Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Купи слона, продай авианосец

На тех, кто продает что-нибудь ненужное, и на платежной системе, которой пользуются покупатели чего-нибудь ненужного, eBay планирует и дальше зарабатывать свои миллиарды

Подводная лодка времен Первой мировой войны, японский авианосец времен Второй мировой войны, вода, недопитая Элвисом Пресли во время одного из концертов, почти полный скелет мамонта… Все это лишь малая часть того, что было продано на интернет-аукционе eBay в течение прошлого года. 15 марта проект придет и в Россию, языковые барьеры для «всемирного шопинга» россиян будут сняты. Компания начинает новую экспансию на развивающиеся рынки, чтобы поддержать двузначные темпы роста своих финансовых показателей.

Как обрадовать невесту

История eBay Inc. очень похожа на сказку: главный герой случайно благодаря своей возлюбленной придумал оригинальную бизнес-идею, которая впоследствии помогла ему стать миллиардером. Этот «герой» — программист Пьер Омидьяр. В начале сентября 1995 года в рамках своего личного веб-сайта он создал онлайновый аукцион AuctionWeb. Поводом для этого шага стало желание угодить своей невесте, которая собирала мягкие игрушки и желала обновить свою коллекцию. При этом первым лотом, проданным на аукционе, стала вовсе не мягкая игрушка, а сломанная лазерная указка — ее купили за $14,83. Что правда в этой трогательной (особенно для сломанной указки) истории, а что вымысел пресс-службы — определить достаточно сложно, но так или иначе AuctionWeb за 15 лет дорос до огромной интернет-корпорации с миллиардной выручкой.

Сегодняшнее название компания приобрела в сентябре 1997 года. Изначально Омидьяр хотел назвать сайт Echo Bay Technology Group, чтобы сохранить связь со своим первым местом работы — консалтинговой компанией Echo Bay Technology Group. Однако доменным именем EchoBay.com владела Echo Bay Mines, специализирующаяся на добыче драгоценных камней, и название было сокращено до eBay.com. Первоначально AuctionWeb был полностью бесплатным, постепенно он начал привлекать продавцов и покупателей. Звездный час аукциона настал в 1996 году, когда несколько компаний подписали с сайтом контракт на продажу авиабилетов. Успех проекта был феноменальным: за 1996 год объем активных пользователей вырос с 200 тыс. до 300 тыс. человек. Вслед за авиационными билетами на веб-площадке началась продажа билетов на концерты. В итоге сейчас eBay используется как физическими, так и юридическими лицами для продажи всего на свете.

Заработай на других

Главный источник дохода eBay Inc. — комиссионные от продавцов. Все, кто выставляет заявки на продажу, платят взносы за возможность использования платформы, за выставление лота и комиссию от каждой сделки в размере 8,5%. При этом оплата товара и его пересылка происходят без eBay, и ресурс не несет ответственности за продаваемые товары. Поскольку комиссионные — главный источник прибыли, то на сайте действуют максимально человеколюбивые правила, разработанные еще в 1998 году:

  • в основном все люди добропорядочны;
  • в открытом общении люди проявляют свои лучшие качества;
  • каждый может совершить покупку в соответствии со своими возможностями.

Кроме того, к продаже посредством eBay запрещены нацистская атрибутика, оружие, наркотики и товары, нарушающие законодательства той страны, в которой зарегистрирован соответствующий филиал eBay. Для покупателей использование eBay бесплатно.

На сайте есть три основные возможности продажи. Первая — продажа с аукциона. Продавец указывает стартовую цену лота, время начала торгов и их длительность. В указанное время все заинтересовавшиеся могут сделать ставку на лот, которая может быть перебита другими потенциальными покупателями. Все ставки публичны. Пользователь, назначивший самую высокую цену, становится победителем, то есть покупателем.

Вторая модель торгов — продажа по твердой цене, когда продавец сразу называет стоимость товара и продает его первому желающему. Интерфейс ресурса позволяет комбинировать продажи по твердой цене с продажей с аукциона.

Последняя модель торгов — бессрочное объявление, которое будет демонстрироваться на личной страничке пользователя на eBay. В подобных разделах, называющихся eBay Shop, продавец может размещать объявления без указания срока окончания их действия.

Отдельные фишки разработаны и для покупателей. Главная из них — платежная система PayPal, выкупленная у компании Billpoint в мае 1999 года. Именно посредством PayPal осуществляются все расчеты на сайте. Для удобства покупок также действует сервис eBay Pulse, предоставляющий информацию о наиболее популярных поисковых запросах. Отдельная страничка Best of eBay содержит каталог необычных и уникальных лотов. Приложение eBay Matchups позволяет сопоставлять два разных товара и голосовать за наиболее привлекательный из них.

Не было бы счастья, да Skype помог

Ставка на удобный для пользователя интерфейс в сочетании с универсальной платежной системой PayPal сделали площадку лидером среди конкурентов. А сверхудачное IPO, прошедшее 21 сентября 1998 года на NASDAQ, только подтвердило это лидерство. Акции, разместившиеся по $18, уже через три дня стоили около $50, а капитализация компании достигла $64 млрд. Так Омидьяр и его партнер Джон Донахью, занявший в 1996 году пост президента компании, стали миллиардерами. Привлеченные средства они направили на экспансию eBay по всему миру.

На первом этапе основная задача компании заключалась в скупке «локальных конкурентов». Так, в 1999 году eBay за $43 млн приобрел немецкий интернет-аукцион Alando, который впоследствии был преобразован в eBay Germany. В 2000 году eBay купил ресурс Half.com, который позже был интегрирован в eBay Marketplace. В августе 2001?го eBay покупает Mercado Libre, Lokau и iBazar — крупнейшие латиноамериканские сайты онлайн-аукционов. Через два года за $150 млн был выкуплен контрольный пакет китайского интернет-холдинга EachNet, а еще через год за $50 млн компания вышла на рынок Индии благодаря приобретению местного лидера интернет-аукционов Baazee.com.

Самой дорогой и одновременно самой неудачной покупкой компании оказался оператор интернет-телефонии Skype. В 2005 году eBay отдал за него $2,6 млрд. Покупая актив, менеджмент eBay рассчитывал интегрировать его в свою бизнес-модель, но сделать это не получилось. Впоследствии президент компании Джон Донахью признался, что Skype оказался совершенно самостоятельным бизнесом, которому просто «было мало» статуса рядового проекта компании. Ситуацию осложняло то, что Skype так и не смог выйти на прибыль в запланированные сроки и даже в 2009 году оставался убыточным. В 2007 году основатели Skype Янус Фриис и Никлас Зеннстром из-за несогласия с политикой руководства eBay ушли из компании, предоставив интернет-аукциону дальше разбираться с «трудным ребенком». При этом менеджеры Skype заявили, что не намерены продлять лицензионные права на ряд технологий, которые служат основой телефонного оператора, и хотят их использовать для создания нового интернет-сервиса.

В итоге после двух лет взаимных обвинений eBay в 2009 году продал 70% акций Skype за $2 млрд. Фриису и Зеннстрому отошло 14% акций. Еще 56% акций телефонного оператора были выкуплены фондами Lake Partners, Canada Pension Plan Investment Board и Andreessen Horowitz. Кстати, именно продажа контрольного пакета акций Skype помогла eBay получить в четвертом квартале 2009 года рекордные $1,35 млрд прибыли. Это на 269% выше уровня 2008?го. А всего по итогам прошлого года компания заработала $2,38 млрд прибыли, что на треть больше прибыли за 2008 год ($1,77 млрд).

Антресоли и Facebook

Компания настроена оптимистично и планирует получить в 2010 году прибыль также в размере не менее $2 млрд. Помочь в этом должно продолжение экспансии на новые рынки: если доходы от бизнеса в США в 2009?м выросли лишь на 11%, то от неамериканского дивизиона — сразу на 21%. Именно с желанием поддержать текущие темпы роста и связан приход компании в Россию. Кроме того, до конца весны будут открыты локальные версии для Чехии, Греции, Дании, Швеции и Норвегии. Видимо, eBay полагает, что в странах Восточной и Северной Европы уже скопилось слишком много хлама, который его жители с удовольствием бросятся распродавать через онлайн-аукцион. Что ж, по крайней мере, каждый россиянин, который посмотрит на свои антресоли, поймет: менеджмент eBay попал в точку.

Но главные надежды eBay связаны с развитием своей платежной системы PayPal. В частности, сейчас активно развивается китайский филиал PayPal China. В октябре прошлого года Джон Донахью на ежегодной конференции Goldman Sachs Technology Conference в Сан-Франциско сообщил, что его компания ведет разработку соответствующего приложения для внедрения PayPal в крупнейшую в мире социальную сеть Facebook. В итоге приложение PayPal для Facebook было запущено перед новым 2010 годом, а в феврале 2010?го PayPal и Facebook официально заключили договор о сотрудничестве. В частности, теперь рекламодатели будут оплачивать рекламу в Facebook через PayPal. Все это должно сделать платежную систему еще более прибыльной. Кстати, по словам Донахью, комиссионные доходы от операций, проводимых через PayPal, только за первые девять месяцев 2009 года выросли почти на треть (а точнее, на 28%) и достигли $795,6 млн.

«Сейчас в PayPal зарегистрировано около 146 млн пользователей, из них около 80 млн активны и совершают различные операции в системе не реже одного раза в неделю, — отмечает старший аналитик Broadpoint AmTech Бенджамин Шахтер. — 400 млн пользователей Facebook позволят удвоить или даже утроить этот показатель». Еще один аргумент в пользу создания союза между компаниями — широта охвата. По словам аналитика Lazard Capital Markets Колина Себастьяна, около 70% пользователей Facebook живут за пределами США. «PayPal, в свою очередь, единственная платежная система, которая может работать с 24 валютами, что позволит охватить не только максимальный объем аудитории, но и широкий географический спектр рекламодателей», — пояснил эксперт. Отсюда и рекомендация «покупать» по бумагам eBay, которая полностью совпадает с консенсус-прогнозом аналитиков, опрошенных Reuters.







Дмитрий Ланин

Д Штрих
15.03.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов