Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Сыграть на иллюзии

Как Disney Company справляется с кризисом и выгодны ли инвестиции в акции киностудий

Кассовые сборы кинокомпаний продемонстрировали, что кризис никак не повлиял на желание людей окунуться в «страну грез». При этом существует закономерность между выходом блокбастеров и ростом бумаг кинокомпаний. The Walt Disney Company занимает на «рынке иллюзий» одну из лидирующих позиций (в частности, это самая крупная по капитализации компания из всех мультимедийных холдингов, а по итогам 2009 года Walt Disney Motion Pictures, которая входит в холдинг The Walt Disney Company, отхватила 11,6% рынка киностудий с кассовыми сборами $1,2 млрд). И, несмотря на удручающую отчетность 2008–2009 годов, котировки компании рисовали восходящую кривую на протяжении всего прошлого года. Перспективы для дальнейшего развития налицо: в этом году Disney Company представит 12 новых фильмов.

Пива и зрелищ

Гениален был сатирик Ювенал, который в I веке н. э. ввел постулат Panem et Circenses («Хлеба и зрелищ»). Он искусно облек в слова основной закон манипуляции, жемчужину наследия римской демократии. Сегодня в условиях глобальной рецессии этот рычаг работает отменно. Только нашим современникам требуются не хлеб и гладиаторские бои, а ведро попкорна, бутылочка пива и захватывающий фильм. В общем, спрос на «страну грез» растет, и поэтому Голливуд далек от банкротства как никогда.

Два кризисных года, 2008-й и 2009-й, продемонстрировали рост посещаемости кинотеатров. В 2008 году, по расчетам The Motion Picture Association, сборы достигали $28,1 млрд, превысив на 5% выручку кинокомпаний в 2007-м. The Hollywood Reporter пишет, что в 2009 году кассовые сборы (во всех странах, кроме США и Канады) шести основных голливудских «монстров» — Fox, Sony, Warner Bros., Disney, Paramount и Universal — составили около $10,7 млрд. Это больше на 20%, 7% и 11%, чем в 2006, 2007 и 2008 годах соответственно.

В ближайшие годы поток зрителей в кинотеатрах будет только нарастать. Еще большее погружение в ирреальность обеспечат новые технологии 3D, которые в скором будущем заменят привычное всем «плоское» изображение. «Похоже, потребители полюбили 3D-фильмы. Продажи билетов на 3D обогнали обычные на 60% еще в 2008 году, что обусловлено большими ожиданиями», — говорится в прошлогоднем исследовании Nielsen Company. Следующим шагом будет переоборудование залов для просмотра в формате 4D. В феврале этого года в Южной Корее появилось несколько кинотеатров прокатной сети CJ-CGV, где стереоскопические эффекты усиливаются осязательными и обонятельными. Двигаются кресла, ощущаются брызги воды, запахи и дуновение ветра. Инновацию пока опробовали только на фильме «Аватар», однако владельцы CJ-CGV планируют продвигать формат 4D и дальше. Билеты на такой сеанс стоят в три раза дороже, чем на обычный, однако людей это совершенно не отпугивает.

Mickey Mou$e

Отличие Диснея от всех кинокорпораций — в размахе, масштабе, диверсификации и ориентации на семейную аудиторию. Disney — безусловный лидер в сегментах мультфильмов и детского кино. А началось все в 1923 году с небольшой студии в Голливуде и рисованного мышонка Микки, которого придумали Уолт и Роб Дисней. В 1955 году открылся первый развлекательный парк Disneyland Resort в городе Анахайм, в 1996-м компания купила телекомпанию ABC, а в 2006 году поглотила своего давнего партнера Pixar. Сегодня Disney Company — это империя, где работают 144 тыс. человек, конгломерат из пяти бизнес-сегментов с рыночной капитализацией $57,06 млрд (для сравнения: стоимость Time Warner Inc. оценивается рынком в $31,15 млрд).

В прошлом году дела у Disney Company шли не очень хорошо, что совершенно не мешало ее акциям демонстрировать четкий восходящий тренд (см. график). По итогам 2009 года чистая прибыль компании упала на 25%, до $3,3 млрд. Прибыль на акцию снизилась до $1,78 с $2,34 в 2008 году. Disney объясняет это падением спроса на рекламу (съемки рекламных роликов — одна из существенных статей дохода корпорации) и посещаемости своих парков на фоне глобального кризиса. В годовом отчете руководство Disney Company честно предупредило инвесторов о дальнейших рисках для бизнеса компании. В их числе такие факторы, как негативные изменения в экономике в США, нестабильность на финансовых рынках, изменение потребительских вкусов и предпочтений, прогресс в технологиях и способах потребления развлекательных продуктов, нарушение авторских прав и угроза со стороны «пиратов».

Отдельный риск — сезонность некоторых бизнес-сегментов компании. Например, объем рекламных заказов на телеканалах сокращается летом и растет осенью. Пик посещаемости парков и зон отдыха приходится на лето, а прибыль от производства фильмов зависит от нескольких факторов — времени выхода премьеры, совпадения этого момента с сезоном отпусков или каникул. Дополнительно подпортить настроение акционеров может текущее слияние Disney Company с производителем комиксов Marvel, которое может на некоторое время размыть стоимость акций. (Компания купила Marvel в августе прошлого года за $4 млрд и получила права на 5 тыс. персонажей Marvel, в том числе Spider Man, X-Men и Iron Man.)

Тем не менее надо отдать должное руководству Disney: в последнее время управляющие менеджеры стараются держать нос по ветру. То есть следуют тенденции ухода молодежи от традиционного в прошлом поведения зрительской аудитории. Теперь у Disney Company новая концепция дистрибуции контента: на сайтах Disney предоставляется услуга скачивания фильмов, игр и телепередач. Разработаны игрушки специально для iPod и iPhone, введен новый формат Blu-ray.

В числе плюсов для финансового положения Disney — избавление от «дочки», студии Miramax, которую компания задумала продать еще шесть лет назад. Потенциальными покупателями выступают Summit Entertainment, Lions Gate Entertainment Corp. и The Weinstein Company (TWC), цена сделки колеблется между $500 млн и $800 млн. Конфликт между Disney Company и дочерней киностудией уходит корнями в 2004 год. Тогда управляющие и основатели Miramax Боб и Харви Вайнштейны намеревались финансировать прокат в США документального кино Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» (фильм о деловых контактах Бушей с семьей бен Ладенов, завоевал «Золотую пальмовую ветвь» 57-го Каннского кинофестиваля). Disney Company была категорически против демонстрации нашумевшего кино по своим телеканалам. В ответ Вайнштейны сами выкупили ленту за $6 млн. После чего менеджмент Disney, от греха подальше, принял решение продать киностудию. Сегодня медиагигант утверждает, что производство малобюджетного независимого кино Miramax (среди таких фильмов, кстати, ленты Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» и «Убить Билла») не соответствует концепции Disney Company.

Вместе с Обамой

В начале этого финансового года (финансовый год 2009–2010, начавшийся в октябре. — Прим. D?) Disney Company продемонстрировала удовлетворительный старт. Чистая прибыль по итогам первого квартала 2010-го достигла $844 млн. Для сравнения: в первом квартале прошлого финансового года этот показатель составил $845 млн, так что кризис почти не сказался на финансовых потоках Disney Company. Прибыль на акцию (EPS) — $0,44 ($0,45 в прошлом году). «Мы довольны результатами первого квартала и в восторге от наших креативных направлений: новых фильмов “Алиса в стране чудес” и “Истории игрушек 3”, а также новых аттракционов в парках и зонах отдыха», — говорит президент компании Роберт Айджер. Тем не менее в сегменте инноваций и интерактивных продуктов компания пока не вышла на достойный уровень. Продажи Disney Online («дочка», занимающаяся разработкой компьютерных игр) за первый квартал сократились на 29%, до $221 млн, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И это при том, что в целом подразделение Interactive Media, в которое входят разработчики игр Disney Interactive и Disney Online, продолжает приносить корпорации только убытки.

Одновременно с обнадеживающей статистикой по первому кварталу Disney Company в начале февраля опубликовала и другую позитивную новость: сотрудничать с ней будет супруга президента США Мишель Обама. Речь идет о госпрограмме по борьбе с ожирением среди детей под названием Let’s Move! («Давайте двигаться!»). В рамках проекта предусмотрены новая концепция питания и увеличения физической нагрузки для школьников, а также пропаганда здорового образа жизни. Disney Company создаст серию социальных роликов для Disney Channel, Disney XD, Radio Disney и сайта Disney.com. В проекте примут также участие медиагиганты NBC, Universal и Viacom. Рынок позитивно отреагировал на эту новость: по итогам торговой сессии 10 февраля акции Disney выросли с $29,16 до $30,03.

«Лонг» по Джонни Деппу

Весь конгломерат компаний Disney — это кинематограф, мультипликация и компьютерная графика, так что от новых и удачных идей для контента (новых кинохитов, оригинальных персонажей) зависят все сегменты бизнеса компании. Посещение тех же Диснейлендов обусловлено изобретательностью художников, сценаристов и режиссеров Motion Pictures (подразделение, включающее восемь кинокомпаний «Дисней» — Walt Disney Pictures, Touchstone Pictures, Hollywood Pictures, Miramax Films, Walt Disney Animation Studio, Pixar Animation Studio, Disney Nature, ImageMovers Digital). После выхода кассового фильма бумаги любого кинопроизводителя, в том числе и Disney Company, летят вверх по меньшей мере в течение двух недель после премьеры (см. таблицу).

В 2010 году «Дисней» готовит 12 кинокартин, однако не все будут способны собрать большую кассу. Судя по всеобщему пиару в СМИ и помпезной презентации на сайте Walt Disney Pictures, самым кассовым станет «Алиса в стране чудес» (Alice in Wonderland) в формате 3D. Это будет первая работа, которую Disney представит в 2010 году, премьера назначена на 5 марта. Бюджет — около $250 млн (по данным Movie Insider), режиссер — Тим Бертон. А следующий революционный блокбастер — «Пираты Карибского моря 4» (Pirates of the Caribbean: on Stranger Tides) — появится на киноэкранах только 20 мая 2011 года. Так что, если вы хотите попробовать заработать на «эффекте блокбастера», покупать акции Walt Disney Company нужно накануне 5 марта 2010 года, как раз перед появлением на экранах Безумного шляпника в исполнении Джонни Деппа.

Кстати, нельзя сказать, чтобы в прошлом году Walt Disney был щедр на блокбастеры. В числе выпущенных в прокат 16 фильмов и мультиков только один собрал достойные кассовые сборы $723 млн — «Вверх» (Up). Эта цифра, конечно, не идет ни в какое сравнение с «Пиратами Карибского моря: сундук мертвеца» (Pirates of the Caribbean: Dead Man’s Chest), который в 2006 году собрал более $1 млрд.

В целом Disney — один из самых успешных игроков индустрии развлечений, по крайней мере, по капитализации компания обгоняет своих основных конкурентов — Time Warner Inc. и CBS Corporation (см. таблицу). Но, несмотря на все позитивные факторы, большинство аналитиков рекомендуют держать акции компании.

Что приносит деньги Walt Disney Company

(структура операционной прибыли)

Телевещание и медийные каналы — 45%
ESPN
Disney-ABC Television Group
Disney Channel
ABC Television Network
ABC Family
ABC Studio
Disney ABC Domestic Television
Radio Disney

Парки и зоны отдыха — 29%
Disneyland Resort
Walt Disney World Resort
Walt Disney Imagineering
Tokyo Disney Resort
Disneyland Paris
Disneyland Hong Kong
Disney Cruise Line
Disney Vocation Club
Disney Adventures
Disney Institute
Walt Disney Parks and Resorts

Мультипликационные и киностудии — 17%
Walt Disney Studios Motion Pictures
Walt Disney Studios Home Entertainment
Miramax Films

Производство продуктов потребления — 7%
Disney Consumer Products
Disney Publishing Worldwide

Интерактивные медиа — 2%
Disney Online
Disney Interactive Studios

Гей, Дональд!

