Растут и будут расти
Александр Тимофеев: «В ближайшие годы социальные сети ждет плавная эволюция. Они изменятся качественно – упор будет делаться не столько на беззаботное общение, сколько на совместную деятельность»
Коммуникация в интернете становится подвластна всем возрастам – в социальных сетях все больше пожилых людей, которые ищут общения. Общение приобретает все более деловой характер: люди насмотрелись на фотографии друзей юности и жаждут практического применения этой коммуникации. При этом главный конкурент социальных сетей – телевидение, говорит Александр Тимофеев, директор латвийского подразделения группы Forticom, которая управляет множеством социальных сетей в ЕС, а также российской odnoklassniki.ru.
– Социальные сети в свое время стали хитом, на котором «сидели» все. Эта ситуация изменилась?
– Мы работаем на рынке с 2000 года и искали идеи, интересные как потребителям, так и в плане бизнеса. Первым нашим детищем был латвийский сайт мобильных развлечений one. Начинали мы с предоставления услуг по рассылке SМS из интернета, потом перешли на мобильные развлечения и игры. С 2004 года запустили первую социальную сеть – one.lv, которая очень быстро завоевала рынок. Позже появились аналогичные проекты в Литве и Польше. В это время в мире социальные сети стали очень модной тенденцией, что было крайне благоприятно для нашего бизнеса. Сейчас к социальным сетям привыкли, но говорить о падении их популярности преждевременно.
Время социальных сетей – сейчас
– В условиях кризиса рекламный рынок падает. Как уменьшение доходов влияет на интернет-бизнес?
– Как это ни парадоксально, конкуренция за рекламодателя идет сейчас не между интернет-порталами, социальными сетями и информационными сайтами, а между интернетом и телевидением. С наступлением кризиса телевизионщики стали давать большие скидки, очень притягательные для рекламодателей. Они думают: «Ну, это же все-таки телевидение, нашу рекламу увидят все» – и начинают мучительно выбирать. В свою очередь, мы пытаемся им доказать, что интернет-реклама – это не просто какие-то баннеры и ссылки, а возможность общаться с клиентом, узнавать о его запросах и подгонять под них продукт.
– Однако когда речь идет об интернет-рекламе, все в первую очередь говорят о баннерах и кликах. Эта ситуация меняется?
– Да, меняется. Если раньше основным параметром эффективности интернет-рекламы действительно были клики и посещения, то теперь мерилом становятся качественные признаки, такие как креативность контента, а также интеракция с пользователем. Однако о революции говорить нельзя – процесс идет крайне медленно. В первую очередь за счет инертности рекламодателей: они боятся новых решений и предпочитают не рисковать рекламным бюджетом, вкладывая его в более традиционные.
В то же время можно было бы придумать какую-то интересную инновацию, которая бы усилила медиаэффект от кампании. Другой вопрос, что креативность – не всегда определяющий фактор успеха. В качестве примера могу привести рекламную кампанию одного продукта, которая недавно в буквальном смысле оккупировала все латвийские сайты и социальные сети. Денег потрачено много, однако когда потребитель приходил в магазин, то не мог найти понравившийся ему продукт на полке – у заказчика крайне хромало распространение. В результате вложенные средства пропали, хотя успех был так возможен.
Возможность самореализации
Forticom проводит в Латвии чемпионат студентов ИT-специальностей. Задача чемпионата – показать, что у талантливых специалистов есть перспективы карьерного роста даже в ситуации самой глубокой стагнации.
– Почему вы решили проводить чемпионат в отрасли ИT? Это своеобразная «фабрика мозгов»?
– Чемпионат – не «фабрика мозгов», а возможность самореализации. Мы ищем талантливых людей и, безусловно, были бы рады видеть их в числе коллег. Отрасль ИT имеет большие перспективы в Европе и на растущих азиатских рынках. Как разрослись интернет-услуги и социальные сети, к примеру, в Китае и Японии! Это непочатый край работы для молодых специалистов, которые стремятся совершенствовать свои знания, и для таких людей всегда найдется интересная и высокооплачиваемая работа.
Несмотря на спад динамики роста «популяции» социальных сетей, они по-прежнему остаются в топе. Начинает качественно меняться их аудитория. Если раньше в социальных сетях общалась в основном молодежь, то теперь плавно растет удельный вес и людей в возрасте выше среднего. Социальные сети становятся по-настоящему социальными. А это провоцирует повышенное внимание к ним криминальных, и не только, элементов.
– Уже довольно давно стоит вопрос о безопасности социальных сетей. Не слишком ли много в них личной информации?
– Действительно, такая проблема существует. Как ни парадоксально, но люди забывают о том, что социальные сети подразумевают публичность. Если они видят в социальных сетях только своих друзей, то это не значит, что информацию о них не может собирать никто другой. Мы всегда советуем пользователям тщательно думать о том, какую информацию они публикуют в профилях. Написали бы вы в газете то же, что выставили в своем профиле в социальной сети? Иногда люди в профилях пишут, что, мол, уехали на неделю в отпуск: хвастаются. А в это время к ним в квартиру забираются «люди в масках». Почему? Потому что социальные сети – богатый источник информации для всех.
Мы пытаемся защитить своих клиентов, закрывая доступ к их личным данным, к примеру, незарегистрированным пользователям. Но, сами понимаете, если человек не заботится о своей безопасности, ему очень трудно помочь. Мы рассматривали возможность запуска социального проекта с применением технологии GPS. Однако уперлись в то, что система слишком привлекательна для злоумышленников и мы не сможем обеспечить клиентам должный уровень безопасности. Нам самим иногда приходится предоставлять данные о клиентах правоохранительным органам. Это происходит редко и только с санкции прокурора, но факт остается фактом – государство тоже считает социальные сети важным источником информации.
В ближайшие годы социальные сети ждет плавная эволюция. Они изменятся качественно – упор будет делаться не столько на беззаботное общение, сколько на совместную деятельность. Первой ласточкой в этом деле должна стать долгожданная сеть Google Wave, которая позволяет людям создавать совместный контент в пошаговом режиме.
– Все привыкли к тому, что социальные сети – просто болтовня и просмотр чужих фотографий. Что-то изменится?
– Безусловно. Люди хотят кооперироваться и работать вместе. Отличный пример такой социализации – благотворительный проект, осуществленный нами недавно. Буквально за месяц мы и наши партнеры собрали 80 тыс. евро на лечение тяжелобольного мальчика. И это было легко и просто. Так что при помощи социальных сетей очень просто творить добро и заниматься полезными делами. Главное – иметь желание.
Рига
Юрий Гуральник
Журнал "Эксперт"