«Абсолютно оправданная мера»
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз пояснил газете ВЗГЛЯД, зачем в России с 1 июня вводятся минимальные цены на алкоголь крепостью выше 28%
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) установила с 1 июня минимальные цены на алкоголь крепостью более 28%. О том, приведет ли подобная мера к подорожанию настоек и коньяка, а также поможет ли она сократить производство нелегального алкоголя, газете ВЗГЛЯД рассказал директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.«Настойки не смогут конкурировать с водкой»
– Росалкогольрегулирование установило с 1 июня минимальные цены на алкоголь крепостью более 28%. Теперь, к примеру, минимальная цена 0,5 литра спиртного крепостью от 28,01 градуса до 29 градусов составит 65 рублей. Объясните, зачем это нужно было делать?
«По итогам первого квартала 2010 года производство нелегальной водки упало на 30%»
– Эта абсолютно оправданная мера. Она хорошо себя зарекомендовала на Украине, где были введены минимальные оптовые и розничные цены на коньяк, ликероводочные изделия, вино. Сейчас хотят ввести еще на шампанские и игристые вина. Так что все оправданно.
– Но зачем установка минимальных цен потребовалась именно сейчас?
– Введение в России минимальной цены на водку привело к появлению нелегальных крепких настоек на рынке стоимостью 58−60 рублей за бутылку. Фактически, это произошло из-за лазейки в законодательстве. Введение минимальной цены на алкоголь крепостью выше 28 градусов приведет к тому, что настойки не смогут конкурировать с водкой.
–А вообще, введение минимальной цены на водку себя оправдало?
– Эта мера хорошо себя зарекомендовала уже за первые три месяца. Ведь по итогам первого квартала 2010 года производство нелегальной водки упало на 30%, а легальной, наоборот, увеличилось на 10%.
«Основа рынка − водка»
– То есть новая мера Росалкогольрегулирования приведет к снижению на рынке числа «паленых» настоек?
– Конечно, приведет, но надо понимать, что основа рынка – это водка, поэтому в основе снижение количества нелегального алкоголя уже произошло. Так, настойки составляют всего 15% от рынка ликероводочных продуктов. Причем, 10% − это горькие настойки и только 5% − сладкие. 85% − водка. Думаю, что уже в первом полугодии доля производства нелегальной водки будет сокращена на 40−45%.
– Но тогда почему одновременно не была введена минимальная цена на водку и на остальной алкоголь?
– Во-первых, надо было попробовать. Попробовали, получилось. Теперь есть смысл вводить минимальные цены на весь остальной алкоголь.
− А не приведет ли подобная мера к подорожанию тех же настоек?
− Не приведет, так как у нас нет легальных настоек дешевле установленных пределов цен. Они не могут быть дороже водки, поскольку туда добавляются натуральные экстракты ягод. До введения минимальной цены проблемы с настойками вообще не было.
«Эти люди уже обречены»
− Какие еще реформы в алкогольной отрасли, на ваш взгляд, следует предпринять?
− Есть несколько глобальных задач. Во-первых, это снижение алкоголизации населения. Во-вторых, это фискальная функция государства, то есть необходимо еще научиться собирать все акцизы хотя бы со всего легального рынка. В-третьих, это борьба за качество алкоголя. В-четвертых, сокращение доли нелегального рынка.
− Ну и последний вопрос. Станут ли в России меньше пить после того, как государство введет минимальные цены на весь крепкий алкоголь?
− Это другая сторона медали введения минимальных цен. В первом квартале продажи водки упали примерно на 10%. Но это совсем не значит, что люди стали меньше пить. Я предполагаю, что настолько же вырос и рынок суррогатного алкоголя.
Поэтому с введением минимальной цены будет расти и потребление суррогатного алкоголя. Те люди, которые пили водку по 50 рублей, «рассосались» по рынку. 35% алкоголиков ушло на легальный рынок. Половина − на суррогатный рынок, кто-то стал пить нелегальный портвейн.
Но эти люди уже обречены: они все равно будут пить. Таких в России примерно 20−30 млн. Они употребляют больше 40 литров крепкого алкоголя в год, и сделать с этим ничего нельзя.
Полина Спелова
Взгляд