далеко, и региональные власти не столь приветливы к коммерсантам в этой отрасли. В Екатеринбурге, например, в 2007 году управление здравоохранения города запретило роддомам оказывать платные медицинские услуги. Запрет касался оплаты собственно родов, но разрешалось брать деньги за более комфортабельные палаты и более качественное питание. Такими же инициативами отличились кемеровские и челябинские власти. В Саратове четыре года назад ОБЭП совместно с прокуратурой доложили о серьезной победе: одна из руководителей местного роддома была задержана за получение взятки в размере 7 тыс. рублей. За эти деньги она поместила беременную женщину в родильное отделение, где та и разрешилась благополучно от бремени.

Но и без этих удивительных, по московским меркам, властных причуд платные роды в регионах далеко не так популярны, как в Москве.

Даром неинтересно
Официальной статистики по платному родовспоможению не существует. Но существует неофициальная. Опрошенные нами участники и эксперты этого рынка сошлись примерно на следующем. Сегодня в Москве платят за роды больше половины ожидающих потомства семей. Платят в среднем от одной до трех тысяч долларов: в зависимости от квалификации и/или личных амбиций врача, условий контрактов в клиниках, месторасположения роддома, а также от того, какие планируются роды — физиологические или кесарево. Кесарево — дороже. Дело в том, что в физиологические роды при хорошем сценарии врач вмешиваться вообще не должен — помощь оказывает акушерка, а врач наблюдает. А вот при кесаревом сечении без врача не обойтись. Поэтому у любого роддома самая дорогая услуга — это кесарево. Согласно статистике, кесарево составляет около 20% рынка (в России из более 1,5 млн новорожденных в год порядка 300 тыс. появляются на свет посредством этой операции).

Московская статистика такова. Если заранее известно, что требуется кесарево сечение, платят 80% клиенток — из них 30% по договору, а 50% в конверте. Если ожидаются естественные роды, платит каждая вторая, тут доли контрактов и взяток примерно равны.

В регионах же платных родов меньше в несколько раз, и в несколько раз ниже цены.

Как обелить черное
Именно из-за того, что взятки все еще составляют большую часть рынка коммерческого родовспоможения, рынком это можно назвать весьма условно.

Стоит заметить, что в большинстве роддомов со взятками врачам никто и не борется. Это относится к тому большинству, в котором сохранился первозданный советский быт. Контрактная система в них введена скорее как дань моде — поскольку товар предъявить клиенту эти роддома не могут, контракты просто не пользуются спросом, но пользуются спросом врачи. Зачем, например, женщине платить за контракт, если она все равно будет лежать в ветхой палате на троих и отстаивать очередь в единственный туалет на этаже?

Роддома, в которые пришли инвесторы (либо те, которые сами потратились на инвестиции), пытаются, конечно, с черным рынком бороться. Способы борьбы ограничены: в отличие от частного роддома, в эти заведения пациентки всегда могут приехать якобы случайно, со схватками, и их обязаны принять. В качестве метода борьбы некоторые роддома в последнее время ввели запрет для врачей выходить на работу не в свою смену. То есть всем понятно, что вышедший не в свою смену доктор приезжает принимать роды у дамы, с которой есть предварительная договоренность. В ответ же некоторые врачи стали просить коллег из других смен поласковей отнестись к их пациенткам. Но тогда есть риск, что пациентка все равно сочтет себя обманутой,— так что этот способ можно, наверное, считать действенным. Используются и другие методы в этой тяжелой и неравной борьбе, но они уж совсем, право, детские: усиленная охрана, турникеты и пропускная система, и даже установка "прослушки" в кабинетах врачей. Как будто нельзя выйти...

Пока что, если суммировать, победа — на стороне взяток. Что в общем-то и понятно. Взяток нет там, где есть частный бизнес. На Севастопольском, например, в Перинатальном центре. Какие взятки, когда $20 тыс. за роды? А вот если бы частных роддомов становилось больше, все они рано или поздно и нашли свои ниши — кто-то подешевле, кто-то подороже. Но этот рынок — он весь сплошные традиции. Пятерка — за мальчика, трешка — за девочку. Из года в год.

Стоимость контрактов на ведение беременности и роды в некоторых клиниках Москвы и Санкт-Петербурга
Название компании Ведение беременности (полное) (руб.) Роды (руб.)
Клиника "Евромед" 39-120 тыс. 59-136,4 тыс.
Клиника Снегирева (Спб) 22 тыс. 46 тыс.
ЦКБ 27 тыс.— контракт на 6 месяцев; 36,9 тыс.— контракт на 9 месяцев 120 тыс.— обычные роды; 170 тыс.— кесарево сечение
Клиника акушерства и гинекологии имени Снегирева ММА имени Сеченова (Москва) 95 тыс.— обычные роды, 105 тыс.— кесарево сечение, размещение в двухместные палаты
Клиника "Здоровое поколение" 68,7 тыс. от 109 тыс.— обычные роды, 120 тыс.— кесарево сечение до 137 тыс.— договор на конкретного врача
ЦПСиР на Севастопольском 87,7 тыс. 95 тыс.
Перинатальный центр на Севастопольском 100,49 тыс.— контракт выходного дня, обычный контракт 139-162,9 тыс. (в зависимости от квалификации врача) от 95 тыс. (или 105 тыс. кесарево) плюс 10 тыс. за день пребывания до 625 тыс.
Одинцовский роддом 41,2-48,7 тыс. (конкретный врач)
Родильный дом г. Люберцы 50-56 тыс.


Екатерина Дранкина КоммерсантЪ-Деньги

27.02.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов