Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

На свой вкус и риск

В России отменили обязательную сертификацию товаров. Правда, не всех

Без обязательной сертификации остался целый ряд популярных в народе товаров: сахар, хлеб, рыбные консервы, коньяки и вина, чай, вода и другие продукты. Также нововведение коснется парфюмерной и косметической промышленности, а общая доля продукции, которую нужно обязательно сертифицировать, снизится с 78 до 54 процентов. Это значит, что ответственность за безопасность многих товаров лежит теперь только на их производителях. Напомним, что введение обязательной сертификации в 1990-х помогло справиться с валом некачественных продуктов, накрывшим страну. Причины, по которым сегодня государство пошло на отказ от подобной меры, называют разные — от сокращения давления на производителя (100 тысяч долларов — такую сумму, по данным СМИ, тратил крупный производитель в год на обязательную сертификацию) до необходимости привести законодательство в соответствие с европейскими нормами для будущего вступления в ВТО. Однако главный вопрос, который волнует потребителей и экспертов: повлияет ли отмена сертификации на качество продукции, которую мы покупаем?

Власти утверждают, что речь не идет об ослаблении контроля за товаром, попадающим на российские прилавки. Так, отмена обязательной сертификации не означает, к примеру, отказа от санитарно-эпидемиологической проверки товаров.

С другой стороны, даже в условиях обязательной сертификации потребители не всегда были довольны качеством товаров на российских прилавках. Несколько лет назад Фонд "Общественное мнение" провел опрос о том, как россияне оценивают продукты, которые они покупают сегодня, по сравнению с теми, которые покупали 20 лет назад. Половина опрошенных посчитала: качество стало ниже! О том, что оно повысилось, заявили лишь 18 процентов. И теперь оснований опасаться за качество продуктов у россиян, вероятно, станет еще больше.

— В кризис, когда доходы и так падают, у бизнеса есть большой соблазн не тратиться на "лишние" проверки, — считает Вадим Дробиз, директор российского Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя. — Более того, сегодня очень многие потребители стараются купить что подешевле, а производители, дабы занять эту нишу, будут снижать себестоимость товара за счет снижения его качества. В результате достаточно взглянуть на результаты экспертиз в государственных унитарных предприятиях, чтобы стало очевидно — половина продукции, которая претендует на то, чтобы выйти на рынок, сегодня не соответствует заявленному качеству. И я бы здесь совершенно не надеялся на сознательность значительной части бизнеса: отечественные производители еще не доросли до того, чтобы самим себя контролировать.

Таким образом, общество сегодня интересует не столько сама сертификация и ее отмена, сколько ответственность для тех, кто гонит некачественную продукцию.

— В Европе за продажу недоброкачественной продукции берут несколько десятков, а то и сот тысяч евро, — говорит Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. — У нас же сегодня по законодательству эта сумма не может превышать 10 тысяч рублей. А я считаю, что она должна быть увеличена до 1 млн рублей.

Кстати, правительство действительно собирается повысить соответствующий штраф — до 500 тысяч рублей. Поправки в законодательство внесут до начала апреля.



Признать негодным
Статистика
Объемы забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов.

В 2008 году Роспотребнадзором было забраковано 51 376,5 тонны отечественных и 517,5 тонны импортируемых продуктов. Больше всего некачественного товара было в следующих категориях.

Наименование продуктов / тонны
Алкогольные напитки и пиво — 47 491
Овощи и столовая зелень — 666,7
Рыба, рыбные и другие продукты моря — 610
Молоко, молочные продукты, включая масло и сметану — 603
Мясо и мясные продукты — 322

Источник: Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году"





Материал подготовили Елена Барышева, Кирилл Журенков

Брифинг

Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:
Отмена сертификации — явление положительное, потому что оно позволяет бизнесу активно развиваться. Сокращается уровень коррупции, снимаются некоторые барьеры входа на рынок для производителей. Понятно, что малоизвестным компаниям будет сложно поначалу завоевать доверие потребителей и крупных торговых сетей — все-таки те привыкли к крупным брендам. Но на то он и рынок, чтобы компании могли себя проявить. Пусть фирмы проводят рекламные кампании, повышают доверие к своей продукции за счет добровольных экспертиз. Понятно, что за несколько месяцев этого не добиться, но ничего не поделаешь.
Источник: соб. инф.

Игорь Назаров, заместитель генерального директора ГУП "Московское качество":
Сказать однозначно, хорошо это или плохо, нельзя. Обязательное подтверждение безопасности в целом не отменяется, просто изменилась его форма, вместо обязательной сертификации вводится декларирование соответствия. С одной стороны, это снижает давление на бизнес, с другой — снимается, пожалуй, один из последних барьеров, который мог в какой-то степени фильтровать нарушения качества продукции. К сожалению, наш бизнес пока не может саморегулироваться в этой области, ведь, например, добровольная сертификация у нас не востребована. И как в итоге это отразится на прилавках — прогнозировать сложно.
Источник: соб. инф.

Геннадий Онищенко, глава Роспотребнадзора:
При обязательной сертификации какая-либо дополнительная оценка показателей безопасности не проводилась, поскольку мы имели дело с типичным двойным государственным регулированием. Постановление сохраняет государственное регулирование безопасности продукции. При этом снимается дополнительное финансовое обременение, связанное с прохождением процедуры обязательной сертификации...

Единственной пострадавшей стороной в этой ситуации являются органы по сертификации, как правило, частные организации, аккредитованные при Ростехрегулировании. Звучащую в СМИ трогательную заботу о здоровье населения можно квалифицировать как необъективную, вызванную досадой по поводу потери значительных доходов.
Источник: Интерфакс

Подожди, не ешь

Дмитрий Петров, председатель правления Национального института технического регулирования
Отмена обязательной сертификации не приведет к снижению качества продаваемых товаров, так как ответственность за это в любом случае несет производитель. Орган по сертификации никакой ответственности не несет. Однако и в условиях обязательной сертификации и после ее отмены потребитель не застрахован от покупки продукции невысокого качества.

Как сделать осознанный выбор, если товар этого производителя покупаешь в первый раз? Основным ориентиром для потребителя, на мой взгляд, должен быть прежде всего состав продукта. Как показывает практика, производитель эту информацию не утаивает. Например, если на банке со сгущенным молоком указано, что там содержатся растительные жиры, значит, вкус ее иной, чем был в советское время. Также о наличии, например, модифицированных компонентов вы наверняка сможете узнать, внимательно прочитав надписи на упаковке.

Однако помимо состава на такой упаковке может быть и другая маркировка — знаки системы добровольной сертификации, ориентироваться в которых будет, правда, сложнее. Дело в том, что в Европе систему добровольной сертификации придумали для удобства потребителей, а у нас она нужна владельцам компаний, иначе товар не попадет на полки крупных ритейлеров.

В Европе сами компании-производители заказывают у третьих лиц исследования своей продукции и потом результаты этих исследований используют для продвижения товара. Сертификаты кому попало не раздают, а за результатами исследования пристально следят общественные организации. У нас же в стране около 400 систем добровольной сертификации, но российские потребители об этих системах почти ничего не знают. Да и у экспертов они вызывают много нареканий. Пройдет не один год, пока добровольная сертификации у нас реально заработает, до сих пор этого не произошло.

Одна из немногих надписей, которой наши потребители хоть как-то доверяют,— "Одобрено НИИ питания РАМН". Это не добровольная сертификация, однако, пожалуй, одна из немногих маркировок, которая пользуются доверием у россиян.

Огонек
05.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов