Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Молочная закваска

Генеральный директор Danon в России и СНГ Томас Ройтер

Транснациональный молочный гигант Danone планирует увеличить свой оборот в России в два раза. О том, каким образом он собирается это сделать, а также о проблемах с ценами на сырое молоко в интервью "Ко" рассказал генеральный директор компании в России и СНГ Томас Ройтер.

 Ведущие российские производители уже давно пытаются совладать с колебаниями стоимости сырого молока на сырьевом рынке: цена то взлетает, принося проблемы переработчикам, то, наоборот, падает, делая нерентабельным содержание молочных ферм. Чтобы решить эту проблему, сельхозпроизводители и правительство составили специальное соглашение, на основании которого должна формироваться справедливая цена. В начале марта на встрече с первым вице-премьером Виктором Зубковым и главой Минсельхоза Еленой Скрынник документ должны были подписать Национальный союз производителей молока и Молочный союз, объединяющий крупнейших переработчиков - в частности, "Вимм-Билль-Данн", "Юнимилк" и Danone. Однако переговорщики так и не смогли согласовать справедливую цену: производители настаивали на 11 руб. за литр, а переработчики требовали снизить нижнюю границу до 8 руб. В итоге Молочный союз отказался подписать документ. 

- Планирует ли Danone все-таки подписать соглашение о ценах на сырое молоко?

   - Мы члены Молочного союза и полностью согласны с тем, что делает союз, в том числе справедливо его желание поддержать производителей молока. Но, с другой стороны, мы считаем, что цена должна регулироваться механизмами свободного рынка, чтобы это была справедливая цена для всех сторон.

   - То есть выходит, что цены, установившиеся в России на сырое молоко, вы считаете справедливыми?

   - Цены в России действительно низкие, но важно отметить, что, если их перевести в евро, они окажутся выше, чем во многих европейских странах. Рецепт в этой ситуации один - очень важно сделать производство молока более эффективным. Не надо забывать, что доступные цены будут помогать нам увеличивать продажи.

   - Молока в России пьют мало?

   - Гораздо меньше, чем в странах ЕС. Например, потребление кисломолочных продуктов составляет около 12 кг в год, тогда как Европейском союзе этот показатель достигает 30 кг. И я считаю: о чем действительно должны заботиться все игроки рынка - так это всячески повышать спрос на молочные продукты. Ведь это важная часть питания любого человека, у нас есть куда расти.

   - В 2009 году Минсельхоз запускал рекламу, направленную на увеличение потребления молока в России. Заметили ли вы эффект от этой кампании?

   - Пока что некоторый рост рынка происходил лишь благодаря усилиям отдельных рекламодателей - таких, как Danone и наши конкуренты. Просто государственная рекламная кампания длилась совсем недолго. Но мы верим, что, если Минсельхоз будет и дальше прилагать усилия, ситуация улучшится. В принципе реклама молока и принятие техрегламента (в 2008 г. был принят федеральный закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", по которому молоком считается только продукт, полученный от сельскохозяйственных животных в период лактации без каких-либо добавлений, все остальное стало молочным напитком.- Прим. "Ко") - это грамотные инициативы, но мы не считаем, что эффект от них может быть быстрым. Должно пройти еще какое-то время, чтобы отдача от этих мер стала заметной.

   - Как известно, динамика цен на молоко в России зависит от мировых трендов. Еще летом 2009 г. европейские фермеры устраивали демонстрации протеста против низких цен на сырое молоко. Что-то изменилось за последнее время?

   - Действительно, колебания цен в Европе были очень серьезными: в 2008 году цена увеличилась вдвое, а в 2009-м опустилась ниже того уровня, на котором была до взлета. Конечно, фермеры были счастливы в период высоких цен, а когда они упали, появилась почва для всеобщего недовольства, начались акции протеста. Себестоимость зависит от многих факторов, например, размера хозяйства и качества молока, но, возможно, цена, которая установилась в прошлом году, была для многих недостаточной, чтобы поддерживать хозяйство в рабочем состоянии.

   - Предпринимают ли в связи с этим какие-то меры правительства европейских стран?

   - Во всех странах правительства пытаются что-то делать. Но, по моему мнению, самый правильный и верный механизм - это механизм свободного рынка. Конечно, важно, чтобы цена продукта была выше его себестоимости, но давайте не будем забывать, что есть очень много возможностей снизить себестоимость. И вот когда я смотрю, как работают производители сырого молока в России, мне кажется, что существует очень много способов сделать производство молока более эффективным и таким образом снизить затраты. Нужно, чтобы цена была справедливой, но нужно ведь, чтобы и хозяйство велось разумно, и себестоимость продукта должна быть разумной.

   - Европейский союз проводил молочные интервенции, закупая излишки молока. Помогли ли они справиться с ситуацией?

   - Эти меры не были эффективны. Хотя сейчас в конце концов цена стала расти, и я надеюсь, что мы придем к какой-то справедливой цене, которая устраивала бы и производителей молока, и производителей молочных продуктов. Причина роста цен не связана с интервенциями. Это абсолютно рыночная ситуация, и цены стали бы расти все равно. Всего лишь вопрос спроса и предложения. Все колебания на рынке были вызваны спекуляциями игроков, а не какими-то иными факторами. Просто в какой-то момент спекуляции были агрессивными. Сейчас опять с помощью рыночных механизмов нащупывается баланс цен. Когда рынок рос перед началом кризиса, фермеры постоянно повышали цены, но в конце концов это вызвало падение потребления молочных продуктов. С наступлением кризиса спрос упал, и, естественно, упала цена.

