Плавсредства пропитания
Рестораны, умеющие рассекать водную гладь или хотя бы просто держаться на воде, пользуются неизменной популярностью и интересом во всем мире. В Москве этот вид ресторанного бизнеса тоже неплохо себя чувствует. А в последнее время с ним и вовсе происходят перемены — в частности, он приобрел значительно большую плавучесть
В порту пяти морей
В Москве, как известно, морей нет, зато есть Москва-река, канал имени Москвы и несколько водохранилищ, вполне подходящих не только для прогулок по водам, но и для ресторанного бизнеса. А если учесть, что в начале 2000-х открыть ресторан на дебаркадере стоило значительно дешевле, чем сухопутное заведение с соответствующими ценами, к 2006 году в Москве начался расцвет плавучего общепита. Дело в том, что до 1 января 2007 года акватория Москвы-реки находилась в ведении Российской Федерации. И большинство собственников дебаркадеров в свое время заключили с Московско-Окским бассейновым водным управлением Федерального агентства по водным ресурсам (МОБВУ ФАВР) долгосрочные договоры аренды на право пользования конкретным пространством водной поверхности. Ставка арендной платы была зафиксирована на уровне от $2 до $7 за 1 кв. м в год, что на несколько порядков ниже, чем аренда на суше.
Тем не менее еще в сентябре 2006 года столичные власти объявили ресторанам-дебаркадерам войну, а Юрий Лужков лично выступил с обещанием закрыть все подобные заведения.
В январе 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс, и акватория Москвы-реки перешла в ведение Москвы. Но это не помогло столичным властям изменить ситуацию с дебаркадерами. И хотя часть из них представителям московской администрации удалось отбуксировать с их парковочных мест, последнее слово осталось за владельцами дебаркадеров. Дело в том, что новый кодекс не установил порядка переоформления старых договоров аренды. Московскому правительству такой возможности не предоставили, а у МОБВУ ФАВР — отобрали. В итоге до окончания действия старых договоров у московских властей оказались связаны руки. Однако война с дебаркадерами не прекратилась: атаку на них вели как с правового поля (придирались к незаконной реконструкции, требовали убрать неправильно размещенную автопарковку перед причалом и т. д.), так и с помощью административного ресурса (отключали электричество и водопровод); общественность была извещена, что такие рестораны являются "экологическими террористами", загрязняющими реку.
В результате к 2008 году из 140 дебаркадеров работали 26, потом проредили и этих. Владельцы оставшихся обращались в ФАС, и ведомство даже выдало постановление, что московские власти дважды нарушили закон о защите конкуренции, препятствуя деятельности плавучих ресторанов, но поддержка антимонопольщиков не смогла вернуть дебаркадерам прежний размах и популярность. К тому же их стали преследовать неудачи стихийного порядка: один из самых известных плавучих ресторанов, "Викинг", загорелся 30 апреля этого года и был практически уничтожен огнем. Его владельцы обещают начать восстановительные работы в этом месяце, но раньше конца года закончить их не планируют.
Впрочем, по мнению рестораторов, будущее у дебаркадеров есть. Ресторатор Александр Затуринский говорит, что он сам с удовольствием открыл бы такой ресторан, если бы ситуация стала более понятной с формальной точки зрения: "Идея эта безумно привлекательная. Но есть одна проблема, которая перебивает всю охоту этим заниматься: нестабильная ситуация с разрешительными документами от города на обустройство таких мест. Нужны парковка, подводка коммуникаций, канализации и т. д. Сейчас у господина Лужкова такая политика, что разрешительных документов город не дает. Таких ресторанов осталось не так много (тот же "Викинг" сгорел, думаю, неспроста), а те, что стоят, я так подозреваю, существуют благодаря неким дружеским договоренностям с мэром. Если бы откровенно не вставляли палки в колеса, я с огромным удовольствием открыл бы такой ресторанчик, потому что в Москве это популярно, они все забиты. Вода усиливает психологическое ощущение тусовки, и в их существовании зимой тоже никаких проблем. Правда, они преимущественно "кавказской" направленности. А я бы сделал заведение в сегменте luxury, с верхней верандой, напротив парка Горького или что-то типа этого. И с кухней проблем нет. Насчет того, что рестораторы высокой кухни гнушаются открывать такие места: сейчас во всем мире такая тенденция, и народ с деньгами поездил по миру, насмотрелся всего и теперь просто хочет вкусно поесть. От понятий "гастрономия" и "галстучные рестораны" постепенно уходят, предпочитая что-то попроще".
