Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Управление толпой

Компании используют «коллективный разум» для собственной выгоды

Глобализация - источник не только хаоса, но и пользы. Технологии дают возможность объединить усилия большого числа людей для решения различных задач, в том числе и крайне важных для человечества. А некоторые компании используют "коллективный разум" для собственной выгоды.

Возможности толпы, недоступные отдельным людям или даже группе людей, использовались начиная с тех времен, когда для розыска преступников впервые развесили объявления на столбах. Сеть агентов, выискивающих правонарушителей, благодаря этому методу увеличивалась многократно. Соответственно шансы на поимку также возрастали вместе с показателями раскрываемости преступлений.


   В наши дни благодаря развитию технологий "доступ" к массам стал еще более легким. И теперь "коллективный разум" используется уже для получения конкретной выгоды в бизнесе. Многие задачи сейчас можно решать совершенно бесплатно или очень дешево за счет привлечения большого количества людей и Интернета. Глобальная сеть связывает работодателя напрямую с исполнителями любого уровня квалификации и с самыми разными ожиданиями по оплате.


   Это бизнес-прием сегодня оформился в самостоятельное явление, получившее название "краудсорсинг" (от английского crowdsourcing, crowd - толпа и sourcing - привлечение ресурсов). Термин впервые использовали писатель Джефф Хауи и редактор журнала Wired Марк Робинсон. Слово было создано по аналогии с аутсорсингом. По сути, в случае с краудсорсингом задачи компании также решаются на стороне, но исполнителями являются не фирмы-подрядчики, а отдельные профессионалы, которые все вместе обладают недюжинными возможностями для решения самых сложных проблем. И при этом затраты на привлечение толпы могут быть минимальными - в мире есть множество людей, любящих свое дело настолько, что готовы заниматься им в свободное время и бесплатно - ради своего удовольствия и, может быть, признания.

БАНК ПО СОСЕДСТВУ

   Краудсорсинг можно разделить на несколько разновидностей. Crowdfunding - привлечение финансирования с помощью масс. Crowdbuying - организованная "толпой" покупка большой партии товаров для получения скидки. И собственно crowdsourcing - выполнение любой работы силами большого количества людей. Это может быть как высокоинтеллектуальная научная разработка, творческая задача, так и механические рутинные операции.

   Привлечение инвестиций от посторонних людей уже несколько лет используется на Западе. Суть схемы совершенно проста, это фактически обычный заем денег. Существуют специальные peеr-to-peеr сети, в которых участвуют пользователи со всего мира. Самые известные из них - Zopa и Prosper. Такого рода кредитование называют пиринговым. Зарегистрироваться в подобном сообществе можно в качестве инвестора или соискателя финансирования. Идея в том, чтобы обойтись при привлечении денег без посредников в виде финансовых компаний или биржи. Такой системой могут воспользоваться также те, кто не имеет достаточных оснований и обеспечения для получения средств в банке. Например, ею часто пользуются студенты для оплаты дорогостоящего обучения, по окончании которого они устраиваются на работу и погашают кредит. Зачастую деньги предоставляют несколько человек сразу. Также инвесторы предпочитают снижать риски, выдавая кредиты нескольким людям. Как правило, процент по такому кредиту гораздо ниже, чем в банке. Согласно исследованию Online Banking Report, к 2011 году объем пирингового кредитования в США может превысить 100 000 займов в год на сумму более $1 млрд.

   Другой пример привлечения финансирования силами "толпы" - SellaBand. На этом сайте начинающие музыканты выкладывают записи своих произведений. Слушатели могут поучаствовать в будущем успехе любого исполнителя, купив долю. Как только сумма вложений достигнет $50 000, SellaBand организует профессиональную запись в студии. Затем альбом или композиция продается на сайте, а полученная прибыль делится между музыкантами и теми, кто вложился на начальном этапе. Конечно, выручка с такого мероприятия весьма невысока, но идея работает. Несколько групп уже получили таким образом шанс показать себя миру. Недавно начинающая певица Hind за 11 дней привлекла 40 000 евро от 316 "верующих" (так на SellaBand называют дольщиков). Минимальная сумма пая при этом составила 10 евро. Сейчас эта девушка из Нидерландов начала второй раунд инвестиций и уже собрала более 12 000 евро. На сегодняшний день общая сумма финансирования, которое удалось привлечь в пользу музыкантов, составила $3 млн.

