Затоварились звездами
Даже после кризиса московские отели остаются одними из самых дорогих в Европе. При этом в верхнем ценовом сегменте объем предложения растет, а вот гостиниц среднего класса почти не строится
На московском гостиничном рынке заметны признаки оживления. Загрузка отелей начала расти впервые после прошлогоднего спада. По информации ГАО «Москва», гостиницы категории три-четыре звезды в феврале были заполнены на 58% (прирост около 15% к аналогичному периоду прошлого года). Растет спрос на дешевые отели уровня одна-две звезды. Участники рынка утверждают, что постепенно восстанавливается турпоток, в том числе командировочный оборот. Не оправдались прогнозы о резком схлопывании въездного туризма. Согласно данным Погранслужбы ФСБ, РЖД и судоходных компаний, въездной туризм по итогам 2009 года сократился только на 9,7%.
Глава столичного Комитета по туризму Григорий Антюфеев прогнозирует, что уже в этом году Москву посетят не менее 4 млн туристов (в докризисном 2008?м — 4,1 млн). В этом случае у владельцев гостиниц среднего класса появится шанс отыграть падение. По прогнозам консалтинговых компаний, стоимость номеров в столичных трехзвездочных отелях вырастет процентов на семь-десять. Росту цен может способствовать сохраняющийся дефицит мест в отелях среднего уровня. А вот в верхнем ценовом сегменте наметился избыток предложения. В этом году в Москве открывается сразу несколько крупных люксовых отелей, что, безусловно, обострит конкуренцию в данном сегменте гостиничного рынка.
Куда исчезли орхидеи
Весь прошлый год отельеры, шокированные резким обвалом спроса, затягивали пояса. Компании отказывались от найма персонала, сокращали штат, зарплаты, премии, пересматривали контракты с поставщиками, оптимизировали затраты. Некоторые гостиницы в целях экономии были вынуждены закрывать бары и рестораны. «В туалетах The Ritz-Carlton Moscow стояли орхидеи. В кризис они исчезли», — делится наблюдениями один из наших собеседников.
Операторы пользовались различными маркетинговыми приемами, направленными на стимулирование спроса. Например, включали в стоимость номера множество услуг. Отели стали активнее, чем раньше, подключаться к системам онлайн-бронирования. «Из-за падения спроса изменились стратегии продаж: смягчились условия отмены бронирования, гостиницы перестали повышать цены в высокий сезон», — комментирует заместитель генерального менеджера Lotte Hotel Moscow Константин Горяинов.
Из-за сокращения турпотока (в первом квартале 2009?го он поредел на 20%) и ослабления деловой активности столичные отели были вынуждены снижать цены. По словам старшего вице-президента компании Jones Lang LaSalle Hotels Марины Смирновой, наиболее гибкими в этом плане оказались крупные международные операторы. Некоторые из них быстро реагировали на изменения спроса и смогли обеспечить 60–65?процентную загрузку качественных сетевых отелей даже в кризис. Как замечает гендиректор компании Hotel Consulting & Development Group Александр Лесник, у операторов была возможность легко манипулировать ценами, поскольку о реальной себестоимости услуг управляющих компаний собственники отелей имеют весьма смутное представление.
За год московские гостиницы подешевели на 15–25% в рублях и на 30–40% в долларах. Так, если в 2008 году номер в гостинице категории четыре звезды стоил в среднем 305 долларов, то к концу прошлого года он подешевел до 180 долларов в сутки. Средняя загрузка сократилась примерно на 20% (в разгар кризиса гостиницы были заполнены лишь на 30–45%). Средний уровень доходности снизился во всех сегментах рынка более чем на треть. Например, по данным Blackwood, доходность номера четырех— и пятизвездочных отелей снизилась с докризисных 6,3 тыс. рублей до 4,1 тыс. рублей в сутки.
Звездный дисбаланс
По информации компании Hogg Robinson Group, специализирующейся на организации поездок и бронировании отелей, цены на гостиницы в российской столице упали сильнее, чем в других десяти самых дорогих городах мира. Однако московские отели все равно остались одними из самых дорогих в Европе. По средней стоимости номера Москва конкурирует с Монте-Карло (177 евро), Абу-Даби (164 евро) и Женевой (163 евро).
Все объясняется ограниченным объемом предложения наиболее востребованных качественных гостиниц средней категории. Московские власти рапортуют о ежегодном вводе в эксплуатацию порядка 5 тыс. гостиничных мест. Из них 1 тыс. мест — это отели верхнего ценового сегмента, отвечающие международным нормам и требованиям. Остальное — весьма скромные отели, зачастую не соответствующие современным стандартам. Такой расклад позволяет существующим гостиницам категории три звезды задирать цены даже в кризис. Например, сегодня стоимость номера в трехзвездочной гостинице Ibis составляет около 3,6 тыс. рублей, что сопоставимо с ценами на проживание в европейских гостиницах более высокого уровня. В этом году откроется только один отель бизнес-класса: «Азимут Отель Москва» вместимостью 144 номера.
Зато в люксовом сегменте строительный бум. Девелоперы спешат завершить проекты, запущенные до кризиса. Объем предложения отелей категории четыре-пять звезд стремительно растет. В прошлом году было введено в эксплуатацию восемь гостиниц международного класса на 969 номеров. В этом году люксовые отели предложат еще 1200–1400 номеров.
Если до кризиса в Москве открывались преимущественно нишевые дорогие отели с небольшим номерным фондом, то в этом году ситуация может кардинально измениться. Сдаются в эксплуатацию вместительные отели, такие как Radisson Royal Hotel (545 номеров) — бывшая «Украина» на Кутузовском проспекте; Renaissance Moscow Monarch Center (366 номеров) на пересечении Ленинградского шоссе с Третьим транспортным кольцом; Lotte Hotel Moscow (304 номера) в Lotte Plaza на Новинском бульваре; Intercontinental Moscow Tverskaya — бывшая гостиница «Минск» на Тверской улице; Courtyard by Marriott Moscow Paveletskaya на Кожевнической улице; Mercure на Смоленской площади.
Для участников рынка ситуация усугубляется еще и тем, что открывающиеся гостиницы будут ориентированы на групповой и корпоративный туризм, и не исключено, что они станут демпинговать, стремясь предложить лучшие условия размещения. Кризис и обусловленное им изменение рыночной конъюнктуры неизбежно отразятся на рентабельности гостиничных проектов. Например, по словам управляющего директора Lotte Hotel Moscow доктора Ен Док Сона, сроки окупаемости московской гостиницы, которую планируется открыть в этом году, возросли с 20 до 22 лет. Возможно, обострение конкуренции и снижение доходности в сегменте люксовых гостиниц заставят отельеров отказаться от неадекватной докризисной модели ценообразования, а девелоперов вынудят обратить внимание на другие, более массовые гостиничные форматы.
Илья Ступин
Журнал "Эксперт"