   - Занимается ли Danone производством сырого молока на каком-либо рынке?

   - В принципе, нет. Исключение составляет лишь Саудовская Аравия, где Danone участвует в разведении молочного скота, но это скорее исключение. В данной стране просто очень мало молока.

   - Какие рынки являются основными для вашей компании и какова доля Danone на мировом молочном рынке?

   - Около 12%, хотя давать оценку очень сложно, в каждой стране доля Danone различна. Самая большая доля у нас во Франции, США и Испании. Но Россия также очень важна для компании. Это одна из стран, у которой имеется очень большой потенциал для развития: темпы роста экономики в России быстрее, чем в других государствах, и мы хотим здесь инвестировать. По крайней мере, то молоко, которое покупает Danone в России, очень хорошего качества, мы в нем уверены и им довольны. Мы работаем с нашими поставщиками, помогаем им, стараемся строить долговременные отношения - и получаем стабильное качество молока. Кроме того, мы можем обучить поставщика и дать ему необходимые технологии.

   - Какую долю рынка занимает в настоящий момент Danone в России?

   - Наша доля составляет 27% в стоимостном выражении на рынке кисломолочной продукции (без учета молока). Что касается оборотов, мы можем озвучить лишь объем производства. В прошлом году он был примерно 260 000 тонн. В объемах у нас отмечался очень маленький рост по сравнению с 2008-м, но и это большое достижение, потому что начало 2009-го было сложным. Мы очень сильно падали во II квартале прошлого года. Но потом у нас был хороший рост во второй половине года, в результате продали даже чуть-чуть больше, чем в 2008-м.

   - С чем связана такая нестабильность?

   - Мы запустили новые экономные продукты, провели специальные акции. У нас появился йогурт "Данон экономный" - одна из самых значительных инноваций. Это вкусный йогурт, но по такой цене "Данон" до этого никогда не предлагал свою продукцию. Под маркой "Растишка" мы всегда продавали творожки, а летом запустили йогурт, который обладает теми же питательными свойствами, но, поскольку это йогурт, он стоит дешевле творожка.

   - Насколько я знаю, в настоящий момент Danone принадлежит 18,36% акций компании "Вимм-Билль-Данн". Планируете вы увеличивать свою долю?

   - Наша доля в ВБД слишком незначительна, поэтому и Danone, и ВБД существуют независимо друг от друга. Решения о приобретениях принимаются в головном офисе, мы не комментируем этот вопрос.

   - Каков объем инвестиций Danone в Россию?

   - Одно направление - это достаточно большие вложения в рекламу и маркетинг, они составляют около 3 млрд руб. Если говорить про инвестиции в развитие производственных мощностей, то в 2009 г. эта сумма равнялась примерно 1 млрд руб. Мы только что закончили большую программу увеличения мощностей производства на заводе в Московской области в Чехове, и теперь вернемся к этому через два года. (В России компания владеет двумя заводами - в Чехове и в Тольятти. - Прим. "Ко".) Дело в том, что через 3 - 5 лет мы планируем удвоить наш объем производства в России. У нас есть уже существующие бренды, и у них много лояльных потребителей. Поэтому рассчитываем на их рост. Второе направление - это запуск продуктов для потребителей, которые больше обращают внимание на цену. В-третьих, мы хотим развивать наш кефирный бизнес. Наконец, планируем делать инновационные продукты.

   - Как, на ваш взгляд, тренды российского молочного рынка соотносятся с общемировыми тенденциями? Какие из них основные?

   - Прежде всего это развитие современных категорий и функциональных продуктов - таких, как "Актимель", - которые, несмотря ни на что, продолжают расти, причем быстрее, чем рынок. Мы считаем, что в этом вопросе нет колоссальной разницы между Россией и Европой, в Европе также растет потребление функциональных продуктов.

   РЕЗЮМЕ ТОМАСА РОЙТЕРА

   ГОД РОЖДЕНИЯ: 1963

   ОБРАЗОВАНИЕ: в 1988 году окончил университет по специальности "Бизнес-администрирование"

   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: в 2001 году пришел работать в компанию "Данон Германия" на должность коммерческого директора, проработал на этой позиции 7 лет. После этого он возглавил подразделение Центральной и Западной Европы, где в поле его ответственности находились Германия, Австрия, Швейцария и Словения. В январе 2009-го был назначен на пост генерального директора "Данон Россия и СНГ"

   СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, воспитывает сынаХОББИ: путешествия, горнолыжный спорт, пеший туризм, футбол, теннис

   ЧТО ТАКОЕ DANONE

   СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: мировой лидер по производству кисломолочных продуктов, детского питания и бутилированной воды

   Оборот в 2008 году - 15,22 млрд евро, прибыль - 1,313 млрд евро. Продажи в России в 2008 г. составили 22 млрд руб. Объем производства в России в 2009 году - 260 000 тонн

   ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ за 2009 год компания не раскрывала

График 1 ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ МОЛОЧНОГО РЫНКА В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ, %

ВБД 29,3
Юнимилк 16,7
Данон 15
ИСТОЧНИК: "РЕНЕССАНС КАПИТАЛ" НА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2009 Г.



ОЛЬГА КОЛТУНОВА

Журнал "Компания"
22.04.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов