Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Золотая клетка курского соловья

Владелец компании ГРИНН Николай Грешилов заработал состояние на дешевых гипермаркетах "Линия". Теперь он решил осуществить давнюю мечту: построить торгово-развлекательные центры, где развлечения и торговля поменяются местами

Субботнее утро. На столе Николая Грешилова в несколько слоев лежат большие листы ватмана — эскизы и проектная документация нескольких зданий. Грешилов увлеченно черкает их ручкой, делая какие-то пометки. Он сам проектирует свои объекты и порой не может остановиться. "Видел вчера спорткомплекс в Орле? — с трудом оторвавшись от бумаг, спрашивает Грешилов.— Ломать буду!"

Ломать вроде бы незачем. Спорткомплекс является частью грандиозного торгово-развлекательного центра "МегаГРИНН" и был запущен лишь в прошлом году. Недостатка в посетителях он не испытывает. По крайней мере, накануне нашего разговора все четыре теннисных корта были заняты. Однако спорить бесполезно.

Грешилов — выходец из деревни Свобода Курской области. Однажды зимой его жена Ольга Грешилова отправилась в соседнюю деревню. Началась пурга, дороги замело. Николай взял трактор и поехал выручать супругу. Все бы хорошо, только у трактора было разбито стекло в кабине, и Николай отморозил уши. Да и жена, пока он добирался, вернулась на попутной машине. Прошло уже много лет, но Грешилов не изменился. В бизнесе он столь же стремителен и не слишком заботится о последствиях. "Загорится — не остановить",— отзываются о нем подчиненные.

Теперь Грешилов "загорелся" возвести на месте новенького спорткомплекса грандиозный "водно-концертный комплекс": на первом этаже 50-метровый бассейн, на втором — концертный зал на тысячу мест. "Звезды будут выступать, да и бассейн привлечет больше народу, чем корты,— рассуждает бизнесмен, дорисовывая бассейн на ватмане.— Вот и скажи мне, мог бы я так запросто новое здание поломать и перестроить, если бы у меня за спиной акционеры стояли? Да черта с два".

Грешилов — единственный владелец корпорации ГРИНН, которой принадлежат сеть гипермаркетов "Линия", три торгово-развлекательных центра — в Курске, Орле и Белгороде (последний находится на стадии фундамента), несколько ресторанов и гостиниц, строительный и автотранспортный бизнес (все объекты Грешилов строит сам), а также крупнейший в Черноземье дилер большегрузных машин МАЗ, КамАЗ, MAN и т. п.

До 2007 года он также владел крупнейшим в России заводом по производству пропиленовой пленки "ГРИНН-пластик", который продал "Сибуру" якобы под давлением курских чиновников. Несколько лет назад сына бизнесмена сильно избили в милиции, а Грешилова-старшего обвинили в уклонении от уплаты налогов на 17,6 млн руб. Предприниматель считает, что таким образом его "ломали" продать привлекательный актив. Сейчас претензии сняты. В прошлом году Грешилов перерегистрировал компанию в Орле, хотя головной офис по-прежнему находится в Курске.

Оборот корпорации ГРИНН в прошлом году составил 28,6 млрд руб., из которых более 90% приходится на гипермаркеты "Линия". По последнему рейтингу газеты "Коммерсантъ" "Топ-50 российских ритейлеров", в 2008 году среди продуктовых ритейлеров, начавших свой бизнес за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, "Линия" была пятой по обороту. Ее опережали краснодарский "Магнит", калининградская "Виктория", красноярская "Алпи" и новосибирская "Холидей классик". Так что Грешилов — крупнейший региональный ритейлер в Центральном округе.

"Гипермаркеты у меня для денег, а это,— Грешилов разводит руки над эскизами "МегаГРИНН",— для души. Понимаешь, нет?". Заниматься ритейлом курскому миллиардеру явно наскучило, и он начал экспериментировать в провинции с форматами, которые выглядят инновационными даже для Москвы.

Приключения биоэнергетика
Жена в шутку называет Грешилова "наш биоэнергетик". Николаю 57 лет, но выглядит он бодро и подтянуто — каждое утро пробегает по 5 км, стоит на руках и отжимается.

Проектированием зданий "биоэнергетик" занялся задолго до того, как заработал первый миллион. В молодости он был токарем и водителем, потом окончил Курский сельскохозяйственный институт по специальности "инженер-механик" и успел проработать в проектном институте "Гипросельхозстрой". Проектировал Грешилов не спортивные и концертные залы, а свиноводческие комплексы и мясокомбинаты, но работа ему нравилась. А институт покинул, потому что в тресте "Росагроспецмонтажналадка" пообещали квартиру. Жилплощадь Грешилов так и не получил, зато к моменту развала СССР дорос до заместителя управляющего по снабжению курского филиала треста и обзавелся связями.

"Какой сейчас кризис? Так, ерунда! Вот в 1992 году был кризис так кризис — все просто встало,— вспоминает Николай Грешилов.— А у меня как раз были друзья среди металлургов: "Магнитка", НЛМК, украинские товарищи. Я с ними пьянствовал еще в Союзе. Вот и весь секрет успеха". Грешилов превратил склад "Росагроспецмонтажналадки" в перевалочную базу для поставки металла в Китай. Обратно он вез ширпотреб, который продавал на рынках в Курске. Вскоре Грешилов построил собственный рынок "Новый".

Когда в кризис 1998 года продажи металла сильно упали, бизнесмен решил заняться дешевой продуктовой розницей. "Я в то время случайно оказался в Питере и увидел толпу бабушек у магазина "Лента"",— объясняет Грешилов. Вскоре в Петербурге высадился "десант" курских менеджеров, чтобы изучить ассортимент и ценовую политику питерских гипермаркетов. Открытая в 2001 году в Белгороде "Линия" стала для сети типовым проектом: 14 тыс. кв. м, 32 кассы. "У меня все магазины инкубаторские,— рассказывает Грешилов, доставая из ящика стола кальку с изображением типового проекта.— Так и строить дешевле, и управлять легче".

Ставку бизнесмен сделал на низкие цены и концепцию магазина-склада: запасы хранятся прямо в торговом зале, как в немецкой Metro. Однако Грешилов внес в систему свои коррективы. Если у конкурентов примерно 50% площадей занимает non-food, то в "Линии" на сопутствующие товары приходится лишь 20%. "Людям что нужно больше — тряпки или еда? В "Ашан", например, зайдешь — пока доберешься до продуктов, столько тряпок пересмотришь. Это не в российском менталитете",— убежден Грешилов.

За 10 лет он открыл 20 магазинов в областных центрах девяти регионов Центральной России.

Шикарно получилось
"Место, место и еще раз место — вот три причины успеха в торговле,— Грешилов любит цитировать основателя Wal-Mart Сэма Уолтона.— Просто абы где, как Metro, я строить не хочу".

До недавнего времени прямых конкурентов у "Линии" в Черноземье попросту не было. Компания Metro начала открывать здесь магазины лишь в 2008 году (в Воронеже, Курске, Брянске и Липецке). Первый "Ашан" в Черноземье появился в 2009-м, в Калуге.

"Для Воронежа "Линия" сыграла такую же роль, что и "Ашан" для Москвы. Они пришли с новым для региона форматом, когда народ подустал от "Магнитов" и "Пятерочек", заняли стратегические места и "провалили" цены,— рассказывает директор воронежской сети "Центрторг" Сергей Кастрюлев.— Вот, правда, сейчас в Воронеже достраивают "Ашан", будет еще веселее".

Пока "Линия" выдерживает конкуренцию. В 2009 году ГРИНН открыл два новых гипермаркета — в Туле и Брянске. Количество посетителей в магазинах в среднем по сети за минувший год увеличилось на 8,6%, а выручка — с 23,5 млрд руб. до 26,5 млрд руб.

В 2010 году Грешилов собирается открыть три гипермаркета — в Смоленске, Туле и белорусском Гомеле. На строительство магазина уходит в среднем 500 млн руб. и шесть месяцев. Окупаются они, как правило, в течение трех лет. Инвестиционный бюджет ГРИНН на 2010 год — 2,2 млрд руб. Но лишь половина этой суммы пойдет на "Линию", остальные деньги — на девелопмент. В 2010 году Грешилов возведет торгово-развлекательный комплекс "МегаГРИНН" в Белгороде на 80 тыс. кв. м.— с обзорной площадкой, шестизальным кинотеатром, панорамным лифтом и стеклянным шаром на крыше. Зачем нужен шар? "Как зачем? — недоумевает Грешилов.— Шикарно же получится".

Орловский "МегаГРИНН" он строит уже пять лет и, с учетом масштабности задуманного "водно-концертного комплекса", работы хватит надолго.

Богоматерь на парковке
В Орле с 350 тыс. населения комплекс "МегаГРИНН", занимающий 10 га, производит сильное впечатление. Чего стоит огромная ротонда с колоннадой и надписью "Вера. Надежда. Любовь", построенная прямо посреди парковки. На крыше расправил крылья символ города орел, внутри — икона с Богоматерью в человеческий рост. По выходным сюда приезжают фотографироваться молодожены.