Когда ресторатору Затуринскому удастся осуществить свою идею, пока сказать сложно. "В Москве, насколько мне известно, предложений по продаже и покупке такого рода ресторанов не было,— говорит генеральный директор ЗАО "Агентство прямых инвестиций "Бизнес-развитие"" Евгений Маркелов.— Открыть такой ресторан в столице сейчас шансы практически нулевые, поскольку городским властям обидно, что они не могут собирать такие же деньги, как, например, с той же коммерческой недвижимости: там аренда может доходить и до $20 тыс. в год за квадратный метр. В случае с плавучими ресторанами — сущие копейки, всего-то 1 тыс. руб. в год, поскольку здесь действует другое законодательство. Получается, что для владельцев дебаркадеров это очень выгодный бизнес, ведь плата за пользование водной поверхностью в тысячу раз меньше, чем за пользование землей. Но в дело вступают нерыночные факторы. Посмотрите, в Амстердаме или Париже таких ресторанов пруд пруди — в отличие от Москвы".
Банкетно-ледокольная флотилия
Рестораны, расположенные на действующих и способных плавать теплоходах и специально переоборудованных под цели общепита баржах, избежали печальной судьбы большинства дебаркадеров. На них имеется стабильный спрос, который, безусловно, подвержен сезонным колебаниям, но в целом потихоньку прирастает, и даже кризис на нем отразился не слишком. Чаще всего компании, занятые в этом сегменте, стараются совмещать ресторанный и круизный бизнес, для чего имеют в своих флотилиях разные типы судов. Круизные лайнеры ходят далеко за город по системе каналов, плавучие рестораны держатся поближе к Северному речному вокзалу и причалам на московских набережных. По такому образцу работает компания "Цезарь Трэвел": в круизы она отправляет четыре специально оборудованных теплохода, а под ресторанные цели пустила построенный по специальному проекту банкетоход "Гжель". Он не только может катать пришедших на мероприятие гостей, но и при необходимости вывозит их за город, где делает "зеленые" остановки. При этом теплоход работает круглый год: Москва-река редко замерзает при температуре до -15 градусов, когда же случаются более крепкие морозы, он встает на якорь и работает как стационарная банкетная площадка у причала на Фрунзенской набережной; однако понятно, что основной доход он приносит летом. В компании "Цезарь Трэвел" признают, что расходы на плавучий ресторан существенно выше, чем у дебаркадеров: вода на банкетоходе привозная, а электричество приходится вырабатывать при помощи дизель-генераторов — топливо потребляется вне зависимости от того, есть мероприятие или нет. Тем не менее компании удается выходить в плюс даже в зимние месяцы.
Любопытно, что крупнейший речной перевозчик Москвы — Столичная судоходная компания — лидирует в области коротких речных круизов (принимает на борт свыше 1 млн туристов ежегодно), но в ресторанно-банкетном сегменте особенно не выделяется. Причиной тому, скорее всего, служит то обстоятельство, что компания в основном использует хорошо знакомые с советских времен теплоходы "Москва" и им подобные. Эти корабли незаменимы для недорогих речных экскурсий, но банкеты на них заказывают люди либо не слишком взыскательные, готовые сидеть на пластиковых стульях, либо те, кто хочет сэкономить. Экономия при этом выходит весьма сомнительная: стоит ознакомиться с банкетным меню, чтобы убедиться, что практически те же цены предлагают компании, в чьем распоряжении находятся более благоустроенные или попросту более новые корабли.
Главной новинкой, а заодно и главной интригой ресторанного бизнеса на воде следует признать проект "Круизная компания Radisson Royal Hotel Moscow". Созданная владельцами гостиницы "Украина" Годом Нисановым и Зарахом Илиевым, она задумывалась как имиджевый проект к обновленной гостинице — чтобы клиенты бизнес-отеля могли прокатиться по Москве-реке на судне европейского класса. В результате получился проект, который привлекает столько внимания, что вполне годится на роль новой московской достопримечательности. Флотилия Radisson Royal Hotel Moscow состоит из пяти 50-метровых яхт-ледоколов водоизмещением 212 тонн и стоимостью $2 млн каждая: "Фердинанд", "Капелла", "Бон Вояж", "Селебрити" и "Скарлетт". Три активно плавают, две будут запущены через месяц. Все суда были изготовлены по специальному заказу в Турции и добирались оттуда сначала на буксире через Черное море, а потом своим ходом через Азовское море, по Волго-Донскому каналу, Волге и каналу имени Москвы.
Как рассказала руководитель пресс-службы компании Надежда Спиридонова, для специалистов, работающих во флотилии, корабли — любимые игрушки, с которыми они могут возиться почти бесконечно. Она подчеркивает, что у яхт — единственных в Москве — полная автоматизация и компьютеризация управления машиной (присутствие человека в машинном отделении не требуется). В дизайне теплоходов, разработанном, кстати, в России, также имеется масса новшеств, о которых многие судоходные компании пока даже не берутся мечтать. Например, панорамное остекление главной палубы — даже на парижских прогулочных теплоходах остекление прямое, поскольку с ним проще организовать кондиционирование и вентиляцию внутренних помещений. У теплоходов имеются встроенные в подводную часть прожекторы, подсвечивающие воду,— правда, в море эти огни смотрелись куда выигрышней, чем в мутной водице Москвы-реки.
При создании яхт решено было отказаться от кабинетов и кают, да и площадь главной палубы, где расположен ресторан, используется не с максимальной загрузкой: вместо 180 мест сделали только 143, чтобы все гости могли расположиться с удобством, не мешая друг другу. Отдельно стоит рассказать о мерах безопасности, которыми флотилия Radisson тоже может по праву гордиться: палубы теплоходов имеют особое покрытие, на котором не скользят ноги, на него даже не намерзает лед зимой. Под каждым стулом имеется индивидуальный спасательный жилет шведской фирмы Viking, свисток и фонарик. Ради того чтобы обеспечить такой уровень безопасности каждого посетителя, владельцы компании взяли на себя хлопоты по сертификации шведских жилетов, поскольку стандартное спассредство, положенное на наших пресных водах, во-первых, ни под один стул не поместится, а во-вторых, имеет скверную особенность: если прыгать в нем с высоты трех-четырех метров (что может быть необходимым при аварии), велик риск повредить позвоночник.
Преимущества новой флотилии неплохо заметны летом, в том числе с теплоходов, которые проходят мимо курсирующей по маршруту "Капеллы": их пассажиры фотографируют корабли с той же охотой, что и достопримечательности на речных берегах. Однако зимой яхты производят просто невероятное впечатление. Как ледоколы они оказались лучше специализированных судов, имеющихся в распоряжении Московского речного пароходства: те в 28-градусные морозы с образовавшимся льдом справиться не смогли, а "Фердинанд" успешно совершал вояжи по заснеженной Москве. С этим было связано несколько курьезных ситуаций: как припоминают в компании, когда они вышли на маршрут в новогодние праздники, по номеру телефона, который указан на борту теплохода, позвонила женщина и сообщила, что стоит на мосту и наблюдает идущий по реке теплоход, хотя вроде бы со вчерашнего дня не пила и вообще за рулем; она спрашивала, не обманывают ли ее глаза и что вообще происходит. Понятно, что во время зимних прогулок на верхнюю палубу лишний раз никто подниматься не будет, кроме разве что отчаянных фотолюбителей; на главной палубе в это время тепло и комфортно, зимнюю одежду клиенты оставляют в гардеробе.
Проект стартовал 17 ноября 2009 года. Необычное предложение привлекло внимание компаний, планировавших новогодние корпоративы, поэтому в Новый год все рейсы были забиты под завязку. Флотилия успешно отработала и другие праздники, которые мало ассоциируются с прогулками на воде, например День всех влюбленных — 14 февраля.
Сейчас среди клиентов круизной компании примерно поровну корпоративных и частных, при этом далеко не все из них из люксовой категории. Билет на яхту покупают обычные туристы, которые не видят смысла слишком экономить на собственном досуге и готовы переплатить 300 руб. против цены поездки на "Москве" за возможность прокатиться по реке с европейским комфортом. Также известное внимание достается компании от иностранцев, которые фрахтовали яхты под различные торжественные и рабочие мероприятия.
Владельцы флотилии понимают, что создали долгоиграющий проект с длинными деньгами, который сейчас больше работает на имидж, чем на прибыль. Преимущество перед другими "развлекательными речниками" им обеспечивает неустанное совершенствование — скажем, сейчас они активно разрабатывают защиту гостей за столиками на главной палубе от яркого солнца. Также они осознают уникальность своего детища и полагают, что вряд ли кто-то возьмется повторять его, что дает им возможность спокойно его развивать. В конце концов, Москва-река не такая уж и маленькая, людей, желающих провести свой досуг на воде, в столице преизрядно, так что клиентов хватит и тем, кто за инновации, и тем, кто использует потенциал уже имеющихся судов.
ВЛАДИМИР БОРОВОЙ, РОМАН РОЖКОВ
КоммерсантЪ-Деньги
|