Производители яиц и мяса приходят в себя после Великого поста
Многодневная диета, которую соблюдали во время минувшего Великого поста христиане, не разорила производителей скоромных продуктов. Спад потребления мяса, яиц и молочных продуктов не превысил 5%, а благодаря резкому взлету цен накануне Пасхи многим удалось «отбить» потери.
У многих 40-дневный Великий пост (в этом году он пришелся на период с 15 февраля по 4 апреля) ассоциируется в первую очередь с переходом на низкобелковую пищу. Но большинство россиян (почти семь из десяти) не стали ограничивать себя в еде во время Великого поста, если верить проведенному в марте опросу «Левада-центра». По данным исследования, полностью держали пост лишь 2% россиян. Частично соблюдали его 15% опрошенных, а еще 9% россиян заявляли, что намерены поститься только в последнюю (Страстную) неделю перед Пасхой. По данным социологов из ВЦИОМ, полностью соблюдать Великий пост собирались 4% россиян (6% в последнюю неделю).
Несмотря на столь малую долю тех, кто отказывается от скоромного, для торговых сетей и производителей непостных продуктов время поста традиционно означает низкий сезон.
Не провал, но снижение
«Каждый год сбыт мяса и яиц в пост серьезно падает, – говорит Наталья Яковлева, президент птицеводческой группы "Авис". – Те компании, которые занимаются переработкой яиц, ощущают это на себе в полной мере, особенно те, кто продает столовые яйца в рознице». По ее словам, легче приходится поставщикам предприятий кондитерской промышленности.
Как рассказали GZT.ru в компании X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), в магазинах Москвы и Питера в период поста на 5% упали продажи охлажденного мяса и на 10% – колбасы. Правда, мясо птицы осталось на прежнем уровне, но в компании это объяснили «хорошими промоакциями». В то же время вырос спрос на «здоровую пищу»: к примеру, стали лучше раскупаться овощные салаты и сухофрукты.
«Обычно потребление мясных продуктов в этот период падает примерно на 5-7%», – говорит глава Мясного союза России, генеральный директор Лианозовского колбасного завода Мушег Мамиконян. Впрочем, эти цифры, по его словам, можно отнести главным образом к первой и последней неделям поста: не все могут долго выдержать низкобелковую диету, особенно дети.
Как именно повлиял пост на рынок мяса, будет ясно недели через две, полагает глава исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. В то же время он не сомневается, что падение имело место, и не верит в данные социологов о том, что пост соблюдает всего 2% россиян. «Даже по своему окружению я наблюдаю, что постится существенно больше людей», – говорит он.
Куры улетели
Особенно заметное падение спроса и потребления было на рынке мяса птицы. Впрочем, связано это не только с постом. С российского рынка в начале года исчезла курятина из США, которая традиционно была более доступной по ценам, чем от российских производителей. Равноценной замены «ножкам Буша» по цене и потребительским свойствам не появилось, так как рост российского производства не мог все это компенсировать, говорит глава НМА. Он предполагает, что из-за этого многие покупатели вынуждены были отказаться от мяса кур в пользу других доступных продуктов.
Один из производителей свинины сообщил, что продажи сократились примерно на 1,5% и этот результат он не считает «провальным». Падение связано не только с постом, но и с укреплением рубля: зарубежная свинина стала более доступной потребителям, и конкуренты из Литвы и Польши увеличили поставки.
«Спрос на молоко в период поста снизился немного, максимум на 5%», – говорит Андрей Даниленко, президент ГК «Русские фермы». Пост не переломил позитивную для производителей молока тенденцию роста потребления молочных продуктов по сравнению с прошлым годом. «Шок кризиса прошел», – радуется Даниленко.
Некоторые крупные переработчики молока и вовсе не заметили поста. По словам представителя «Юнимилк» Евгении Лампадовой, по сравнению с прошлым мартом продажи компании в этом марте выросли примерно на 15%. «Это рекордная для нас цифра, – отмечает она. – Соответственно, производство мы не сокращали».
Падение спроса во время поста значимо не столько в экономическом смысле, сколько в эмоциональном, делает вывод Мушег Мамиконян из Мясного союза.
Постная цена
На ценах падение спроса из-за поста, как правило, не успевает серьезно отразиться. Главным фактором здесь выступает все же стоимость сырья. Впрочем, в марте цены на мясо все же снизились, что нечасто случается. Это произошло во многои из-за перепроизводства мяса у российских фермеров, считает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов-младший.
На протяжении I квартала цены на птицу падали и только к концу поста постепенно стабилизировались и даже показали рост на уровне 2-3%, рассказал Сергей Юшин из НМА. В то же время на рынке свинины, по его сведениям, предложение и спрос были сбалансированы, поэтому скачков цен не наблюдалось.
«Резких ценовых колебаний мы не видим», – говорит молочник Андрей Даниленко из «Русских ферм». Он ожидает незначительного роста цен на молоко в дальнейшем, что объясняется инфляцией.
За неделю до Пасхи у производителей куриных яиц начинается резкий рост продаж, который продолжается еще день-два после праздника, рассказывает Наталья Яковлева из АВИС. Благодаря этому, а также за счет увеличения цен на яйца во время Страстной недели фермеры «отбивают» почти все потери, которые несли во время поста. К Пасхе резко выросли продажи яиц, подтверждают в X5 Retail Group, не уточняя цен.
Впрочем, всю неделю после Пасхи, начиная с понедельника-вторника, цены на яйца начинают уверенный путь вниз, падая примерно на рубль в день, делится наблюдениями Наталья Яковлева. В итоге, по ее словам, через неделю цены выйдут на обычный уровень, который был до начала поста, прогнозирует она.
Рестораны блюдут традицию
Некоторые рестораны, специализирующиеся на мясных блюдах, жалуются, что спрос на эти блюда во время поста существенно падает, местами на 30%, рассказал GZT.ru Андрей Петраков, глава консалтингового проекта RestCon. Впрочем, по его словам, общую тенденцию выделить трудно: отдельные рестораторы и вовсе не заметили изменений в спросе.
Чтобы привлечь клиентов, многие рестораны вводят специальное, постное меню. «Не думаю, что постное предложение оправданно с точки зрения бизнеса», – говорит Андрей Петраков. По его словам, скорее это делается для поддержания имиджа, чтобы отдать дань уважения традициям.
Опрошенные GZT.ru рестораторы рассказывают, что постное меню пользовалось невысоким, но стабильным спросом. К примеру, в сети кафе "МУ-МУ" эти блюда покупали в среднем 3% гостей. Среди новинок постных блюд наиболее высокий рейтинг был у грибного ассорти и капустной котлеты, рассказали руководители сети.
Заметно большим спросом блюда из специального предложения пользовались в ресторанах группы "РосИнтер Ресторантс" (управляет сетями "IL Патио", "Планета Суши", "1-2-3 кафе", T.G.I.Friday’s, "Американский Бар и Гриль"). По данным компании, блюда из постного меню заказывали около 15% гостей ресторанов. Самыми популярными блюдами были овощи гриль, картошка с грибами, овощные салаты и вегетарианские роллы. "Количество постящихся людей в России с каждым годом увеличивается", – отмечают представители компании.
Раз постное меню вводят даже сугубо мясные заведения – значит, это оправданно экономически, иначе бы они этого не делали, полагает Наталья Савинская, главный редактор журнала "Шеф". Она ставит постные меню в ряд других сезонных акций – например, новогодних: принципиальных отличий между ними нет, считает эксперт.
Илья Зиненко
Газета |