   В России пока можно назвать единственный проект, использующий принцип краудфандинга. Это сервис, открытый ИК "Финам" в 2007 году, под названием B-generator. На сайте можно выставить свой венчурный проект и продавать паи в нем, а на привлеченные деньги постепенно строить компанию. К февралю 2010 года через этот сервис было привлечено 462 865 руб. от 46 инвесторов. На данный момент людям, желающим вложить свои деньги, предлагается 8 проектов. Самая первая компания, появившаяся на B-generator - Агентство особых поручений (Porucheno.ru), за три года привлекла 452 400 руб., при этом полная сумма необходимых инвестиций составляет 6 млн руб. Как видно, скорость получения финансирования через этот сервис довольно мала. Сложно представить, сколько лет понадобится, например, проекту "Медпром.ру" для привлечения 50 млн руб., необходимых для запуска. Зато венчурным инвестором способен себя почувствовать буквально каждый - пай можно приобрести за 300 - 500 руб.
   

ШТУРМУЕМ МАГАЗИНЫ

   В качестве примера краудбаинга (crowdbuying - покупка, совершенная большой группой людей) часто называют британский фанатский проект MyFootballClub. Этот клуб был создан, чтобы иметь возможность купить футбольную команду и управлять ею совместными усилиями. За три первых месяца существования на сайте зарегистрировались 50 000 фанатов, каждый из которых внес 35 фунтов стерлингов. Объем фонда, таким образом, составил 1,375 млн фунтов. Часть средств (375 000 фунтов) по планам организаторов проекта пойдет на управление клубом и оплату работы персонала. Оставшихся денег, конечно, не хватит на покупку "Челси", но на команду второго эшелона, например, Torquay United, вполне. О своем желании "отдаться" в руки фанатов объявили сразу 9 команд. MyFootballClub отдал предпочтение клубу Ebbsfleet United.

   Принцип массовой организованной покупки также используют жители Китая. Люди, заинтересованные в приобретении определенной вещи, встречаются на сайте и договариваются о проведении флешмоба. В назначенное время они встречаются в заранее выбранном физическом магазине и требуют коллективную скидку. Этот феномен получил название туангоу (tuangou - по-китайски групповая покупка). Второе название этого метода - crowd clout (clout по-английски "лоскут").

   Классическим примером краудбаинга в России можно назвать раскрученный проект KupiVIP. Это онлайновый магазин одежды известных брендов, где можно оставить заявку на вожделенный предмет гардероба. Когда накопится достаточное количество желающих, компания делает оптовую закупку. Таким образом, можно существенно экономить, иногда скидка достигает 70%. По данным KupiVIP, в 2009-м через сайт было проведено более 1200 совместных акций по продаже различных товаров. В январе 2010-го на сайте были зарегистрированы около 1,3 млн шопоголиков. Показатели выручки за прошлый год не раскрываются, по планам, она составит $80 млн в 2010-м. В проект вложилось несколько венчурных фондов. Прошлой весной KupiVIP получил $8 млн от Mangrove Capital, "Арлан" и ABRT. А в январе этого года еще $20 млн вложили Accel Partners, Mangrove Capital Partners, "Арлан", Direct Group и бизнес-ангел Оливер Юнг.
   

ЗА КОПЕЙКИ

   Толпу можно использовать и непосредственно как рабочую силу. Спамеры, например, нанимают индийцев и китайцев для разгадывания CAPTCHA (Completely Automated Public Turing Тest to Тell Computers and Humans Apart - полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различия компьютеров и людей). Это защита, которую используют на почтовых сервисах, чтобы отсеять программы-роботы, массово регистрирующие электронные ящики для рассылки спама. Чтобы пройти этот тест, человеку достаточно распознать цифры и буквы на картинке и ввести их в нужное поле. Обычные роботы этого сделать не могут. Злоумышленники научились обходить эту защиту путем привлечения дешевой рабочей силы из стран Азии. На компьютере жителя какого-нибудь городка индийского штата Бихар устанавливается программка, в которую транслируются картинки для распознавания. Работник получает за 1000 разгаданных "капчей" $1 - 2. Впрочем, спамеры не брезгуют и бедными студентами из России. На форумах можно встретить множество объявлений о соответствующей работе. Правда, россиянам платят больше, чем коллегам из Индии, - $5 за 1000 картинок. По отзывам, на это количество уходит примерно один час рабочего времени. Таким образом, за 12 часов упорного труда можно заработать $60.

   Этот метод можно использовать и для вполне нормальных целей. Например, вместе с обычной "капчей" в качестве второго слова для распознавания предлагать пользователям кусочки старых книг. Таким способом можно оцифровывать литературу, причем совершенно бесплатно. Метод впервые применили ученые из Университета Карнеги - Меллона. Результаты их эксперимента оказались ошеломительными - каждый день миллионы людей оцифровывают таким образом около 160 книг. В течение первого года работы их системы под названием reCAPTCHA было расшифровано свыше 440 млн слов, что равноценно ручному переписыванию более 17 600 книг. Чтобы достичь таких показателей, пользователи разгадали более 1,2 млрд reCAPTCHA.

   Используя принципы краудсорсинга, Google составляет карту Индии с помощью населения этой страны. Компания раздала бесплатные GPS-устройства жителям 50 городов. Каждый участник получил задание отметить все значимые объекты, мимо которых он проходит. Если одинаковая информация поступала из нескольких источников, объект наносился на карту. Так за короткое время были созданы довольно подробные карты городов с указанием остановок транспорта, ресторанов, крупнейших зданий, достопримечательностей. Нужно понимать, что создать достоверную карту Индии привычными способами почти невозможно. Почту там доставляют не по физическим адресам, а по имени получателя. Названия улиц перепутаны, и пытаться ориентироваться, как мы привыкли, бесполезно. Проще спросить дорогу до конкретного места, чем выяснять, на какой улице находишься.
   

РАЗУМ ТОЛПЫ

   В мировой практике есть примеры и более интеллектуального использования "коллективного разума". Например, седьмая книга о Гарри Поттере благодаря энтузиазму школьника, скоординировавшего работу переводчиков, появилась на китайском всего за два дня. В Рунете существуют сайты, где можно выложить интересную иностранную книгу и организовать ее перевод на русский силами нескольких энтузиастов. Один из таких - Translated.by. Появились и переводческие агентства, получающие заказы от компаний и привлекающие исполнителей по принципу краудсорсинга.
   Благодаря "толпе" организации могут сэкономить и на дорогостоящих маркетинговых исследованиях. Например, фирма из Чикаго Threadless, выпускающая футболки, каждую неделю проводит конкурс дизайна, получая таким образом сотни идей от любителей и профессионалов. Пользователи сами оценивают работы. Наиболее популярные идеи запускаются в производство. Каждую неделю компания выпускает 4 - 6 новинок. Победители получают $2000, а на этикетке каждой футболки с аутентичным дизайном красуется имя разработчика. Threadless таким образом экономит на штатных дизайнерах и производит гарантированно востребованные модели.

   Недавно Тимур Бекмамбетов провел конкурс сюжетов для своего будущего новогоднего фильма с рабочим названием "Новый год шагает по стране". Картина будет составлена из 11 новелл, идею каждой по замыслу режиссера должны предоставить сами зрители. Для этого был создан сайт 2010-2011.ru, на котором любой желающий мог рассказать свою историю встречи Нового года - реальную или вымышленную. Посетители голосовали за каждую из них. 11 февраля были подведены итоги. Отобрано 30 рассказов, некоторые из них станут основой фильма, авторы остальных получат призы.
   Высокоинтеллектуальный краудсорсинг также не редкость в мировой практике. Самый яркий пример - сайт InnoCentive.com. Здесь собрались ученые для решения самых неординарных задач. Этим ресурсом активно пользуется, например, Procter & Gamble, предлагающая довольно приличные гранты тем, кто выполнит ее задание. Несмотря на это, компания существенно экономит, получая в свое распоряжение 160 000 "светлых умов". Можно представить, сколько стоило бы содержание настолько обширной собственной R&D-лаборатории. Гранты, предлагающиеся различными компаниями изобретателям, варьируются от $5000 до $1 млн. Но члены сообщества работают не только над коммерческими заказами, они пытаются решить глобальные проблемы - такие, как потепление климата и альтернативное топливо.

   Наиболее часто InnoCentive используют фармацевтические фирмы для разработки новых препаратов. Это сильно удешевляет процесс R&D. Основателем сервиса является выходец из фармотрасли - Альфеус Бингхэм, раньше возглавлявший R&D-лабораторию компании Eli Lilly. За несколько лет существования InnoCentive показал свою состоятельность. Задачи с помощью этого сервиса решаются гораздо эффективнее, чем обычно: в 30% случаев ученые-исследователи успешно справляются с самыми сложными головоломками. Возможно, "коллективный разум" когда-нибудь поможет решить проблемы, угрожающие существованию человечества.


СВЕТЛАНА РАГИМОВА

Журнал "Компания"
12.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов