Родина ждет
Кому выгоден передел на рынке внутреннего туризма
Рынок внутреннего туризма оперирует гораздо большими суммами, чем привычные всем операторы по Турции или Египту, однако теперь крупнейших игроков этого сегмента пытаются потеснить сильные мультиоператоры. Чтобы противостоять им, региональные лидеры объединились в альянс.
У многих россиян внутренний туризм стойко ассоциируется либо с санаторием и пижамой в полоску, либо с пляжным отдыхом "дикарями". В действительности опций намного больше, и, в отличие от выездного туризма, внутренний в кризисный год, по данным Ростуризма, продемонстрировал рост на 3,5%. Рынок внутреннего туризма оперирует гигантскими цифрами: по разным оценкам, его объем составляет 20 - 30 млн человек в год, в то время как за границу ежегодно выезжают в пять раз меньше путешественников. При этом, по оценкам генерального директора туроператора "Дельфин" Сергея Ромашкина, на долю организованного отдыха приходится не более четверти общего объема рынка внутреннего туризма. Таким образом, в этом сегменте есть что делить, и вполне понятно, почему он оказался в центре внимания нескольких групп игроков. Так, региональные операторы во главе с лидером по туризму в регионе Кавминводы - компанией "Раена" - создали альянс "Паритет". А один из фаворитов российского туррынка - "Капитал Тур" - собирается всерьез заняться внутренним туризмом и консолидировать чартерные рейсы в Сочи, Анапу и Геленджик. Однако всем им придется решать не только проблему дорогого проживания и недешевых авиаперевозок, но и набирающего оборот самостоятельно организованного туризма.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОФСОЮЗ Согласно замыслу создателей "Паритета", все участники альянса должны представить на едином портале parity.su свои предложения туров по России и ближнему зарубежью для бронирования и продаж. При этом о создании единой компании речи не идет, все операторы сохранят юридическую и коммерческую независимость. Основной принцип альянса звучит так: "один курортный регион - один туроператор", хотя оператор может также "застолбить" за собой и другие направления, если докажет свое преимущество на них. Таким образом, альянс хочет исключить возможность конкуренции внутри себя. Предполагается, что посетителями портала станут как агентства, так и простые туристы, желающие отдохнуть в СНГ. По словам руководителя проекта, замдиректора компании "Раена" Зураба Табатадзе, на сегодняшний день в альянс уже вошли несколько игроков: "Ривьера-Сочи" (Краснодарский край), "Глобус Тревел" (Белоруссия), "Охота" (Алтай), "Интурист-Петрозаводск" (Карелия), "Калининградские курорты" (Калининградская обл.), АДМ (Ленинградская обл.), а "Раена" представляет в нем Кавминводы и Подмосковье. В настоящий момент альянс также ведет переговоры с операторами "Сибирь-Байкал" и "Аквилон" (Урал). По расчетам "Раены", к лету 2010 года в "Паритете" должно быть не менее 10 крупных региональных операторов, представляющих совместно 12 регионов. Предполагается даже провести совместную рекламную кампанию. Кроме того, участники альянса надеются, что агентства - партнеры каждого туроператора будут лояльно настроены и по отношению к другим членам "Паритета". Но главное - таким образом локальные монооператоры фактически выходят на федеральный уровень и могут сообща потеснить нынешних глобальных лидеров.
"Мы не собираемся обрушить рынок. Рентабельность внутреннего туризма безумно мала, и люфта для маневра в общем-то нет", - уверяет Зураб Табатадзе. При этом эксперт утверждает, что преимущества региональных игроков крупному туроператору перебить нечем. Во-первых, региональная турфирма - главный держатель блоков во всех объектах размещения. Во-вторых, турист получает турпродукт "из первых рук". "К примеру, приезжает турист в Алтайский край, а тур он купил в Санкт-Петербурге. На маршруте у него что-то не складывается, он звонит в Петербург или Москву, а ему отвечают: "Вы там, а мы здесь, поэтому ничего сделать не можем". Для дальнейшего развития московским операторам нужны представительства и большие капвложения", - рассказывает Зураб Табатадзе. По его словам, региональные операторы часто выступают партнерами мультиоператоров, однако потеснить местного лидера в его родном регионе сложно. "Теперь мы сами выходим в центр - из регионов на федеральный уровень и становимся мультиоператорами за счет друг друга и получаем лояльную клиентскую базу своих партнеров. Каждый участник альянса будет продвигать на выставках "Паритет", - добавляет эксперт.
Как говорит Константин Морозов из московского представительства "Глобус Тревел", его компания рассматривает возможность вступления в альянс и поддерживает идею собрать вместе ключевых операторов по регионам. "Смысл в том, чтобы не искать продукт по разным местам. Получается квинтэссенция информации по туризму в России и СНГ и для агентств, и для туристов, ресурс, который охватывает весь рынок. Сейчас нет подобных простых механизмов поиска", - объясняет эксперт. Кроме того, по его словам, рынок расширяется за счет новых территорий. Так, межгосударственные соглашения меняются, и, например, белорусское направление российские власти планируют признать внутренним туризмом. В таком случае операторам не нужны будут обеспечительные меры, как по выездному направлению. Однако Константин Морозов признается, что пока внутри "Паритета" обсуждаются только некоторые практические вопросы: кому достанутся права на ключевой портал, как будет устроен процесс его финансирования и т. д. В настоящий момент все финансирование взяла на себя "Раена", однако каждый новый участник альянса обязан заплатить вступительный взнос примерно в размере 50 000 - 250 000 руб. в зависимости от региона. Проект портала разрабатывает входящая в холдинг "Раена" фирма "Роботеко". По словам Зураба Табатадзе, компания готова вложить в проект еще около 2 млн руб. "Эти деньги мы не стремимся получить обратно даже за счет вступительных взносов. Но их нужно было вложить, другого выхода не было. Если бы мы их пытались собирать со всех, получился бы колхоз", - говорит он.
НИКАКОГО ПАРИТЕТА Помимо региональных фирм, одеяло на себя тянут крупнейшие мультиоператоры, например, компания "Капитал Тур", которая, преуспев на выездном направлении, собирается консолидировать чартерные перевозки внутри страны. Она планирует собирать бюджетные туры, удешевляя их за счет консолидации чартерных рейсов в Сочи, Анапу и Геленджик. Оператор уже достиг договоренностей с "Атлант-Союзом", последний станет основным авиаперевозчиком и поначалу начнет летать два раза в неделю, а затем планирует совершать ежедневные полеты. Также "Капитал Тур" ведет переговоры по поводу блоков мест на регулярных рейсах с "Аэрофлотом" и "Авиационными линиями Кубани". Предполагается, что стоимость билетов на этих рейсах составит все те же 5000 руб., что примерно в три раза дешевле полетов до Сочи в пик сезона.
По словам экспертов, фактически "Капитал Тур" планирует вернуться к популярной в прошлом практике. До 2005 года операторы брали блоки мест на регулярных рейсах. Потом на рынок вышли лоукостеры, что привело к росту конкуренции. Если в 2001-м в Сочи летали только три авиакомпании, то в 2008-м их число увеличилось до 20. "В случае с Сочи пять лет назад стоимость билета была плюсом, но сегодня найдется авиакомпания, которая в июне-июле выставит демпинговые предложения, и в результате оператор может прогореть. Мы пять лет назад продавали чартеры, но потерпели убытки: стоимость чартера почти равна "регулярке", разница составляла около 2000 руб. Сейчас потеряна связь между туроператором и перевозчиком, никто этого не обсуждает", - отмечает замдиректора департамента Сочи компании "Астравел" Светлана Коняшкина. Поэтому, по ее словам, "Капитал Тур" пытается "возродить" забытое старое - то, что с кризисом стало нерентабельным. Однако, по мнению Сергея Ромашкина, проблема не в чартерах, как считает "Капитал Тур". "Складывается впечатление, что оператор не совсем это понимает либо хочет получить какой-то политический капитал. Через аэропорты Сочи и Анапы проходят 750 000 и 30 000 человек в год соответственно, и это не только туристы. А всего туда приезжают 15 млн человек", - говорит эксперт. Однако, по его словам, рынок с интересом и вниманием будет наблюдать за дальнейшими действиями "Капитал Тур": если получится у них, другие (в том числе крупные туроператоры) могут пойти по их стопам. Впрочем, и в этом случае активным борцам за рынок придется бороться не между собой, а за "диких" туристов. Как замечает Сергей Ромашкин, рынок внутреннего туризма настолько объемный и многогранный, что никакие действия отдельно взятого оператора и альянса влияния на него оказать не могут.
Впрочем, участники рынка критикуют не только мультиоператора. По мнению Сергея Ромашкина, "Паритет" также опоздал со стартом своего проекта к этому туристическому сезону, не запустившись до 1 апреля. "Мне не совсем понятна идея. Все равно, что Panasonic, Sony и пр. создали бы единый портал и стали бы друг друга рекламировать. У меня большие сомнения по поводу создания такого портала. Создать технологически объединенный сайт, интегрировать 10 фирм - это колоссальная работа. Если портал просто будет отсылать на 10 других сайтов, будет только хуже", - полагает эксперт. По его словам, члены альянса похожи на крупнейшие магазины с одним продуктом, а у "Паритета" есть шанс создать супермаркет с 12 отделами, однако, скорее всего, получится 12 ларьков, продающих все по отдельности. Впрочем, альянс, как и "Капитал Тур", планирует интегрироваться дальше, прежде всего, за счет особых условий работы с авиаперевозчиками и отелями. Как говорит Зураб Табатадзе, сейчас члены альянса ведут переговоры с компаниями - лидерами авиаперевозок, чтобы интегрировать возможность бронировать билеты. Тогда билеты в системе "Паритета" будут не дороже самого дешевого экономтарифа, к примеру, билет на рейс Москва - Екатеринбург и обратно будет стоить от 5500 руб. "Мы намерены выбивать уменьшение, но это уже дело будущего. Для этого нужна статистика, цифры по нашей работе. Сейчас мы пока находимся в процессе становления. Потом, когда сможем оперировать цифрами, станем добиваться снижения расценок. Так, консолидированные действия по Египту и Турции уже привели к тому, что цена перевозки стала приемлемой", - рассказывает Табатадзе.
ЖИЛЬЕ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ Как полагают эксперты, проблемы внутреннего туризма гораздо шире, в частности, взять хотя бы высокую стоимость проживания, пусть в кризис цены и не выглядят столь угрожающе, как раньше. По мнению экспертов, многие объекты размещения в Краснодарском крае оставили цены на уровне прошлого года, другие же подняли стоимость только на 5%, максимум на 10%. К примеру, в компании "Астравел" ожидают по итогам 2010 г. увеличения спроса на 5 - 10% в этом регионе. По словам старшего вице-президента Jones Lang LaSalle Hotels Марины Смирновой, не самого высокого уровня санаторий (отельные три звезды) на Черноморском побережье может стоить 1500 - 2500 руб. за номер в сутки в среднем по году (включая трехразовое питание, проживание и лечение) и до 3500 руб. в "высокий" сезон. При этом номер в трехзвездочном отеле в Турции обходится в $20 - $30 за сутки, притом что это другого уровня продукт, не сопоставимый с санаторием, а за 4-5 звезд придется заплатить всего $100 - $120, при этом качество будет лучше. Это признают и члены "Паритета". По мнению Зураба Табатадзе, на рынке внутреннего туризма основная проблема заключается не столько в авиаперевозках, сколько в объектах размещения, которые "задирают" цены. "Мы станем действовать плавно. Каждый оператор будет работать как работал, плюс у него будет масса агентств. Так мы поднимем планку по объемам и тогда уже сможем диктовать хотельерам условия", - добавляет он. Кроме того, местные хотельеры, по словам Марины Смирновой, проявляют и тотальную маркетинговую безграмотность в вопросе овербукинга, неподтверждения брони и невыплаты комиссионных туроператорам. "Черноморское побережье сумело "ужаться" после кризиса, нашли резервы на 25% снизить смету, но в случае с Сочи крайне недостает грамотного продвижения, дистанцированного от Олимпиады. Так, Анапа в прошлом году продемонстрировала рост на 5 - 10%, в то время как Сочи упал на 20 - 25%", - подсчитывает эксперт. В свою очередь Сергей Ромашкин приводит в пример Великий Устюг, где восемь лет назад была всего одна гостиница на 24 места, но с тех пор, как туда зачастили туристы, инвесторы построили отели на несколько тысяч мест.
Местные игроки, почувствовав первое оживление, ищут способы открывать продажи и строить новые объекты. "Крупные проекты, реализуемые частными инвесторами, в основном связаны с Олимпиадой в Сочи. Хотя есть и другие примеры, такие как постройка компанией "Отель Девелопмент" гостиницы Hilton в Геленджике", - рассказывает Марина Смирнова. Однако, по ее словам, отели и туристы хотят встречаться напрямую. "Нам предстоит стать либо отелями (заниматься их управлением), либо системами бронирования отелей и больше развивать собственную агентскую сеть", - полагает Сергей Ромашкин. При этом рост внутреннего турпотока происходит на фоне сокращения госзатрат на его продвижение. Например, в 2010 г. российские власти приняли решение сократить бюджет на продвижение туристических возможностей внутри страны на 45%, со 185 млн руб. до 101 млн руб., почти столько же планируется направить на эти нужды в течение последующих двух лет. Это примерно в десять раз меньше, чем тратит на это направление средняя европейская страна. Впрочем, по мнению экспертов, даже этот 101 млн руб. рассчитан по большей части на иностранцев, желающих посмотреть на наши достопримечательности. А бюджета, "ориентированного" на соотечественников, в России просто нет, как нет пока недорогих гостиниц и дешевых чартеров.
АНАСТАСИЯ МАРКИНА
Журнал "Компания"
|