Впрочем, ротонда на парковке — отнюдь не главное ноу-хау Грешилова. Обычно девелоперы торговых центров, чтобы к ним пришли покупатели, отводят под развлечения 20-30% площадей. Основной доход приносят магазины, которым сдаются помещения. У Грешилова все наоборот: он не делает ставку на арендаторов, отведя им лишь 25 тыс. кв. м более чем из 100 тыс. кв. м комплекса зданий "МегаГРИНН". Все остальное — его собственные бизнес-проекты. В их числе: пятизвездная гостиница ГРИНН на 109 мест, детский игровой центр "ГРИННландия", скалодром, спа- и фитнес-центр с семью видами бань, бизнес-центр для конференций на 500 человек, несколько ресторанов, два катка, банкетный зал для проведения торжеств, боулинг и ночной клуб "Часы".

Грешилов сам проектировал "МегаГРИНН", подбирал предметы интерьера, разрабатывал дизайн помещений и даже участвовал в составлении коктейльной карты для своих ресторанов. Сам придумал и название катка — "Зашибись".

Вкус у бывшего инженера-механика с советских времен мало изменился: он предпочитает пышные, монументальные интерьеры. В холле гостиницы висят трехметровые люстры, по углам бизнес-центра стоят "античные" статуи, в зале торжеств в глазах рябит от обилия позолоты и лепнины. В ГРИНН орловский комплекс считают чуть ли не иконой своего бизнеса: всех гостей сначала обязательно везут в Орел, а уж затем к Грешилову в курский офис.

Общий объем инвестиций в орловский "МегаГРИНН" составит около 5 млрд руб. Отбить их за три года, как с "Линией", не получится. "Концепция смелая. Не факт, что в таком небольшом городе будет стабильный спрос на все эти развлечения",— считает старший консультант отдела торговой недвижимости компании DTZ Екатерина Зыкина.

Грешилов рассчитывает не только на местных жителей. Пятизвездный отель и бизнес-центр в Орле он построил, надеясь заманить низкими ценами московских туристов, а также организаторов конференций. "У богатых свои причуды,— сомневается генеральный директор Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник.— Зачем организовывать конференцию за 300 км от Москвы в Орле, если в Москве и Подмосковье гостиницы пустуют?" Впрочем, Грешилов и не рассчитывает окупить вложения в мегастройки быстрее, чем за 10 лет: "Надо это дело сначала разогнать. Чувствую, что интуиция меня не подводит".

Как ни парадоксально, но необычный формат "МегаГРИНН" может вписаться в кризисные условия лучше, чем типовые проекты торгово-развлекательных комплексов. По мнению директора департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, спрос со стороны арендаторов упал сильнее, чем интерес людей к развлечениям. По его данным, арендные ставки снизились до 50%. Между тем выручка, например, в ресторанах среднего сегмента, по сведениям консалтинговой компании RestCon, стала меньше на 30%. Рынок фитнес-услуг потерял 15-20%.

Сегодня не только Грешилов заполняет торговые центры собственными развлекательными проектами. Например, ГК "Ташир" в прошлом году запустила несколько ресторанных и развлекательных проектов на своих площадях. По итогам 2009-го оборот "Ташира" вырос на 11%, а доля в нем "недевелоперских" бизнесов увеличилась с 8% до 25%.

Еда над дорогой
Потренировавшись в провинции, Грешилов вынашивает план наступления на Москву. Он разворачивает на столе очередной чертеж. По обе стороны дороги расположены два гипермаркета "Линия", соединенные галереей-переходом, в ней находится кафе. Оно обслуживает потоки автомобилистов, которые едут в обоих направлениях. Проект комплекса с прилегающей развязкой Грешилов уже запатентовал в Роспатенте. "Сетевых качественных заведений на трассах просто нет, так что идея кажется интересной и перспективной",— говорит исполнительный директор RestCon Андрей Петраков. К слову, итальянская Autogrill, развивающая похожие дорожные комплексы в 43 странах мира, чувствует себя неплохо. Выручка компании за девять месяцев прошлого года увеличилась на 0,6%, до 4,27 млрд евро, EBITDA — на 4,6%, до 479,4 млн евро.

Возводить комплексы Грешилов собирается на основных трассах Подмосковья. Он уже получил одобрение губернатора Московской области Бориса Громова. Строительство начнется не ранее 2011 года. Грешилов решил не брать новых кредитов (компанию кредитуют Сбербанк и ВТБ), пока не завершит мегастройки в Орле и Белгороде.

В курском офисе ГРИНН висит картина 8х4 м, написанная местным художником. На переднем плане — сам Грешилов, на заднем — автотехцентр, проданный пластиковый завод и "инкубаторские" магазины. Грешилову впору заказывать новое полотно, чтобы запечатлеть себя на фоне ультрамодных торгово-развлекательных центров с "водно-концертными комплексами" и панорамными лифтами.

Николай Гришин

"Секрет фирмы"
12.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов