Сертификат в голове
Отмену обязательной сертификации продуктов питания и косметики компенсируют десятикратным ростом штрафов. Правда, качество товаров от этого не вырастет — помешают взяточничество и отсутствие потребительской культуры
С 15 февраля в России отменена обязательная сертификация парфюмерно-косметических средств и большей части продуктов питания, в том числе хлебобулочных и кондитерских изделий, консервов, замороженных овощей, алкогольных напитков, мяса, колбас, фруктов, морепродуктов. Теперь качество этих товаров будет подтверждаться только декларацией о соответствии — документом, в котором производитель заявляет, что его продукция отвечает нормативным требованиям. Сертификационные органы прекратят проверки. Следующим этапом станет десятикратное увеличение штрафов за производство продукции, не соответствующей требованиям качества и безопасности. Вице-премьер РФ Виктор Зубков отметил, что поправки будут внесены в законодательство до 1 апреля 2010 года, а максимальная сумма штрафа составит 500 тыс. рублей.
Причин нововведения две. Первая — подстройка под европейские стандарты (для вступления в ВТО необходимо сократить количество товаров, подлежащих обязательной сертификации). Вторая — борьба с коррупцией в контролирующих органах: сертификация в последнее время потеряла смысл, разрешительные документы легко покупаются. По словам директора екатеринбургского Центра защиты потребителей Андрея Артемьева, недавнее исследование показало, например, что 56% вареных колбас, несмотря на сертификаты, не соответствуют заявленным требованиям.
По идее разработчиков, новые нормы должны повысить качество продукции и снизить издержки производителей. Однако благие намерения правительства могут не реализоваться.
Пустой звук
По мнению начальника отдела сертификации центра «Уралсертификат» Надежды Буяновой, качество продукции может ухудшиться: «Придется верить производителю на слово и рассчитывать на его порядочность. Понятно, эти ожидания оправдает далеко не каждый. Контролировать предприятия теперь позволено только Роспотребнадзору, сроки плановых проверок — через три года. Первый раз компанию можно проинспектировать через три года после ее открытия. На все это время она окажется бесконтрольной».
Но вероятнее всего, соотношение качественных и некачественных товаров не изменится: и порядочные компании, как и раньше, будут выпускать продукцию, соответствующую всем стандартам, и подпольные производители сохранят доступ к потребителю. Аналитик «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «Отмена обязательной сертификации, ориентированная в первую очередь на устранение лишних административных барьеров, не приведет к заметному снижению качества продукции. На рынке сохранится достаточно инструментов, позволяющих контролировать качество, например обязательные нормы отраслевых техрегламентов». С ним согласна вице-директор по качеству концерна «Калина» Ольга Иноземцева: «Обе формы (обязательная сертификация и декларация о соответствии) равнозначны, объективны и достоверны. Для производителя декларирование является даже более жестким, так как он вынужден в явном виде взять на себя ответственность за качество и безопасность продукции, задействовать ресурс своих специалистов на экспертизу, провести необходимые испытания в аккредитованных лабораториях. Помимо этого вся парфюмерно-косметическая продукция по-прежнему подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе. То есть постановление сохраняет государственное регулирование безопасности продукции, исключая лишь дублирование. Говорить о том, что в магазины хлынут некачественные и небезопасные товары, неверно. Недобросовестные изготовители и раньше имели доступ к рынку, ведь в орган по сертификации на испытания предоставлялись только несколько образцов продукции. Таким образом, ответственность за товар, поступающий на прилавки, была весьма размытой».
Тезис о снижении издержек производителей тоже выглядит сомнительно. Да, они будут экономить на проведении дополнительных испытаний. Но, по словам генерального директора комбината «Хороший вкус» Сергея Емельянова, на его предприятии эта сумма в лучшем случае составит 50 тыс. рублей в год. Затраты, наоборот, могут вырасти: «В случае увеличения штрафов нам придется все чаще отстаивать свои права через суд. Учитывая наличие у проверяющих органов плана по штрафам, а не задачи уменьшить количество некачественной продукции на прилавках, внимания к нам будет больше. При этом качество проверок оставляет желать лучшего, и, чтобы опровергнуть неверные, на наш взгляд, результаты, приходится проводить повторные исследования, а это лишняя статья расходов». Андрей Артемьев добавляет, что на волне негатива добросовестным производителям придется тратить еще больше средств, чтобы сохранить покупателя и донести до него информацию о своем товаре.
Игроки полагают, что если замена сертификации декларацией и облегчит бизнесу существование, то лишь в будущем, когда упростится процедура аккредитации собственных лабораторий.
Таким образом, постановление правительства особо ничего не меняет. Взяточничество из органов сертификации переместится в другое, еще более коррупционноемкое ведомство — Роспотребнадзор. Качество товаров на прилавке не улучшится. Штрафами подпольных производителей с рынка не убрать: преступники закону не подчиняются.
У нас самообслуживание
Наиболее эффективным способом борьбы за качество продукции на прилавках (соответственно борьбы с контрафактом), на наш взгляд, может стать информирование покупателя. Необходимо научить потребителя выбирать товар. Некоторые ритейлеры делают это самостоятельно. Руководитель по свежим продуктам и товарам широкого потребления компании «Ашан — Екатеринбург» Андрей Орлов: «У ритейлеров существует своя система оценки качества. Мы тесно сотрудничаем с производителями, проводим аудиты, стараемся избегать посредников и дистрибьюторов. У нас работает свой Комитет покупателей, в который может вступить любой желающий. На ежемесячных собраниях до потребителей доводится информация, необходимая для компетентного выбора. На территории магазина есть информационные стенды. Комплексный подход приводит к тому, что культура потребителей начинает расти: участились случаи, когда покупатель требует предоставить сертификаты».
Однако это точечные акции, с их помощью решить проблему потребительской неграмотности не удастся. По мнению Андрея Артемьева необходима масштабная информационная кампания в СМИ: «Покупатели в Европе никогда не тратят деньги непонятно на что. Они либо ходят в проверенные магазины, либо требуют у продавца сертификаты. В России такая практика не развита. Пока наш потребитель не будет обладать информацией, обеспечивающей компетентный выбор, количество некачественных товаров на полках не уменьшится. Необходимо создать такие условия, чтобы контрафакт перестал покупаться. Тогда добросовестный производитель будет спокойно работать, а недобросовестный просто не попадет на рынок».
Алексей Белоусов
Журнал "Эксперт"