Помимо замечательных фильмов и мультиков, парков отдыха и игрушек, Walt Disney Company прославилась активной поддержкой сексуальных меньшинств. С 1991 года компания организует в своих парках праздники для гомосексуалистов (Gay Days at Walt Disney World). Сперва это был лишь один день — первая суббота июня, но в последние годы празднование растянулось почти на неделю. Проходит все это в парках Disney в Орландо (Калифорния). В этом году (если кому интересно) «праздник» состоится с 3 по 6 июня в Disney’s Hollywood Studios, Animal Kingdom, Magic Kingdom и Epcot. В среднем подобные сборища насчитывают около 150 тыс. гостей, при этом Микки Маус и Дональд Дак предстают в образе гей-пары, а Минни Маус и Дэйзи Дак — лесбиянками. Walt Disney Company не запрещает детям посещать парки отдыха в эти дни. В 1995 году журнал Buzz опубликовал свидетельства одного из передовиков «голубого фронта»: правозащитник-гомосексуалист передал журналистам свой разговор с бывшим президентом Disney Майклом Айзнером и статистику по персоналу Walt Disney Company. Как оказалось, компания занимает первое место по числу служащих нетрадиционной сексуальной ориентации, их в Disney на тот момент было около 63 тыс. — 40% персонала.

«Мне 42 года, и я гей, живу в Орландо. Я был на Gay Days до этого, и каждый раз меня переполняло возмущение, но я сдерживался и не писал об этом. Сейчас мои чувства вышли из-под контроля, и я готов ими поделиться. Мы наблюдали из года в год, как Gay Days увеличивались в масштабах и размерах. Сначала это была небольшая группа благонамеренных лесбиянок и геев, теперь все это деформировалось и стало не чем иным, как грязным спектаклем разнузданности и непристойности. Конечно, я не могу ничем помочь в этой ситуации, но очень сожалею, что ничего не подозревающие семьи несколько лет копили на путешествие только для того, чтобы приехать и обнаружить, что парк Disney наводнен мужеподобными женщинами и бритыми мускулистыми парнями. Большинство из них просто отпускают тормоза и буквально навязывают свою сексуальность каждому прохожему, что по меньшей мере неприятно. Действительно ли Magic Kingdom — это именно то место, где пятилетний мальчик будет спрашивать своего папу, почему мужчины целуются? В гей-сообществе Орландо известно, что если желаешь наркотиков и секса, то первая неделя июня на Gay Days — самое подходящее время», — это выдержка из поста Пола Вермера под названием «Почему я не пойду на Gay Days в этом году», который опубликован на форуме Disney.

В конфликт с официальным имиджем Disney вступают также другие скандалы, связанные с порноверсиями диснеевских мультиков. Об этом свидетельствуют обложки от кассет и дисков, которые по ошибке попадали в руки потребителей. В 2007 году на торги Sotheby’s был выставлен буклет порномультфильма «Белоснежка и семь дальнобойщиков». Напомним, над мультфильмом «Белоснежка и семь гномов» работал мультипликатор Фред Мур в 40-х годах прошлого века. Он славился своим пристрастием к рисованию обнаженной натуры и сексуальных сцен. По свидетельству очевидцев и отзывам возмущенных потребителей на форумах в интернете, это далеко не единственный случай утечки специфических иллюстраций из студий Disney (то же произошло с «Аладдином» и «Русалочкой»).

Плюс к этому во многих диснеевских мультиках содержится скрытая порнография. К примеру, в ленте «Спасатели» на заднем плане на несколько секунд появляется обнаженная женщина. В 1999 году из-за протестов со стороны покупателей Disney пришлось отозвать 3,4 млн копий мультфильма.

Кстати, педофилия для сотрудников медиагиганта тоже не в диковинку. В 1992 году директор картины The Powder Виктор Сальва попался на совращении 12-летнего актера прямо на съемках, его посадили на семь лет. «Для педофилов существует очень много стимулов к тому, чтобы получить работу в компании Disney», — говорил еще в 1998 году Майкл Гиббонс, прокурор города Оранж Кантри во Флориде. Источник цитаты — книга Питера и Рошеля Швайцер Disney: The Mouse Betrayed; Greed, Corruption, and Children at Risk (Washington DC: Regnery Publ., Inc., 1998).



АЛИНА ЛЮБИМСКАЯ

Д Штрих
02.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов